Экономика / Бизнес в России
14 сентября 08:24

Купюры оказались не в той упаковке: Путина и правительство пытаются обмануть

На мусоре легко сделать десятки миллиардов

8512
Купюры оказались не в той упаковке: Путина и правительство пытаются обмануть
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Материал комментируют:

Некоторые компании «с мировым именем» предоставляют недостоверные данные об утилизации товаров и упаковки, тем самым обманывая российское правительство. С таким заявлением выступил глава Минприроды России Александр Козлов.

«Владимир Путин поставил задачу к 2030 году снизить захоронение отходов на 50%, при этом все отходы должны сортироваться на 100%. Кто генерирует отходы? Производители товаров — они произвели, упаковали, продали, люди потребили, и что-то [из этого] переросло в отходы.

Мы должны понимать и видеть историю этих товаров до того момента, как они пройдут сортировку, утилизацию и другие процессы. То есть нам нужен контроль этой линии, потому что по отчетам некоторых компаний с мировым именем мы видим, как они нас обманывают, не стыдясь", — высказал возмущение в интервью РБК глава Минприроды Александр Козлов.

По мнению министра, компании «хотят только деньги зарабатывать», а как только возникает ответственность, например, по уплате экологического сбора — на утилизацию упаковки их товара — идут любые уловки, чтобы не раскошеливаться.

На самом деле компании, особенно крупные, за «утиль» платят. Но мимо казны.

— Им так удобнее и дешевле обходится, — считает известный российский экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич:

— Этот утилизационный сбор официально приносит всего 4 миллиарда рублей в год, а должен приносить примерно 130 миллиардов. Конечно, тут явно не о малом и среднем бизнесе речь. То есть, крупнейшие компании не выполняют условия программы РОП (расширенная ответственность производителей), которая фактически действует с 2015 года. Уже есть Российский экологический оператор, уже все готово, чтобы программа функционировала, но процесс буксует.

Читайте также
Депутат записал видеообращение к Путину из ямы Депутат записал видеообращение к Путину из ямы Вместо того, чтобы искоренять коррупцию, в Волгограде выкорчевывают вековые дубы

«СП»: — То есть, седьмой год подряд чиновники спокойно наблюдают, как их обманывают — видят это по отчетам — и всех все устраивает?

— Почему-то ряд ведомств устраивает такая ситуация. Конечно, есть там лоббисты, которым не выгодно внедрение утилизационного сбора, они не хотят это делать. И ряд ведомств, в том числе Минфин и Минэкономразвития не очень-то поддерживают все это. Но такая система все-таки нужна. В нее уже средства вкачаны, она готова. И непонятна логика, по которой можно просто взять и свернуть ее. Мне кажется, что крупные лоббисты не хотят платить, просто саботируют. Пугают тем, что цены поднимутся.

«СП»: — А они не поднимутся из-за этого утилизационного сбора?

— На цены влияют совершенно другие факторы, они растут у нас на десятки процентов в год без всякого экологического сбора. И вообще без единого объяснения растут. С введением РОП цены не должны вырасти сильно, потому что обороты в розничной торговле — десятки триллионов рублей, а речь идет о сумме сборов немногим более сотни миллиардов рублей. Как это может повлиять на цены в таких масштабах? Ничтожно.

Суммарно нагрузка на бизнес может и вообще не вырастет, просто часть расходов будет списана в другую строку. Таким образом, где-то прибыль изменится, налоги уменьшатся. Поэтому Минфин особо не радуется этой системе, я так понимаю.

А Минэкономразвития вообще против выступает. Но главное, проблема в том, что, как мне кажется, крупные игроки, крупные компании и торговые сети не хотят участвовать в этой системе, платить экологический сбор. Ведь речь идет о том, чтобы они только зарегистрировались в этой системе, а они этого избегают. Нет системы учета. Поэтому кто хочет — платит эти копейки, и все. А по идее они все должны быть помечены.

«СП»: — «Копейки» — это для крупных компаний, а ведь у малого и среднего бизнеса другие измерения…

— Да, поэтому можно и нужно снять этот вопрос для малого и среднего бизнеса, доля которого невелика, и он у нас, так сказать, недоразвитый. Логично было бы продумать для него здесь систему льгот. То есть, утвердить эту программу как базовую и заставить крупных игроков согласиться с этим.

Поскольку они проявляют какая-то неумеренную алчность. И потом, им же не хочется этим заниматься — легче творить все, что тебе вздумается, чем в цивилизованные рамки самого себя вгонять. Хотя у нас принято на опыт цивилизованных стран ссылаться, особенно теми, кто определяет экономическую политику. А сейчас опыт цивилизованных стран явно не в пользу тех, кто мешает этой системе, поэтому про него стараются не вспоминать.

