Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Регионы
6 октября 2021 10:25

Сергей Афанасьев: ГЧП помогает объединить интересы бизнеса и государства

Директор Фонда развития Югры рассказал, как институт ГЧП способствует развитию российских регионов

2112
На фото: делегация Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на Российской неделе ГЧП 2021
На фото: делегация Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на Российской неделе ГЧП 2021 (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

Российскую экономику нередко упрекают в недостаточно активной частной инициативе. Но, как ни парадоксально, поспособствовать ее развитию может государство с помощью такого относительно нового для нас инструмента, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Федеральный закон о ГЧП № 224-ФЗ вступил в силу в 2016 году, до этого партнерство межу государством и бизнесом строилось на основании закона № 115-ФЗ о концессиях.

Одним из пионеров развития государственно-частного партнерства среди российских регионов стал Ханты-Мансийский автономный округ. Уже в этом году в Сургуте должны открыть крупный перинатальный центр, который был построен на принципе ГЧП по соглашению, заключенному в 2014 году.

В 2018—2019 годах Югра признавалась одним из лидеров по развитию этого вида партнерства в стране. С помощью этого инструмента было создано более тысячи рабочих мест, привлечено инвестиций почти на 20 миллиардов рублей, заключено соглашений на инвестпроекты емкостью более 237 млрд. руб.

Одним из локомотивов ГЧП в регионе стал Фонд развития Югры. Эта некоммерческая организация, в уставе которой прописано, что содействие в формировании нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства, а также разработка, структурирование, организация финансирования, сопровождение реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства является ее основной задачей наряду с поддержкой и привлечением инвестиций, а также поддержкой промышленности, сельхозкооперации и туризма.

С 28 сентября по 1 октября в столице проходила «Неделя ГЧП в Москве», на которой присутствовал и делегация из ХМАО. «Свободной прессе» удалось пообщаться с директором Фонда развития Югры Сергеем Афанасьевым, который рассказал, чем ГЧП отличается от привычного госзаказа, как отбираются проекты для реализации и какие перспективы возникают при использовании этого механизма.


Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!

Прямая ссылка передачи на YouTube. Смотрите все передачи СП-ТВ


— Взаимодействие государства и бизнеса в рамках ГЧП определяется двумя законами — 115-м и 224-м Федеральным законом. Но в Югре мы также определили 11 проектных режимов 59-м окружным законом, которыми активно пользуемся. Если говорить в общих чертах, концессия и ГЧП позволяет разделить риски между частной и публичной стороной. Строительные риски, риски привлечения финансирования и проектирования объекта находятся на частной стороне. Более того, государственно-частное партнерство позволяет совместить в себе проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, которые необходимы государству.

«СП»: — На протяжении последних лет Югра стабильно входит в топ регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнёрства. За счёт чего это направление так развивается в этом регионе?

— Этому способствуют два фактора. Первый и самый главный — это люди и компетенции, которые у нас есть, выращенные за восемь лет деятельности фонда. Это компетенции департамента экономического развития, департамента промышленности и в целом отраслевых органов власти.

И второе — это, конечно, желание самих органов власти реализовывать проекты в максимально ускоренном формате. Если говорить о 44-м законе, это всегда разделение проектирования, строительства и эксплуатации. Здесь же, совместив это вместе, даже в отсутствие бюджетных средств в конкретный промежуток времени, мы можем предоставить рассрочку, компенсировать денежные средства за счет внебюджетных инвестиций, и построить объект в срок. Это очень важно.

«СП»: — Как ваш фонд подбирает проекты для реализации в рамках ГЧП?

— Здесь есть два аспекта. Первый — это публичная инициатива, когда объект нужен государству, и оно пытается найти инвестора. И второй — это частные проекты. Вот под эту историю у нас разработано специальное программное обеспечение, которое называется «Инвестиционный бюджет». В его рамках мы отбираем лучшие проекты, которые отвечают требованиям с точки зрения государственных программ, бюджетной и социальной эффективности. Это позволяет создать «скамейку запасных», сформировать наилучшие компетенции в той или иной отрасли. Мы стремимся выбрать самых лучших инвесторов, а бюджетные инвестиции вкладываем непосредственно в самые эффективные проекты.

На фото: Сургутский центр охраны материнства и детства
На фото: Сургутский центр охраны материнства и детства (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Сколько проектов государственно-частного партнерства удалось реализовать за последние два года?

— Для нас реализация проекта значит, что он начал оказывать государственную услугу. У нас есть проекты, которые стартовали более двух лет назад, и в этом году они вводятся в эксплуатацию. За последние два года запущено порядка десяти проектов в самых разных сферах: социальной, жилищно-коммунальной, в сфере утилизации твердых коммунальных отходов. Часть из них, например, ЖКХ-проект в Нижневартовске, уже эксплуатируется, часть объектов находится на стадии строительства и проектирования.

«СП»: — Югра стала первым регионом России, где инвестпроект по строительству полигона ТКО получит новую финансовую поддержку «Российского экологического оператора», так называемое зелёное финансирование. Планируется ли включение в эту схему финансирования новых проектов такого рода?

— По твердым коммунальным отходам у нас разработана программа совместно с департаментом промышленности и природнадзора Югры, которая подразумевает создание сети опорных предприятий в Сургуте, Ханты-Мансийске, Октябрьском районе города Нягань, Нефтеюганске и Нижневартовске. В соответствии с этими проектами будут создаваться комплексные межмуниципальные полигоны, которые будут включать обработку, обезвреживание и размещение отходов.

