Украина и США по-прежнему считают газопровод «Северный поток-2» угрозой для европейской энергетической безопасности. Об этом говорится в совместном заявлении по стратегическому партнерству Киева и Вашингтона, принятом в рамках рабочего визита президента Украины Владимира Зеленского в США и опубликованном офисом президента Украины.
Пока Владимир Зеленский делится впечатлениями от встречи, Джо Байден скромно молчит. У американского президента есть договоренности с Германией, по которым Украину обещали поддержать в вопросе энергетической безопасности, однако и у ФРГ, и у Европы, в целом, есть свои интересы в газовом вопросе.
На бирже цена на газ утром 1 сентября взлетела до $646 за тысячу кубометров, и хотя к вечеру опустилась до $607, но подобные рекорды не могут не вызывать беспокойство европейцев. Зима не за горами, а европейские подземные хранилища остаются заполнены на минимальном уровне и, по прогнозам «Газпрома», могут не успеть восполнить четверть потребленных минувшей зимой запасов. В компании напоминают, что в прошлом году отбор газа из ПХГ начался 12 октября.
«При сохранении текущих темпов закачки можно прогнозировать, что к 12 октября этого года в хранилищах будет около 78 миллиардов кубометров газа. Это означает, что не будет восполнено 25%, или 17 миллиардов кубометров газа, из 66,2 миллиарда кубометров, отобранных прошлой зимой», — говорится в сообщении «Газпрома».
При этом в украинских ПХГ, по прогнозам, к 12 октября при сохранении текущих темпов закачки будет на 30% или на 8 млрд. куб. м газа меньше, чем в прошлом году.
В Минэнерго России полагают, что поставки газа по «Северному потоку-2» начнутся уже в этом году, однако заработать на полную мощность он пока не сможет. Решением суда в Дюссельдорфе «Северный поток — 2» не выведен из-под действия газовой директивы Евросоюза.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович согласен, что ситуация складывается сложная.
— С одной стороны, у «Газпрома» создается хорошая переговорная позиция с точки зрения выторговывания снятия антимонопольных ограничений по «Северному потоку-2». Правда, не исключено, что это может занять немало времени.
Как показывает опыт газопровода OPAL, это может длиться годами. Вряд ли можно говорить, что сейчас эта проблема решиться за недели.
Да и сразу «Северный поток-2» на полную мощность не выйдет. Никакие газопроводы сразу на полную мощность не выходят. Если поставки и начнутся в текущем году, то они будут в районе пяти с лишним миллиардов кубов. Это небольшие объемы.
«СП»: — Что будет с ценами?
— Сами по себе новости, что поставки готовы начаться и, возможно, будут сняты антимонопольные ограничения, могут способствовать снижению цен на газ на европейских биржах. Этому может помочь и комфортная погода в ближайшие осенние месяцы, когда не надо дополнительно обогреваться или охлаждаться.
Если будут новости, что никаких компромиссов по «Северному потоку-2» нет, это может разогревать цены, хотя очевидно, что на нынешнем уровне они вряд ли будут долго сохраняться. Однако в моменте поднятие возможно.
«Газпрому» подъем цен в моменте выгоден, так как он получает деньги и новые переговорные инструменты, но можно ведь и «передавить»: отношение к компании может стать хуже.
Сейчас контракты выполняются, а что будет в декабре-феврале? Если удастся пройти зимний период без нарушения контракта, то можно всех «умыть» и даже не торопиться заполнять вторую половину «Северного потока-2». Контракт выполнен — предъявить нечего.
«СП»: — В Европе звучат сомнения, что «Газпром» выполнит обязательства по контрактам.
— Пока европейское общественное мнение может критиковать «Газпром» за то, что выбирает жестко (газ из ПХГ — ред.), но контракты выполняются.
Вопрос в том, сможет ли он выполнять контракты по поставкам газа, включая тот газ, который надо поднять из хранилищ и который надо прокачать, который можно у кого-то перекупить зимой.
У «Газпрома» сейчас тоже есть сложности. У него была авария под Новым Уренгоем, из-за чего часть месторождения там работает не так эффективно, как раньше. Есть также необходимость заполнить российские хранилища, которые после холодных января-февраля не полностью заполнены.
Хватит ли «Газпрома» на все? Если он хоть чуть-чуть контракт не выполнит, его живьем будут съедать. Этого допускать нельзя, это смерти подобно. Сейчас надо точно планировать и как доставить в хранилища, выяснить, есть ли свободные мощности у «Роснефти», может у кого-то перекупить даже дороже, например, у «Новатэк».
Возможно, через несколько недель перед «Газпромом» встанет вопрос о том, не придется ли увеличивать транзит через Украину, чтобы заполнить свои хранилища в Европе, так как мгновенно это сделать нельзя даже после первых прокачек по «Северному потоку- 2».
«Газпром» это все считает, публично не особо высказывается, чтобы не создавать паники на биржах. Хотя мне кажется, компания недостаточно объясняет свою позицию по поводу хранилищ.
Думаю, в ближайшие недели будут либо позитивные новости по «Северному потоку -2», либо дополнительное бронирование мощностей через Украину, потому что слишком опасно подходить к зиме с рисками невыполненных контрактов.
«СП»: — Цену в 1000 долларов увидим?
— В моменте цены будут взлетать. Можно вспомнить, например, аварию в Баумгартен (газораспределительный центр в Австрии — ред.) пару лет назад, когда на короткий срок цены взлетали до 900 и выше. Потом упали. Это экстремальная ситуация, но на либерализованном рынке цена может быть и очень высокой, и очень низкой.
Год назад в моментах цена была ниже 40 долларов за тысячу кубов. И даже обсуждалось, что газ может стоит ниже нуля. Кстати, было так, что газ в Европе был ниже нуля — на британском хабе в 2006 году.