Под флагом «цифровизации» банковские лоббисты пропихнули в Госдуму очередной опасный законопроект. Заботящиеся о простых россиянах парламентарии — «слуги народа» — хотят разрешить финансистам в одностороннем порядке уничтожать свои экземпляры договоров с физлицами.
Договора предлагается сканировать, а бумажные носители уничтожать. Причём «наиболее крупным и надежным банкам» хотят позволить это делать без визирования со стороны контрагентов. То есть граждан. Да и само визирование предлагается максимально упростить, достаточно будет электронной подписи, формируемой с помощью портала «Госуслуги».
В чьих интересах это делается даже нет сомнений. «Интерес банковского лобби в основном касался принятия изменений в Гражданский кодекс по финансовым сделкам. Пути влияния на принятие нужных правовых норм были как официальные, так и неофициальные (например, когда в уже одобренный проект с внесенными поправками, обсужденными официальным путем через рабочую группу, созданную в Государственной Думе, неожиданно вносились коррективы). Такие неофициальные пути приносили положительные результаты для банковской группы, однако от этого страдало качество законодательных актов», — это цитата из научной работы «Банковский лоббизм в современной России как вид лоббизма» (О.В. Жевняк, М.П. Жевняк).
Иными словами, без науки: лоббисты добиваются того, чтобы принимались законы в интересах банков, что при этом будет с народом их не волнует. Впрочем, что с ним будет, и так понятно.
«Опасность нешуточная. Положим, остался всего один экземпляр договора — у вас. И тут банк вам объявляет: вы недоплатили по кредиту. Или, к примеру, задним числом меняет условия договора вклада. И придётся утереться, ничего уже не сделаешь. Проводить экспертизу электронного документа никто не станет, это даже не смешно. Начнёте скандалить, настаивать — будет только хуже. Ваш, подлинный, экземпляр договора объявят поддельным и вас же посадят за мошенничество. Просто дадут денег и всё», — объясняет бывший следователь МВД, а ныне начальник службы безопасности одной крупной структуры Константин.
Ещё один тонкий момент — суды у нас принимают только бумажные документы, в том числе их копии, заверенные соответствующим образом. Получается, все споры в околобанковской сфере тут же выйдут за пределы правового поля? Для банкиров это будет просто праздник какой-то!
«Как-то есть сомнения в том, что данная инициатива направлена на защиту окружающей среды. Во-первых, бумага уже сделана и потрачена, её уничтожение — дополнительная нагрузка на природу. Пусть лучше лежит в архиве. Да, изводить деревья на всякие там бумажки, это, бесспорно, плохо. Но, во-вторых, леса нужно регулярно чистить, иначе они превратятся в мёртвый бурелом. Так что рубить и можно, и нужно. Но аккуратно, и в интересах России, а не как в Иркутской области, где местные власти продали всё китайцам, а потом подожгли. В-третьих, нормальный документооборот никто не отменял. Это уже говорю как простой потребитель. Лично я не пойду в банк, если буду знать, что там у них мои документы в любой момент могут „подправить“», — говорит одна активистка защиты окружающей среды.
«Создание правовой основы для ведения электронных архивов сократит и оптимизирует расходы компаний РФ на хранение бумажных документов, что в конечном результате приведет к цифровой трансформации во всех сферах экономики», — считает заместитель гендиректора АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
Да, тут всё верно. Но пока правовой основы нет, и никакой «цифровой трансформации», ровно как экологической, не предвидится. А вот воровская трансформация случится с вероятностью 100%.
Во-первых, в «Госуслугах» уже были масштабные утечки персональных данных, в 2019-м информация о таковой стала достоянием гласности. Летом сего года прозвучал очередной тревожный «звоночек»: эксперты предупредили, что портал уязвим. Новость появилась на абы где, а на ведущем сайте финансовой информации.
«Это уже серьезная проблема, а в ближайшем будущем она только усугубится. Много людей столкнется с попытками осуществления действий от их лица. Взлом учетной записи, подбор пароля или утечка данных могут привести к тому, что злоумышленник получит доступ к аккаунту на Госуслугах и, конечно, попытается монетизировать этот доступ», — сообщил тогда РБК руководитель аналитического центра «Zecurion» Владимир Ульянов.
Таким образом, купив у жуликов базу данных, банкиры смогут завизировать любые электронные копии — Adobe Photoshop рулит!
Во-вторых, «потечёт» в самих банках, и, если пойдёт оцифровка договоров, последние ошмётки банковской тайны разлетятся как гнилая труха.
«Здравствуйте, я из Сбербанка. Ваш счёт № ХХХХХХХХХХ заблокирован по причине действий мошенников, но деньги не пропали. Это — точно вас счёт? Спасибо. Тогда переведите средства на счёт № ХХХХХХХХХ, это ваш новый счёт, можно сделать из любого банкомата Сбербанка», — на подобную нехитрую уловку ежедневно попадаются сотни, а то и тысячи россиян.
Деньги не вернуть, в банке прямо заявляют — типа «сам дурак». Дескать, нечего верить всяким звонкам. Вопрос о том, откуда у мошенников правильные номера счетов, комментировать отказываются.
«Сегодня аналитики, в том числе и Сбербанка, фиксируют рост случаев телефонного мошенничества. Мы приняли решение о разработке специальной программы по борьбе с этим видом преступлений. И те меры, которые мы приняли в рамках этой программы буквально в последние несколько месяцев дали очень хороший результат — уровень случаев телефонного мошенничества с клиентами Сбербанка снизился не менее чем на 30%», — отчитался летом 2021 года заместитель председателя правления банка Станислав Кузнецов.
Примерно тогда же прошла информация об очередном провале у Германа Грефа — якобы, «налево» ушли персональные данные ещё полутора миллионов человек. Скромненько: в августе 2019-го жулики стали обладателями информации по владельцам 60 миллионов банковских карт Сбера. «Течёт» везде, Сбер тут не исключение, просто он большой, вот масштабы и солидней.
Базами электронных копий договоров, как только они появится, тоже начнут торговать. Сразу. И тогда всевозможные мошенники и откровенные бандиты узнают и про вашу недвижимость (договора ипотеки, а также покупки-продажи недвижимости с использованием банковских ячеек и счетов), и про автомобили, вообще о финансовом положении. УЗНАЮТ ВСЁ! После чего начнут выбирать кого им захочется ограбить. И ведь ограбят — полицейские у нас, подчас, способны только мирные демонстрации разгонять.
Информацию продадут сами сотрудники кредитных организаций, которым из жадности начальство платит сущие крохи. В той истории 2019-го быстро выяснили, что информацию слил молодой парень — «руководитель сектора в одном из бизнес-подразделений банка».
Получается, что желание банкиров получить возможность втихаря обкрадывать своих клиентов грозит серьёзными потрясениями. В том числе, полной утратой доверия населения к национальной банковской системе. Оно и так стремительно падает, граждане снимают средства с депозитов.
Кстати, попытки продавить «шахермахер» с электронными копиями договором — далеко не первая попытка финансистов обжулить своих сограждан. После того, как в 2008-м закончилась «эпоха стабильного рубля», ряд банков попытались заставить переподписать своих клиентов ипотечные договора с национальной валюты на доллары. Людям морочили голову, их стращали всякими карами и юридическими проблемами. Сдавались единицы, большинство наших соотечественников были твердыми как кремень и жулики-банкиры остались с носом.