На бирже ICE Futures 30 августа стоимость октябрьского фьючерса на спотовый индекс TTF в моменте достигала €49,8 за 1 тыс. кВт·ч, что равноценно $607 за 1 тыс. куб. м. К закрытию торгов она снизилась до €49,45, но все равно оказалась выше психологической отметки в $600.
В качестве причины эксперты называют символическое бронирование «Газпромом» дополнительных мощностей по транзиту газа через Украину на сентябрь. Монополист запросил лишь 19,5 млн. кубов (или 0,65 млн.куб. м в сутки), что составило 4,3% от выставленных Киевом мощностей на аукцион.
«В 2021 году цены на газ в Европе выросли настолько резко, что динамика рынка в этом году напоминает эскалатор, непрерывно идущий вверх. Сравнивая нынешнюю ситуацию с ситуацией 2020 года, можно даже провести аналогию с лифтом, который быстро движется вверх, не задерживаясь надолго ни на одном этаже», — отмечает аналитическая онлайн-платформа European Gas Hub.
Европейские участники рынка серьезно обеспокоены тем, что объемов голубого топлива, накопленных в газохранилищах, будет недостаточно даже для покрытия более высокого потребления, когда на континент обрушатся первые холода. Если же придут лютые морозы, случится нечто ужасное с учетом пандемии ковида.
В частности, эксперт Яков Грабарь, которого цитирует EGH, считает, что вряд ли новый газопровод «Северный поток -2» сможет удовлетворить спрос на газ в условиях самых низких температур года. Оно и понятно: решение Высшего земельного суда Дюссельдорфа обязывает «Газпром» использовать только половину мощностей СП-2.
Уже невооруженным глазом видны риски, связанные с рыночной газовой конъюнктурой в начале 2022 года, отмечает Грабарь. Дело в том, что образовался дефицит поставок СПГ в Европу из-за жесткой конкуренции с азиатскими импортерам. Масло в огонь подливают синоптики, обещающие еще одну суровую зиму.
Нет особых надежд и на США, которые, тем не менее, всячески блокируют строительство новой балтийской трубы. Напомним, Вашингтон обещал удовлетворить все потребности ЕС в газе, если СП-2 не вступит в строй. Но сейчас ситуация за океаном очень неоднозначная. Есть, как минимум, три системных фактора, толкающих цены на газ в Штатах и препятствующих продажам в Старый свет.
Во-первых, дорожающая нефть вынуждает американских автомобилистов перейти на газовое топливо. Белый дом даже инициировал антимонопольное расследование в отношении АЗС, которые подтягивают ценники на метан к уровню бензина. С учетом того, что европейские города компактнее американских, и расстояние до работы и обратно у жителей Старого света намного меньше, чем у граждан США, этот вопрос в Штатах приобретает яркий политический оттенок. Тем более что «размазанное» по большой территории заокеанское население не дает развиться общественному транспорту в раздутых пригородах.
Чтобы американцы могли добраться до офисов, заводов и магазинов, а также вернуться назад, автомобильное топливо, образно говоря, должно стоить не намного дороже воды. Между тем, с начала срока президентства Байдена розничные цены на бензин выросли почти на 50%, потянув за собой и стоимость газа. Сообщается также, что семейные АЗС разоряются и становятся легкой жертвой алчных сетевиков, с которыми чиновники уже справиться не могут.
Во-вторых, американцы отказались от угля в своей самой прожорливой в мире энергетике. Заокеанские политики сообщают: «Природный газ выполнил свое предназначение как главный источник энергии в стране уже в 2016 году, подкрепленный сотнями миллиардов долларов, вложенных в создание экономики, основанной на газе».
Согласно прогнозам аналитика Morgan Stanley Стивена Берда, общий рост спроса на газ в США замедлится до 1−2% в год ближе к 2030 году. По его расчетам, «зеленая энергия» через десятилетие станет движущей силой № 1. Правда, против этой точки зрения выступает армия скептиков, но суть в другом: есть консенсус, что голубое топливо еще долго будет в повышательном тренде даже в США. Значит, правы были многие европейские политики, прежде всего немецкие в том, что не верили Вашингтону. Тот «зуб давал», обещая европейцам сколько хочешь СПГ, но на проверку все оказалось обычной болтовней.
В-третьих, расслабиться не дает погода. Здесь нужно сказать «отдельное спасибо» потеплению климата. CNN в этой связи пишет: «Прямое воздействие урагана „Ида“ на нефтяную и бензиновую промышленность страны может привести к росту цен на газ, что усугубляет инфляцию, которая уже наносит ущерб американским потребителям».
Телеканал напоминает, что в США цены на газ уже взлетели почти на 80% по сравнению с их низкой точкой в апреле 2020 года. Прогнозируется, что «Ида» добавит еще 18−20% к стоимости голубого топлива, как это было в 2005 году после урагана «Катрина».
В этих условиях даже со стороны американских русофобов-фундаменталистов притихли разговоры о смертельной опасности СП-2 для экономики и политики Европы. Нет, рефлекторные нападки идут, но реальных козырей у Белого дома уже нет.
Что же теперь хочет Киев, которому от такого расклада становится не по себе? Шестьсот баксов за тысячу кубов — это круто даже для украинских «терпил», хотя и эта цена не предел.
«Жовто-сині» выдвигают самые разные идеи, чтобы не лишиться приятных во всех отношениях $3 млрд. транзитных доходов. Например, глава ГТС Украины Сергей Макогон на полном серьезе потребовал (непонятно от кого) контроля над СП-2. Не больше и не меньше. Чего уж мелочиться. На своей странице в Facebook 25 августа 2021 года он заявил о готовности поуправлять новой трубой «в качестве реально независимого от России оператора». Но почему-то от Москвы не последовало согласия.
И вот теперь с новыми инициативами выступил глава НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко — опять-таки в Facebook. Догадавшись, что Москва не подарит Киеву СП-2, главный газовик «незалежной» призвал Европу покупать газ на российско-украинской границе. Типа, русские немцам и французам не откажут. Мол, пусть европейцы «заказывают транзит газа через Украину до 2035 года». Как раз к этому сроку ему исполнится 60 лет — чем не повод завершить карьеру.
А еще Витренко хочет, чтобы Москва подвела к ГТС Украины азербайджанский и туркменский газ в ущерб российским национальным интересам. По его словам, «все вышеперечисленное — это не прихоти Украины». Он бы еще предложил американцам поставлять газ через ГТС Украины.
Дескать, если не сделать то, что сказал глава «Нафтогаза», цены на голубое топливо и дальше будут расти. Но если серьезно, в мире есть очень влиятельные силы, которые хотят разжиться за счет доходов «Газпрома».
В Брюсселе, по всей видимости, к монополисту уже готовится серьезный иск. Он будет основан на том, что добыча «Газпрома» выросла на 48,6 млрд. кубометров — до 316,5 млрд. кубометров по сравнению с годом ранее, в то время как экспорт увеличился на 21,8 млрд. кубометров до 123 млрд. кубометров. «Где спрятал 26,8 млрд кубов?» — грозно спросят у Миллера еврокомиссары. Мог, ведь, поставить излишки через Украины, сбив цену на треть, а еще лучше — наполовину.
Другое дело, европейцы не хотят лишний раз нервировать рынок, особенно накануне отопительного сезона. Но разговоры о том, что Кремль играет на повышение в преддверии запуска СП-2, ведутся активно. В частности, ресурс Upstream online, позиционирующий себя как глобальный источник новостей о нефти и газа, пишет: «Газпром» хочет, чтобы европейские потребители этой зимой встали на колени".