На повестке дня у российских эпидемиологов — не только ковид, но и еще одна заразная напасть. Это африканская чума свиней, которая косит свиное поголовье уже в десятках регионов России. Разоряются огромные свиноводческие предприятия.
Зараза вернулась в Россию как раз когда свиноводство на небывалом подъеме, а российским животноводам вот-вот откроются новые рынки. Вот же совпадение! Впрочем, в то, что это обычное совпадение, уже мало кто верит.
Напасть, о которой не знали даже советские ветеринары
Про африканскую чуму свиней в советские годы большинство ветеринаров знало лишь понаслышке. Были лишь единичные вспышки на Юге. Напасть снова обрушилась на Россию в 2008 году, когда за считанные месяцы инфекция распространилась практически на всей Европейской части страны.
Страшнейшая эпизоотия бушевала до 2012 года, в результате российская свиноводческая отрасль была едва не уничтожена. Только по официальным данным, чтобы остановить распространение заразы, пришлось убить более 600 тысяч свиней.
Экономические потери для сельского хозяйства были сопоставимы с потерей от настоящей войны. Впрочем, это и была война — только с невидимым противником. Ведь так и осталось загадкой, каким образом АЧС сумела проникнуть в Россию и так стремительно распространиться почти по всей ее территории, минуя карантинные кордоны. Только ли в коррупции и беспомощности ветеринарных служб было дело?!
Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло. После окончания эпизоотии резкий рост цен на свинину привлек большое количество компаний, которые стали активно инвестировать в свиноводство. Стали не только возрождаться пострадавшие от эпизоотии предприятия, но и строиться новые. Все это привело к энергичному развитию свиноводства России.
В стране выросло потребление свинины, а цены на нее, напротив, снизились. По оценкам Россельхозбанка, потребление свинины в России достигло 27 кг на душу населения — это самый высокий уровень с момента распада СССР. При этом в нынешнем году средняя цена на бескостную свинину выросла на 4%, в то время как средняя цена на мясо птицы за тот же период подскочила на 17,3%
Россия покорила бы экспортный рынок… Если бы не эпизоотия
К началу 2021 года свиноводческая отрасль России подошла в значительно лучшем состоянии, чем до эпизоотии. Общий спрос на свинину на российском рынке в прошлом году вырос на 4% по сравнению с 2019 годом и составил 4,08 млн тонн, согласно расчетам Россельхозбанка.
Потребление мяса в России составляет 77 кг на душу населения, что намного выше среднемирового показателя в 40 кг на душу населения и довольно близко к европейскому уровню, колеблющемуся в пределах 75−85 кг, в зависимости от страны. Причем на свинину сейчас приходится 36% потребления мяса в России, уступая только птице с 44%.
Вместе с тем, внутренний рынок близок к абсолютному насыщению: российский спрос перестает стимулировать рост отрасли, как это было 5−10 лет назад, считает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Другой аналитический центр, Газпромбанк, подсчитал, что в прошлом году в России было произведено почти на 10% больше свинины, чем годом ранее. Экспорт же составил 200 тысяч тонн. Это вдвое больше, чем было в 2019 году.
Экспортные поставки в Гонконг за прошлый год подскочили почти вдвое, а во Вьетнам — в пять раз! Всего же Россия отправляет свою свинину уже в 20 стран, и, по мнению аналитиков Газпромбанка, рост будет продолжаться еще несколько лет.
В общем, все прекрасно… Если бы не африканская чума. Только прошлой осенью и зимой было забито 560 тысяч голов, сообщает отраслевое издание PigProgress. Самые пострадавшие — Тверская, Курская, Воронежская, Самарская и Тамбовская области.
Невидимый заграничный враг — неопасен для человека, смертелен для АПК
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Планы российских производителей по экспансии на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона внезапно были прерваны новой эпизоотией. Началась она в октябре 2020 года со свинофермы в Калачевском районе Воронежской области, затем зараза распространилась почти по всей Центральной России. Вспышки фиксировались и на Юге России.
Кроме того, вирус уже проторил путь и на продуктовые полки. Как правило, мясная продукция с геномом АЧС обнаруживается совершенно случайно. Продукты, естественно, приходится немедленно сжигать.
В нынешнем году вспышки африканской чумы фиксировались как на отдельных свинофермах, так и на крупных предприятиях. В частности, в сентябре, а затем в октябре — в Белгородской области на свиноводческих комплексах компании «Мираторг».
После этого руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин констатировал, что эпизотии вынудила свиноводов скорректировать свои амбициозные планы. Так, темпы роста производства в 2021 году пришлось снизить с 6−7% до 3−4%. То есть почти вдвое. Желающих нанести такой сокрушительный удар по гигантской индустрии, наверняка, немало.
Важно помнить, что вирус африканской чумы неопасен для человека — вирусные частицы разрушаются в желудке под воздействием желудочного сока. Зато вирус смертелен для аграрной экономики — он распространяется среди свиней молниеносно. И те животные, которые не погибают, должны быть немедленно забиты. Остается только подсчитать, какой урон российскому свиноводству уже нанес (и еще нанесет) невидимый заграничный враг.