В этом плане привлечения публично-правовой компании «Российский экологический оператор» очень важно, потому что оно обеспечит наилучшие условия с точки зрения финансирования. Они оформляют облигационный заем под 3−4% годовых, выкупают его, и это облегчает финансовую модель любого проекта.

23 сентября Департамент промышленности заключил соглашение по проекту в Сургуте, но и другие проекты, такие, как в Ханты-Мансийске, вполне достойны того, чтобы ППК

РЭО обратила на них внимание. Важно понять, что это волеизъявление инвестора — с одной стороны, он должен быть согласен, чтобы ППК РЭО предоставил ему заем, а с другой, и сам должен соответствовать определенным критериям, которые выдвигает экологический оператор.

Такое финансирование проектов — очень важный шаг со стороны федеральных органов власти и ППК РЭО, так как это будет существенно облегчать давление на тарифы.

На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск
На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — В России есть тенденция больше внимания уделять крупному бизнесу и масштабным проектам. Подходит ли государственно-частное партнерство для малого и среднего бизнеса? Есть ли примеры такого партнерства, которые реализуются Фондом развития Югры?

— На самом деле нет никаких препятствий для того, чтобы малый и средний бизнес заходил в подобные проекты. Если говорить о среднем бизнесе, то это может быть и миллиард рублей выручки в год, это уже достаточно крупное предприятие. У нас же есть, например, полигон в Нефтеюганске с выручкой 200 — 300 млн в год. Так что вполне можно говорить о том, что предприятия малого и среднего бизнеса уже сейчас участвуют в наших проектах.

А такие проекты как физкультурно-оздоровительный комплекс — это недорогие быстровозводимые здания стоимостью 200−300 млн. руб., и любое предприятие малого бизнеса вполне может туда зайти. Более того, малый бизнес интересен с точки зрения сопутствующих услуг, которые есть у объекта концессионного соглашения. С другой стороны, и инвестор сам заинтересован в том, чтобы малый бизнес возникал вокруг его проекта, это значительно облегчает его задачи.

На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск
На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Некоторые считают, что у нас государство имеет слишком большую долю в экономике страны. ГЧП — это усиление роли государства или, наоборот, это способ поощрить частную инициативу?

— Конечно, это способ поощрить частную инициативу. Государственно-частное партнерство подразумевает, что мы часть рисков отдаём на сторону инвестора, но при этом даем ему соответствующую доходность и компенсацию тех затрат, которые он несет. Более того, гарантируем это на достаточно длительный период.

По сути своей в ГЧП вы получаете возможность создать либо реконструировать объект, и дальше использовать в соответствии с его назначениям и с условиями, которые прописаны в концессионном соглашении. Зачастую есть большое количество возможностей для инвестора, чтобы использовать объект в целях коммерческой эксплуатации.

Например, если мы говорим про полигоны твердых коммунальных отходов — это вторичная переработка, про физкультурно-оздоровительные комплексы — это различные секции, тренерские услуги, услуги предоставления зала в аренду. Даже в объектах образования, которые, наверное, являются самыми зарегулированными среди объектов концессионного соглашения — это все равно предоставление дополнительных образовательных услуг, например, лингвистические кабинеты, что-то ещё.

На фото: межмуниципальный полигон ТКО г. Нефтеюганск
На фото: межмуниципальный полигон ТКО г. Нефтеюганск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Бизнес обычно интересует получение прибыли, а государство должно заниматься инфраструктурными проектами, решать социальные задачи. ГЧП может помочь объединить эти сложно совместимые подходы и таким образом решить инфраструктурные проблемы регионов?

— Думаю, это возможно, и объясню почему. Я бы не согласился с тем, что для бизнеса получение прибыли — главная цель. Скорее, это средство для того, чтобы свой бизнес капитализировать. То есть самое главное для бизнеса — это его стоимость. Прибыль позволяет эту стоимость увеличить. И как раз такие устойчивые денежные потоки позволяют увеличивать стоимость и развивать дальше различные направления бизнеса.

Поэтому разделение рисков и получение дополнительного финансирования — это всегда хорошо. Вокруг этого устойчивого денежного потока, гарантированного государством, возникают внебюджетные денежные потоки, которые позволяют привлекать малый и средний бизнес, микропредприятия, создают новые рабочие места. Этот мультипликативный эффект будет гораздо больше, чем если бы мы просто отдали земельный участок инвестору, и крутись, как хочешь, либо если бы государство построило отдельно стоящее здание и эксплуатировало, как бюджетное учреждение.

«СП»: — С какими основными проблемами и сложностями вы сталкиваетесь?

— Проблемы иногда возникают. Но, знаете, как говорят, нет проблемы — есть задачи. Например, серьёзная проблема, с которой мы сталкиваемся, когда готовим проекты в сфере твердых коммунальных отходов — это земельные участки. У нас небольшое количество земли, пригодной для строительства полигонов, соответственно приходится готовить участки, а это всегда удорожание.

У нас часто возникают вопросы к регулированию, которое есть в 115-м и в 224-м федеральном законе. Иногда приходится спорить в судах с надзорными органами, с инвесторами о том, возможна ли стопроцентная компенсация, или по другим вопросам.

Конечно, проблемы существуют, но важно, что у нас регулярно проходят форумы ГЧП, и на этих площадках все эти проблемы как раз и обсуждаются. Надзорные органы нас слышат, и мы каждый раз шаг за шагом двигаемся вперед.

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Иван Мезюхо

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня