Инфляция в России продолжает ускоряться — к 25 октября по данным Росстата она выросла уже до 7,97% в годовом выражении. За последние годы этот показатель был выше только в феврале 2016-го, когда он достиг 8,1%. Впрочем, большинство экспертов не сомневаются в том, что нынешний рост цен очень скоро превзойдет цифры пятилетней давности, ведь он и не думает останавливаться. Поэтому прогноз Минэкономразвития по годовой инфляции в 7,4−7,9% выглядит, мягко говоря, мало реальным.
Отметим, что на тему роста цен многие экспертов, с которыми связалась «Свободная пресса», говорили крайне неохотно. Кто-то сослался на занятость, кто-то заявил, что сейчас не занимается прогнозами, а один специалист откровенно признал, что не хочет получить «письмо счастья от ФАС», поэтому может обсуждать только понижение, а не повышение цен. Тем не менее, почти все согласны с тем, что к Новому году россиян ждет рост цен практически на все группы товаров. Некоторые, впрочем, оказались в особой «группе риска».
Прежде всего, это касается фруктов и овощей, в особенности парниковых. На эту продукцию осенью не было дефляции лишь раз с 1998-го. Зато в этом году цены на овощи и фрукты повысились уже на 25,61%. Больше всего подорожали капуста (87,87%), картофель (74,11%), помидоры (год к году подорожали на 58,82%, с начала месяца — на 37,8%) и огурцы (рост год к году 60,5%, с начала месяца — 46,1%). Морковь в годовом выражении подорожала на 38,62%, лук — на 29,62%.
К Новому году все эти полезные товары продолжат дорожать. Во-первых, как рассказал «СП» председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, к зиме среди овощей и фруктов традиционно начинает преобладать импорт, который дороже отечественных аналогов.
Во-вторых, высокие цены на газ и электроэнергию в Европе ведут к тому, что у производителей парниковых растений увеличиваются издержки, а с ними и цены. Об этом предупредил и вице-премьер РФ Александр Новак, который предсказал скорый рост стоимости тепличных огурцов и помидоров. Экономисты предполагают, что по сравнению с сентябрем они могут подорожать еще на 20%.
Подорожают не только овощи и продукты, но и непродовольственные товары. Как сообщила доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова, рост цен затронет импортные товары, особенно электронику, бытовую технику, автомобили и может составить до 15% в годовом выражении. Причины в подорожании металлов, кризисе с поставками полупроводников, росте цен на энергоносители. Более чем на 50% может вырасти стоимость парфюмерии в связи с повышением пошлин на импорт духов из Европы, также на 15% могут подорожать вина, на 8−9% - шампанское.
Вообще же, как сообщил Андрей Карпов, дорожать будут практически все группы товаров, но продовольствие все же находится в особой группе риска, так как отказаться от его потребления население не в состоянии.
— Практически по всем группам товаров уже есть обращения со стороны поставщиков к торговым сетям об изменении цен на полках. Сложно сказать, каким именно будет этот рост, поскольку он зависит от того, на сколько процентов поставщик готов цены поднять. В среднем по стране к концу года инфляция может выйти на 8−9%, но в отдельных случаях она может быть и заметно выше.
«СП»: — То есть расти будут как продовольственные, так и непродовольственные товары?
— Да, хотя с ними ситуация немного другая. Если от продовольственных товаров покупатель отказаться не может, то приобретение непродовольственных он может отложить, если нынешние цены его совсем не устраивают. Магазины это понимают, поэтому, как правило, ставят высокие цены на новые коллекции, а старые распродают со значительными скидками. Магазины не стесняются применять крупные скидочные акции, и тут возможность сэкономить у покупателя достаточно велика, так как и предложение большое.
По продуктам питания такой гибкости нет. Ситуация осложняется тем, что предложение отечественной продукции на рынке заметно меньше, чем в прошлом году, и это закладывает свои проблемы с точки зрения формирования цены. Кроме того, продукты питания в этом году дорожают во всех странах мира, и наши производители свои цены коррелируют с мировыми.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ также считает, что подорожают практически все группы товаров без исключения, поэтому выделить отдельные категории трудно. В целом рост цен может достигнуть 15% по итогам года.
— Скорее, нужно спрашивать не о том, что подорожает, а о том, что подешевеет. Тут хотя бы есть, над чем подумать. Судя по индексу потребительских цен Росстата, с начала года из 103 позиций подешевело всего два товара — пшено на 3% и яблоки на 2%. Все остальное из товаров и услуг от мяса до лекарств, которые оценивает Росстат, подорожало. Так что вся эта история с ростом цен надолго.
Когда в начале лета на вопрос о том, что подорожает, я ответил: «Все», я получил массу гневных комментариев, обвинений в некомпетентности и заявлений от министерств и депутатов о том, что нет никаких оснований для подорожания продуктов питания и других товаров. К сожалению, некомпетентность проявили те, кто это заявлял, потому что уже тогда было видно, что цены производителей растут два раза быстрее, чем на полках, а у аграриев — еще на четверть быстрее, чем у производителей продовольствия.
Уже тогда стало ясно, что рост цен у нас всерьез и надолго, а благодаря безудержному росту потребительского кредитования, которое позволяет гражданам платить за дорожающие товары, он продолжится. Кредитование будет и дальше разгонять инфляцию, уже не говорю о том, что все это чревато банковским кризисом в духе США 1929 года.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что с начала года доля расходов на обслуживание кредитов поднялась с 25% до 38% доходов граждан. Но пока никаких реальных мер по прекращению этого безобразия не видно. Боюсь, все это кончится тем, что люди просто перестанут платить по кредитам, потому что им будет нечем, и ждать этого не так уж долго.
«СП»: — То есть прогноз об инфляции в 7,4−7,9% к концу года занижены?
— Этот прогноз может сбыться, только если сейчас и до конца года полностью остановится рост цен. Но это невозможно. Впереди Новый год, когда люди покупают и расходуют больше. Остановить рост цен может остановить только одно — сокращение денег на руках населения. Но его не происходит из-за кредитов. По моей оценке, если в начале года у нас было 20 триллионов рублей кредитных средств, выданных банками гражданам, то в конце эта сумма может дойти до 26 триллионов. А весь оборот розничной торговли в пошлом году у нас составил 34 триллиона.
Часа весов, на которой находятся средства потребителей, может потяжелеть на 6 триллионов. Но чаша весов с предложением товаров и услуг останется прежней, потому что их объем не растет. У нас не становится больше товаров, значит, в таких условиях цены предложат расти как раз на эти 15%.
Собственно, потребители именно так сейчас и ощущают инфляцию, и их поддерживает Эльвира Набиуллина, ссылаясь на собственный чек в магазине. По ее словам, ее потребительская корзина дорожает в два раза быстрее, чем индекс потребительских цен Росстата. Опрос ЦБ по ощущению инфляции показывают, что граждане оценивают ее в среднем в 13,5%. При этом люди, у которых нет сбережений, оценивают инфляцию в 17%. Все потому, что быстрее дорожают товары, которые покупают самые бедные люди, так как нет более дешевых аналогов, которыми можно было бы их заменить.
Сейчас люди торопятся все покупать, в том числе и на заемные деньги, видя, как все дорожает. Но тем самым они разгоняют инфляцию.