Америка и Европа закрывает для пользователей из РФ все популярные международные торговые площадки, прежде всего, это касается интернет-аукциона еВау. Крупные транснациональные интернет-магазины тоже ограничивают доставку в нашу страну, процесс набирает обороты. При этом «официальные» поставки импортных товаров в нашу страну становятся всё скудней, а цены на единственной альтернативной площадке — Алиэкспрессе — быстро растут.
«Kein Versand nach Russische Föderation», «Does not ship to Russian Federation» — таких пометок к товарам на еВау становится всё больше. Аналогичные объявления вывешивают международные интернет-магазины, торгующие самые разными товарами. Но даже если доставка в РФ ещё значится, вовсе не факт, что он есть.
«Заказывали на еВау клиенту топливный насос на его „американца“. Сперва хотели взять „оригинал“ — GM-овский. Купили, деньги с карты списали, ждём. На следующий день приходит отказ — типа невозможно доставить в Россию. Хорошо, берём его же, но от Delphi, это то же самое. И опять та же история — в РФ не везут. Пришлось покупать заменитель на Алиэкспрессе, поставили, вроде работает», — рассказывает владелец одной СТО.
«Извините, но мы больше не может отправлять вам свои товары, нам очень жаль, но рынок России для нас теперь закрыт. Это не мы придумали, наша фирма хотела бы работать с вашей страной, но подобной возможности больше нет», — это из переписки на еВау одного человека с его постоянным американским поставщиком. Ранее и он, и все его друзья покупали качественную светодиодную оптику, «Made in USA», не китайскую. Теперь она стала недоступна.
В качестве «обходного маневра» янки посоветовал обратиться к их партнёрам в Великобританию, быть может, они продадут. Однако не вышло. «Англичанка гадит» — тут прямого запрета нет, но стоимость товара и его доставки в РФ откровенно запретительная.
К счастью, у большинства из нас есть знакомые (или знакомые знакомых), которые живут в Штатах. Можно заказать доставку на них, чтобы они потом отправили товар в РФ. Пока это работает, посылки не вскрывают и не «тормозят». А вот в той же Германии лафа кончилась. Там тоже много русских (русских немцев), но через них купить что-то «запретное» уже не получится.
«До недавнего времени все друзья и знакомые пользовались моим немецким адресом, у меня там домик, купил при случае, приезжаю редко. Но есть соседи, они за небольшую денежку мне помогают — и за собственностью присматривают, и посылки пересылают если надо. То есть пересылали — после парочки скандалов на почте перестали», — говорит Владимир.
Deutsche Post AG теперь активно досматривает посылки, которые идут в РФ, у почтальонов есть некий список запрещённых товаров, судя по всему, он очень широкий. Точно не пропускают обмундирование и амуницию Bundeswehr, хотя списанное со складов имущество распродаётся по всему миру — и в США, и в Австралию, и в какую-нибудь Буркина-Фасо. Но не в Россию.
Могут «завернуть» автозапчасти, детали для ремонта бытовой техники, промышленное оборудование и оснастку для него, различную электронику, инструменты. Всё, что взбредёт в голову немецкому чиновнику, которому начальство «спустило» список.
Поставки товаров через представительства иностранных фирм также прекращаются.
«Очень сложно стало работать последние пару лет, особенно в этом году. И „короновирус“ тут не при чём. Мы делаем электрику в частные дома и в коттеджные посёлки — генераторы, трансформаторы, системы бесперебойной подачи энергии. Всегда работали на хороших комплектующих, прежде всего, немецких. Но теперь их нет, поставки прекращены. Изыскиваем на торговых фирмах старые складские запасы и ищем альтернативы. Китайские, иных вариантов не остаётся», — говорит гендиректор строительной компании Сергей.
А вот совершенно феерическая история. За несметные десятки тысяч евро компания купила немецкое компрессорное оборудование, совершенно официально. Ехало долго, таможня не давала добро, но таки приехало, его смонтировали, и оно начало работать. А через год владельцам захотелось его обслужить, причём они возжелали «оригинальные» комплектующие. Немцы отказали — поставки в Россию нам теперь запрещены.
Фильтры и прочие расходники таки купили. Через Францию. Получилось дороже, но работать-то надо. Месье давно, ещё со времён мятежного де Голля, стараются саботировать приказы Вашингтона. В Германии такая фишка не проходит, страна до сих пор оккупирована и находится под полным управлением Америки. Кому интересно, можно набрать в любом поисковике словосочетание «Канцлер-Акт» — узнаете много нового.
Резкий рост спроса на услуги по доставке товаров в РФ тут же породил предложение. Но в основном оно криминальное: фирмы божатся, что у них всё честно, но никакой гарантии, что ваше имущество не присвоят, нет. Офисов в России у них нет, телефоны какие-то «левые», на некий адрес где-то в США или Европе вам предлагается отправлять товар. И что с ним будет дальше непонятно. Случаев обмана уже десятки тысяч, в Рунете даже ходят списки жуликов-посредников.
А не жулики сильно подняли цены. Услуги по доставке из «заграницы» существовали всегда, цены были довольно умеренными. Но это осталось в прошлом, зачастую «шиппинг» в РФ теперь стоит намного дороже самого товара.
Китайцы в курсе ситуации и используют её с большой выгодой. Во-первых, цены на Алиэкспресс для России теперь значительно выше, чем для Америки, Европы и всего мира. Даже с учётом того, что к нам везти ближе. Во-вторых, в РФ стали отправлять откровенный брак.
«Иногда удаётся через Алиэкспресс вернуть деньги, но далеко не всегда. Начинаешь скандалить — да, на второй раз присылают качественный товар. Пока это работает. Но, думаю, вскоре в КНР откровенно „забьют“ на жалобы из нашей страны и начнут сюда, как в помойку, сливать вообще всю некондицию. За деньги, причём большие. Выбора-то у нас нет — в России ничего не производится», — говорит владелец интернет-магазина по торговле металлообрабатывающим оборудованием.
Выбора, действительно, нет. В РФ власти старательно добивают последние предприятия, которые хоть что-то выпускают. Уже дошли, как говорится, «до мышей» — в продаже теперь отсутствуют даже отечественные сковородки. Про велосипеды, одежду, инструменты и станки даже говорить не приходится.
«Железный занавес» в торговле, который сейчас спешно строит Запад, может дорого обойтись нашей стране. Так и до уровня каменного века недолго скатиться. Вся отечественная промышленность целенаправленно уничтожена, о полном самообеспечении советских времён даже говорить не приходится.
В любой момент может встать тот же «АвтоВАЗ» — не менее 70% комплектующих там привозные. В отчётах всё не так и плохо: уровень локализации «Нивы» где-то на уровне 70−80%, «Весты» — 80−85%, «Гранты» — 60−70%, «Xray» — 50%. Но эти цифры — от лукавого. Есть так называемый скрытый импорт, когда тот же генератор или иной агрегат де юре российский, а де факто произведён в КНР. Или где-то ещё. Доля таких «отечественных» комплектующих постоянно растёт. По тем же самым причинам. Так, в настоящий момент идёт процесс ликвидации тольяттинского «Завода автомобильных компонентов», и это не первый смежник, которого пустили под нож.
В августе этого года «АвтоВАЗ» уже простаивал — немцы из Bosch прекратили поставлять на предприятие электрику-электронику, банально «канув» заводчан. На конвейер срочно завезли китайские компоненты, те, что удалось оперативно купить. О каком-то качестве никто уже не задумывался. Но то ли ещё будет. Французов из Renault тоже могут «дожать», и тогда завод в Тольятти встанет намертво. Другие российские автозаводы в том же самом положении, в любой момент они могут остановиться.