Страна, где не производят бытовую технику, не шьют одежду и обувь, не делают велосипедов и сковородок — это ужасно. Но всё поправимо, если имеется тяжёлая промышленность — станкостроение и машиностроение. Можно сделать оборудование и наладить производство бытовых товаров. Так можно или уже нет?
Сперва системообразующие отрасли, потом все остальное — именно так когда-то создавалась индустрия СССР. От царизма молодой советской власти досталась совершенно ущербная экономика, ориентированная на экспорт сырья. Немногочисленные заводы использовали исключительно импортное оборудование, и, если изделие было чуть сложнее топора, привозные комплектующие.
В годы Индустриализации всё пришлось создавать практически на пустом месте. При помощи купленных за границей станков научились делать свои: сперва малограмотные рабочие — вчерашние крестьяне — сломали оборудование, потом починили, а затем при помощи выучившихся молодых инженеров сделали новое, уже советское. К тому времени металл уже был («Магнитка»), электричество тоже («ДнепроГЭС»
«Мы отстали от передовых стран на 50−100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — сказал Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года. Война началась именно через десять лет.
К 1991-му наша промышленность подошла в прекрасной форме. Производилось ВСЁ, а что ещё не делали, могли быстро произвести. Ибо имелась отличная инфраструктурная база — станкостроение. По количеству и качеству металлообрабатывающих станков СССР уверенно входил в тройку лидеров, на равных конкурируя НА МИРОВОМ РЫНКЕ с Западной Германией и США.
Но это, увы, всё в прошлом — отрасль убита на корню.
Ближнее Подмосковье, фирма, которая торгует подержанными советскими станками, её директор — бывший инженер завода «Красный пролетарий», некогда одного из лидеров мирового станкостроения.
«Завод пережил и войну, и „перестройку“, будь она неладна, и правление Борьки-алкоголика. Да, было тяжело, но мы работали, производили станки. Уже не в таком количестве, как в СССР, но делали. И трудовой коллектив сохранялся. Но пришли путинские ребятки и завод ликвидировали. Видать, стране не нужны станки. А для своих мифических сверхсветовых ракет они детальки, видимо, на (непечатное выражение) точить будут», — ругается предприниматель Алексей.
«Мой 16К20, начало 80-х — кормилец. Недавно купил „скалку“ и прошёлся индикатором по всей её длине — даже микронного износа направляющих нет. Умели делать! Причём станок у меня не повышенной точности, самый простой, серийный. Берегу его, тщательно ухаживаю, ведь альтернатив нет. Не выпускают больше в „эрэфии“ токарных станков. Никаких не выпускают», — говорит бывший программист, а нынче токарь Юрий Стасов.
В начале 80-х СССР ежегодно производил около 200−230 тысяч металлообрабатывающих станков — для собственных нужд и на экспорт. В 1991-му количество упало до 50 тысяч, зато более половины изготовляемых станков обзавелось ЧПУ. На отечественной элементной базе, что особо ценно. На экспорт в последний год существования Советского Союза ушло около 10 тысяч единиц металлообрабатывающих станков. Причём стараниями властей страну уже вовсю лихорадило. Станочный парк народного хозяйства СССР состоял примерно из 7 млн. металлообрабатывающих станков.
А теперь взглянем на современность. В 2011-м «Красный пролетарий» прекратил существование, уникальное оборудование уничтожено, персонал уволен. Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" угробили на четыре года раньше, тоже с концами. И так — по всей стране. Де юре в РФ нынче выпускается около двух тысяч металлообрабатывающих станков в год — менее 1% от уровня 1991-го. А станочный парк сократился до смешных 100 тысяч единиц, то есть в 70 раз! И его продолжают уничтожать!
На «скрепном» сайте, повествующем о успехах экономики «эрэфии», пару лет назад случился досадный ляп. В порыве рвения там отчитались, что-де на неком заводе создали «новый россияньский станок» с РМЦ аж три метра или типа того. Что для СССР было нормой. Но новость пришлось спешно убирать в архив — все стали смеяться. Оказалось, что взяли советскую станину, её покрасили, укомплектовали узлами опять-таки «Made in USSR» — вуаля, скрепы готовы!
А иначе — никак. Станина — сложная штука, тут нужна точность. Но уже не умеют, всех старых инженеров и технологов выгнали, заменив манагерами разной степени «эффективности». И технологии оказались утеряны.
Ростов, ещё советский завод, тот самый, где делали токарные станки ТВ-4, ТВ-6 и ТВ-7 для советских школ. То есть некая фирма на его обломках. Нынче тоже вроде как делают — модель ТВ-7М, разработка ещё времён СССР.
Но по 100%-й предоплате и дорого. Тем не менее, Виктора это не остановило — хочу и всё тут, деньги есть. Оплатил, долго ждал, наконец-то привезли. А после был шок.