А предусмотреть систему льгот в рамках этого процесса для малого и среднего предпринимательства очень легко.

Во-первых, период перехода на систему РОП для них можно продлить.

А во-вторых, предусмотреть какие-то финансовые льготы, посмотреть, сколько всего составляет доля МСП. Эта поддержка может стать частью, элементом общей поддержки малого и среднего бизнеса, который в этом нуждается особенно в текущий кризисный период. Реализовать это можно за счет крупных структур, которые вполне справятся с такой нагрузкой.

Вообще странно, что это стало предметом для дискуссий. Это свидетельствует о том, что по этому поводу есть противоречия в самом правительстве, где экономический блок занимает какую-то странную позицию.

Как тянуть налоги, которые непонятно еще куда будут направлены, так они впереди всех. А здесь — целевая программа, в которой видно, куда эти деньги поступают: благодаря этому будут реальные результаты в снижении захоронения отходов. Но эти средства, очевидно, проходят мимо Минфина, поэтому у него и нет интереса.

«СП»: — Крупный бизнес пользуется этой заминкой в правительстве?

— Конечно. Крупные игроки, когда им надо тормознуть нежелательное, невыгодное для них решение, сразу прикрываются интересами малого и среднего бизнеса — мол, он пострадает. А его надо просто поддержать и отсечь от этого. Тогда сразу станет ясно, кто должен эти 100 миллиардов вносить. Это узкий круг крупных компаний, буквально несколько десятков, которые доминируют на рынке.

Тем более что у нас кругом монополисты орудуют — им-то не грех будет хоть таким образом свое монопольное положение оплатить, раз уж захватили целые ниши, целые отрасли, целые регионы. По крайней мере, было бы логично хотя бы выполнять уже принятые решения. И вот тогда все встанет на свои места, не останется пространства для обмана.

«СП»: — А государство само не радо ли обманываться?

— Да, получается, что государство само создало ситуацию, с которой ему пока никак не сладить, зато какие-то люди могут иметь с этого какие-то дивиденды. Только тут надо провести водораздел — государство в целом не заинтересовано в этой «раздаче карт под столом». Но, то тут, то там образуются некие заинтересованные в этом группы на уровне министерств и ведомств, которые имеют другие интересы, и эти интересы могут сильно отклоняться от общегосударственных.

И тогда, бывает, создаются какие-то искусственные каналы исчезновения средств за счет того, что можно ссылаться на то, что кто-то что-то не выполняет.

А на деле тем самым просто покрывать это все. Ведь, по сути, какие-то компании имеют экономию на увиливании от экологического сбора. Им легче заплатить каким-то чиновникам в правительстве, которые будут кричать все время о невыполнении, говорить, что кто-то против, что трудно идет процесс…

Читайте также
Станков не хватает: 140 миллиардов готовятся освоить ударными темпами Станков не хватает: 140 миллиардов готовятся освоить ударными темпами Оказавшись в тупике, Москва вспомнила о советском машиностроительном наследии

А на самом деле, конечно, этот неплатеж создает дополнительные поступления в доходную часть крупных компаний, за счет чего можно создать условный фонд поддержки тех, кто мешает внедрению всего этого процесса, того же экологического сбора.

А возможно даже, что возникает некий симбиоз таких чиновников, которые по сути заинтересованы в том, чтобы государство не получало эти платежи. Потому что, если эта система заработает нормально, их услуги перестанут оплачиваться. Они просто станут не нужны. Поэтому понятно, что есть некое лобби.

Это у многих стран есть, но только не надо думать, что такое практикуется во всех государствах в целом. И в нашем государстве не все чиновники на прикорме у лоббистов. Есть разные группировки и интересы. Также надо учесть, что идет борьба между разными группами влияния. И кто-то может быть реально заинтересован в нормальной реализации подобных решений.

А кто-то прекрасно себя чувствует при том, если эта система так и не будет создана никогда, и можно будет сосать из компаний потихоньку в свою личную пользу. И тогда они занимаются инсценировкой, делая вид, что возникают непреодолимые трудности, которые они сами же провоцируют. Переписку генерируют — пустую, никчемную. Такие группы материально заинтересованы в возникновении подобных тупиков.

Этим, конечно, должны заниматься следственные органы, если образуется какая-то система интересов, вредная для государства. И если это не в одном секторе, если такое часто происходит — создание искусственных проблем, обводных каналов на пустом месте. И обогащение на торможении реальных процессов. Я называю это — силы торможения в экономике, когда возникают в ведомствах группы, наживающиеся на возведении искусственных препятствий. Ситуация с уклонением от утилизационного экологического сбора, на мой взгляд, классический тому пример.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня