Правительство Германии считает, что ввод газопровода «Северный поток-2» в эксплуатацию возможен на основании договоренностей с США. Об этом говорится в ответе кабмина ФРГ на запрос фракции «Альтернатива для Германии».
Федеральное правительство отвергает экстерриториальные санкции, подобные тем, которые угрожают и наложены США в связи с «СП-2». Кроме того, кабмин провел переговоры с коллегами из США, чтобы предотвратить возможные дальнейшие американские санкции.
«В результате было принято „Совместное заявление Соединенных Штатов Америки и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей“. Федеральное правительство предполагает, что на этой основе можно будет эксплуатировать газопровод „Северный поток-2“», — говорится в документе, который имеется в распоряжении РИА Новости.
Кабмин также пояснил, что продолжает вести переговоры с Вашингтоном о европейском проекте, так как США являются «близким партнером Германии в области внешней политики и безопасности», а это включает «озабоченность США по поводу проекта «Северный поток-2» и связанные с этим санкционные угрозы.
Вроде бы, ответ немецкого кабмина должен снять опасения многих экспертов и политиков относительно проекта. Однако готовый к работе газопровод по-прежнему ждет решения регулятора, несмотря на рекордные цены на газ в Европе, не полностью заполненные хранилища и перспективы на холодную зиму. Почему немецкие власти не спешат с сертификацией СП-2?
Ведущий научный сотрудник Центра Германских исследований института Европы РАН Александр Камкин связывает такое промедление с трансфертом власти.
— Пока не сформирован новый кабинет, не прошло голосование по кандидатуре нового канцлера. Это, во-первых. Во-вторых, процедура сертификации достаточно длительная, за один день не решается.
В целом, Германия, конечно, настроена на реализацию проекта. Безусловно, с определенными оговорками, ограничениями, но это, скорее, вопрос формальностей и затянувшегося транзита власти в связи с непростыми выборами.
«СП»: — Как новая конфигурация правительства Германии, которая уже очевидна, может отразиться на проекте? Не вырастут ли риски, связанные с его введением в эксплуатацию?
— Можно предположить, что риски увеличатся, потому что в коалиционном правительстве будет присутствовать партия «Зеленые», а они противники данного проекта: противники углеводородов, в целом, и российского газопровода, в частности. Во многом это будет зависеть от разделения министерских портфелей, но в любом случае участие в правительстве подразумевает компромисс и отход от наиболее радикальной повестки, поэтому я с оптимизмом смотрю на этот вопрос.
Могут быть, конечно, какие-то дополнительные требования в связи с технологическим воздействием, но в целом предположить, что «зеленые» костьми лягут, но не позволят ввести в строй данный проект маловероятно.
«СП»: — США, судя по всему, несмотря на договоренности с немецкими властями, настроены и дальше мешать проекту. Почему же немецкие власти закрывают на это глаза?
— Американцы никогда не придерживаются договоренностей, они придерживаются собственной выгоды и собственных геополитических интересов. Здесь это как джокер в колоде, поэтому даже в условиях эксплуатации всегда надо будет держать в уме возможные противодействия с американской стороны.
Немецкое правительство слишком долго привыкло быть в фарватере американской внешней политики. Даже некоторые немецкие политологи и политики, особенно из партии левых и «Альтернативы для Германии», критикуют германский политический истеблишмент за то, что фактически Германия не является полностью суверенным государством и как раз зависимость от санкции в принятии решений не только в вопросах безопасности, но и во многом экономики, энергетики свидетельствует о том, что влияние американской стороны на принятие решений в Берлине является достаточно серьезным.
Как считает немецкий политолог д-р Григор Шпицен, энергетический кризис осени 2021 года лишь укрепил немецкий бизнес во мнении, что поставки российского природного газа — единственный вариант, способный снабжать национальную экономику энергоносителями, гарантируя стабильный экономический рост.
— Ни «зеленая» энергетика, ни поставки сверхдорогого газа из Норвегии, ни СПГ из США не способны обеспечить текущие энергетические потребности локомотива европейского экономического развития.
Однако, как бы ни были влиятельны лоббисты немецких промышленников в правительстве и бундестаге, им приходится заигрывать с «зеленой» повесткой, учитывая проатлантическую позицию медиа и значительной части избирателей, особенно на западе ФРГ. Хотя принципиальное решение о запуске «Северного потока — 2» уже принято, фактический ввод газопровода в эксплуатацию состоится после ряда «китайских» церемоний. Не исключено, что сам газовый кризис был согласован Россией с правящими элитами Германии, дабы подтолкнуть общественное мнение к выводу о неизбежности запуска Nord Stream-2.
«СП»: — После заявления Владимира Путина о необходимости жестко соблюдать контракты цены на газ резко упали, однако некоторые аналитики в России предрекают их дальнейший рост. Как западные эксперты оценивают вероятность новых рекордов цен на газ?
— Что касается дальнейшего роста цен, то для экспертов абсолютно очевиден его спекулятивный характер. Реальная стоимость одной тысячи кубометров газа даже в сезон лютых по-немецким меркам холодов вряд ли может подняться выше $650, иначе большинство немецких производств просто встанет из-за нерентабельности. То, что рост цен — всего лишь игра на нервах, доказало успокаивающее выступление Путина, всего парой слов уронившего стоимость голубого топлива с $2000 до $800 за тысячу кубометров.
Одним словом, «Северный поток — 2» будет обязательно введен в эксплуатацию после того, как европейские чиновники, напуганные перспективой холодной зимы и давлением со стороны общественности, искусственно подогреваемым Россией при молчаливом участии Германии, достигнут компромисса с Кремлем об условиях итоговой реализации главного энергетического проекта современной Европы, ослабив контроль и выведя «Северный поток — 2» из-под ряда энергетических директив.
«СП»: — США продолжают мешать строительству, постоянно грозят новыми санкциями. Не является ли это нарушением договоренностей, почему германские власти не реагируют?
— Скрытые угрозы проекту со стороны США можно расценивать, скорее, как инерцию и попытку сохранить лицо перед избирателями и европейскими партнерами, придерживающимися антироссийских позиций. Принципиальное решение уже принято, договоренности с Германией достигнуты. Пойти на их разрыв немецкое правительство смогло бы лишь в случае триумфа «Зеленых» и «Свободных демократов» на прошедших выборах, однако к счастью для Германии этого не произошло.