В правительстве отказались от планов ввести бесплатный проезд на общественном транспорте. Ни скромные доходы большинства россиян, ни зарубежный опыт не будут приняты в расчет. Пассажирам остается лишь надеяться, что власти сумеют обуздать чрезмерные аппетиты перевозчиков.
По словам директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алексея Бакирея, в разрабатываемой сейчас транспортной стратегии России до 2035 года бесплатный проезд не значится. Может, позже?
Разочарование потенциальных безбилетников понятно, поскольку в 2020 году Минтранс занимал противоположную позицию — бесплатный проезд для всех. Теперь об этом больше не говорят и думают лишь о том, как стимулировать отказ россиян от машин в пользу общественного транспорта.
Для этого придумана масштабная программа его обновления. До 2035 года на городской наземный транспорт, метро и железные дороги в агломерациях предполагается выделить от 10 до 16 трлн рублей. Видимо, власти хотят их вернуть с продажи билетов, а не плодить «зайцев».
Бесплатного проезда не было даже в советский период. Хотя стоимость поездки по городу была щадящей: от 3 до 5 копеек. Месячный проездной на все виды транспорта в Москве стоил 3 рубля. При этом в наземном транспорте можно было увидеть таблички «Личная совесть — лучший контролер».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин считает, что действующие в России цены на билеты в общественном транспорте и так невысоки:
— Идея сделать транспорт бесплатным была гипотезой одного из участников процесса разработки стратегии. Не более того. На серьезном уровне эта цель не обсуждалась. Странно, что эта идея вообще возникла.
«СП»: — А, может, следовало обсудить? Население наше в большинстве своем бедное, бесплатный проезд помог сводить концы с концами, сделал бы людей мобильнее…
— Это наивно. За поездку в городском транспорте гражданин все равно заплатит. Либо как пассажир, либо как налогоплательщик. Бесплатный транспорт для всех означает, что за него будут платить из бюджета. Если оценивать российские тарифы исходя из показателя окупаемости операционных затрат перевозчика сборами за проезд, то у нас доступность транспорта почти социалистическая. Среди стран с примерно таким же как в России ВВП на душу населения у нас тарифы одни из самых низких. Пересматривать их в сторону повышения никто не будет. Если это и делать, то по копеечке — в пределах инфляции. Но возить бесплатно, оплачивая из бюджета, неразумно.
«СП»: — А как же пример Эстонии, где бесплатный проезд?
— Надо понимать, что Таллинн — туристический город с большим потоком приезжих и относительно небольшим собственным населением. Поэтому конкретно в этом месте бесплатный проезд обоснован. Но слепо распространять такой опыт на все российские города неразумно.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты РФ Илья Зотов настаивает на бесплатном проезде для социально незащищенных групп населения, которые следует расширить:
— В настоящий момент инициатива ввести в России бесплатный общественный транспорт уже не актуальна. Прежняя позиция Минтранса объяснялась тем, что тогда хотели сделать большинство автомобильных дорог платными и за их счет освободить от платы поездки по городу. Что касается Таллина и Люксембурга, то там бесплатный транспорт ввели для того, чтобы снизить автомобильные выбросы в атмосферу. У нас так сделать не получится — это разорвет бюджет.
«СП»: — Как можно повысить доступность общественного транспорта?
— Пусть он будет бесплатным для отдельных категорий граждан: федеральных льготников, детей до 16 или 18 лет (сейчас до 7 лет). Это вполне рабочая норма. Кроме того, нужны более предметные скидки для студентов. В ряде регионов для них уже установлены скидки в 50 процентов. Более половины регионов такие законы приняли, остальные пока нет.
То есть надо работать в части льготного обеспечения нуждающихся, а не пытаться делать бесплатным все. Остальные пусть покупают билет. Надо понимать, что кто-то все равно будет платить за транспорт. А это очень существенная сумма. Государству надо развивать инфраструктуру, а извоз работать в формате бизнеса. Хотя сейчас государство все чаще забирает маршруты у частников.
Бесплатный проезд в любом случае должен быть за счет государства, а не бизнеса. Для этого чиновники должны понять, какую часть средств возможно направить на эти дотации. И надо ли их направлять, поскольку часть школьников — в сельской местности, у нас уже обеспечена автобусами. В городах такого пока, но это возможно.
«СП»: — Частники за свою копейку готовы на все. Порой детей высаживают в поле в тридцатиградусный мороз, если нет билета…
— В течение трех лет мы добивались принятия закона о запрете высадки детей без билета. Он необходим как страховка. Даже если по закону дети, например, до 18 лет, будут ездить бесплатно, то у них все равно должен быть проездной. Не всегда можно определить возраст на глаз. Если же он его потерял, забыл, то вступает в силу закон о запрете высаживать ребенка.
«СП»: — Закон ввели, но, судя по сообщениям СМИ, детей по-прежнему высаживают. Это система или эксцессы?
— По нашему мнению, закон не работает. На прошлой неделе мы обратились к главе правительства с предложением установить административную ответственность для юридических лиц. Сейчас в законе прописана ответственность водителей и должностных лиц, но не перевозчиков. Получается, что перевозчики не мотивированы проводить профилактическую работу с водителями и кондукторами и им все равно, высадит или нет водитель ребенка.
Чтобы ответственность была солидарной, нужно в отношении перевозчиков установить штраф до 300 тысяч рублей. Эта цифра взята не с потолка. Она близка к штрафам по другим, аналогичным статьям КоАП. Если перевозчик не хочет платить 300 тысяч, пусть проводит работу с водителями и сформирует рекомендации, что делать в таких случаях. В ближайшее время мы намерены провести рейды с участием детей, чтобы понять, как принятые меры работают.
«СП»: — Ловля нерадивых водителей и кондукторов «на живца»?
— Естественно, это будет делаться с соблюдением всех мер предосторожности, с согласия родителей, в дневное время, чтобы дети не пострадали. Параллельно с этим мы обратились полномочным представителям президента в регионах, чтобы они провели профилактические беседы с перевозчиками, дали им рекомендации перед тем, как наступят холода и возникнет наибольшая угроза детям. В Сибири, мы знаем, эта работа уже началась.