«Это ужас какой-то, станина имеет прогиб около сантиметра! При РМЦ всего в 275 мм это ещё нужно постараться так учудить… Звоню на фирму, а меня чуть ли не прямым текстом по известному адресу посылают. И деньги возвращать отказываются», — рассказывает пострадавший.
Деньги вернуть удалось, правда, за транспортировку станка туда-сюда пришлось платить покупателю. Больше он таких ошибок не делает — в хозяйстве уже давно прописался «Ижачёк» 1И611П. Тоже, как и 16К20, классика советского (и мирового!) станкостроения. И тоже не производится — ОАО «Ижмашстанко», как нынче называется станкостроительный завод «Ижмаш», еле живой. В начале 2000-х там делали следующую модель — 250ИТВМ.01 — но уже много лет этих станков никто не видел. В смысле новых.
Аналогичная ситуация по фрезерным, координатно-расточным, долбильным и всем прочим станкам. Нет и не предвидятся, так как заводы уничтожены, а кадры потеряны. Вышеозначенные 2000 станков в год — сборка из импортных комплектующих, не более того. Или из советских, запасы на складах ещё есть.
Отсутствуют и измерительные приборы — штангенциркули и микрометры в «эрэфии» тоже практически не выпускаются. В цехах московского завода «Калибр» манагеры из столичной администрации устроили «технопарк» — офисные и складские помещения в аренду. Там, в том числе, можно купить импортные инструменты.
Пока вроде жив Челябинский инструментальный завод, вот только в каталоге его продукции подозрительно много «клонов» изделий с Алиэкспресса. Не иначе как «часть производства находится в КНР».
Но помимо станков есть ещё одна СТРАШНАЯ беда, о которой большинство обывателей даже не подозревают — подшипники. Без них остановится ВСЁ — и автомобили, и станки, и велосипеды. Всё в «эрэфии» остановится. Перекроют нам поставки по импорту, и хана…
«Самарский подшипниковый завод» банкрот (2020 г.), «Томский подшипник», он же ГПЗ-5, уничтожили ещё в 2010-м. Грустный список большой, из построенных в СССР подшипниковых заводов мало кто уцелел. А процесс добивания «последних из могикан» идёт.
Вроде как всё хорошо в Вологде, на местном подшипниковом заводе, во всяком случае, оттуда идут бравурные отчёты. Но… Когда приятелю нужно было отремонтировать «девятку», отечественные подшипники 2108−3104020 (идут практически на все ВАЗовские авто) найти не удалось. В продаже есть любые, кроме российских.
В одном крупном магазине таки удалось обнаружить вологодскую продукцию в количестве нескольких единиц — VBF 256706AKE12. P6Q6/L20 с подозрительной надписью «Russia». Но консультант брать их не рекомендовал, дескать, сие есть Китай повышенной галимости.
В известном интернет-магазине, специализирующемся именно на торговле подшипниками, это подтвердили.
«Мы не торгуем продукцией ВПЗ, её, в общем-то, уже и нет. В смысле вологодской. Да, когда-то этот завод был одним из лучших в мире, и его подшипники, произведённые в годы СССР, до сих пор очень ценятся, купить их непросто. А то, что идёт под этой маркой сегодня… В общем, нам не нужны проблемы с клиентами, мы не хотим, чтобы пошёл слух о том, что мы торгуем всяким г. ом», — объяснил менеджер магазина.
На известном сайте с отзывами на различные товары достаточно свежая запись: «Подшипник заднего колеса автомобилей семейства ВАЗ „Вологодский подшипниковый завод“ — покушение на массовое убийство». У человека он быстро развалился, хорошо, хоть без последствий на дороге. Повезло.
Список того, что в «эрэфии» нынче не производится, и без чего невозможно функционирование любой промышленности, пугающе пространный. Тут и всевозможные электромоторы, реле-контакторы, шестерни для всевозможных механизмов, контрольно-измерительные приборы,
А среди уничтоженных «в ноль» предприятий значится «Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод» — в 2019-м его окончательно добили, осталась только проходная. Гитлеровцы не смогли, завод в годы войны так и не сдался, а вот путинцы осилили.
Сырьевой придаток Запада — именно такими словами в годы СССР нас пугали со страниц газет. Что если мы будем «щёлкать клювом» и потеряем завоевания революции, то страну быстренько превратят в такую вот колонию. Многие не верили. Увы, именно так и произошло, достаточно оглянуться по сторонам и все сомнения пропадут. Прошёлкали.
Пока непоправимого не случилось и страну не оккупировали — нас берегут советские же ракеты. Но надолго их не хватит. Значит, нужно вспоминать слова товарища Сталина и спешно проводить новую индустриализацию. Предварительно вернув народу всё то, что построено его руками.