Российские пенсионеры под Новый год могут рассчитывать на еще одну единовременную выплату от государства, аналогичную той, что они получили в сентябре. Информация об этом уже почти месяц мелькает в интернет-ресурсах, но официально ее пока никто не подтвердил.
Есть лишь мнение некоторых экономических экспертов о том, что таким образом пожилым людям власти собираются компенсировать рост цен на товары и услуги. Причем на этот раз они получат не десять тысяч, а 15 тысяч рублей.
В своих прогнозах специалисты, предположительно, отталкиваются от поручения, которое президента Владимир Путин дал правительству РФ на первой после выборов в Госдуму встрече с депутатами в Кремле 12 октября.
Тогда, напомним, глава государства отметил, что основной угрозой для стабильного развития страны остаются низкие доходы людей. И дал указание правительству разработать дополнительные меры поддержки граждан, в том числе пенсионеров, в условиях повышенной инфляции.
Станут ли новые разовые пособия частью этих мер, или старикам снова скажут: «Денег нет, но вы держитесь», в скором времени должно проясниться. В любом случае, этой категории граждан государство явно задолжало. Ведь, поднимая пенсионный возраст, оно обещало в ускоренном темпе индексировать пенсии, что должно было обеспечить российским пенсионерам более высокий уровень жизни. Не получилось. Потому что в реальном выражении пенсии падают.
По данным Росстата, из-за высокой инфляции в стране пенсии россиян снижаются уже восемь месяцев подряд. Особенно заметно это было в июне и августе, когда они обесценивались, соответственно, каждый месяц на 1,0%, а также в сентябре — на 1,8%.
И, вроде, в номинальном выражении средний размер пенсионных выплат вырос в сентябре на 5,5% - до 15 тыс. 847 руб. Но общая инфляция уже сейчас превысила 8%, а до конца года может разогнаться еще. При этом в бюджете на 2022 год индексация страховых пенсий по старости заложена на уровне 5,9%, что никак покрывает инфляционные издержки.
Понятно, что разовые выплаты проблему повышения уровня жизни пенсионеров не решат. Но для государства это все-таки реальный способ порадовать пожилых россиян в преддверии Нового года, когда всем так хочется верить в чудо.
Экономист Андрей Лобода, во всяком случае, допускает, что президент объявит о такой выплате в декабре. По его мнению, «это будет очень хорошим сигналом обществу, что есть поводы радоваться и после выборов в Госдуму».
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова также считает, что выплаты будут произведены ближе к Новому году. И они снова охватят всех пенсионеров — как работающих, так и неработающих.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Центра политических технологий, доктора экономических наук, профессора Никиту Масленникова:
— Вопрос пока находится в стадии крайней неопределенности, как я понимаю. Показатели — за. Все-таки в сентябре у нас пенсии в реальном выражении сократились на 1,8% (по октябрю Росстат их просто еще не посчитал). Сентябрьские выплаты чуть сгладили ситуацию, но коренным образом ее не переломили.
Поэтому, естественно, есть соблазн перед Новым годом, перед новогодними каникулами вопрос как-то решить. По крайней мере, для этой категории граждан. Тем более что, в принципе, любой среднестатистический российский гражданин вправе надеяться и рассчитывать, видя рапорты Минфина по поводу того, что за десять месяцев профицит федерального бюджета составил 2 трлн. 140 млрд. рублей.
Источник есть. До конца года есть еще определенные средства, которые можно задействовать. К тому же, по статье «Социальная политика» были достаточно существенные сокращения в этом году — это та статья, по которой финансируется трансферт бюджета ПФР.
Поэтому по этим показателям можно было бы надеяться, что выплаты будут.
«СП»: — Только есть какое-то «но», как всегда?
— Скорее, есть аргументы, скажем так, требующие осторожности.
Во-первых, надо дождаться все-таки, как пройдет инфляционный цикл по ноябрю. Давайте изучим данные Росстата с 8 по 15 ноября. Это покажет нам, на каком тренде мы находимся — вышли мы на плато, и есть ли признаки разворота.
По 8-му ноября годовая инфляция все-таки снизилась — с 8,14 до 8,07%. Немного, но, в принципе, это может указывать на разворот инфляции в сторону снижения.
В этих условиях, конечно, было бы логично дождаться хотя бы конца ноября, чтобы понять более-менее достоверно, как инфляция по этому году складывается. Пока рабочий прогноз где-то в окрестностях 8%, а может оказаться выше или ниже.
Собственно говоря, весь ноябрь, это достаточно критический месяц для такого рода расчетов и прогнозирования.
«СП»: — Почему это важно?
— Потому что от этого зависит размер индексации. Либо мы индексируем на фактическую инфляцию пенсии — тогда следует понимать, как она сложится.
С другой стороны, 23 ноября надо принимать соответствующие решения с поправками к бюджету.
Правда, есть еще один вариант, который как бы всегда можно скорректировать. Президент ранее поручил правительству к 4 февраля (это предельный срок) провести оценку изменения основных параметров федерального бюджета. И, соответственно, макроэкономического прогноза на 2022 год, с учетом того, как будет складываться ситуация, в том числе инфляционная.
Поэтому здесь надо смотреть, какая она будет, и принимать чисто политическое решение.
Если индексируем инфляцию по факту, грубо говоря, то тогда с выплатами можно и потерпеть. Потому что мы не знаем, какая будет ситуация в следующем году. И держать этот резерв на единовременные выплаты, допустим, по итогам первого квартала.
То есть, как пойдет дело.
Этот фактор очень важный. Но он как бы немножко сдерживает решение вопроса — здесь и сейчас.
Опять же, если выплачивать по 15 тысяч, значит, единовременно это где-то порядка 600−700 млрд. рублей — пенсионеров у нас 42 миллиона.
И сразу возникает вопрос: вот мы сегодня дали, а как на это наложится традиционная гонка бюджетных расходов по этому году, и все это на экономику свалится. Какая инфляция будет в первом квартале, и что мы потом будем делать?
Не придется ли нам в этом случае дважды платить пенсионерам — и сейчас, и потом из-за резкого взлета инфляции по итогам первого квартала.
Мне кажется, сейчас ситуация такая, когда равновероятны оба варианта. И выплаты, условно говоря, в декабре. И индексация по фактической инфляции по итогам этого года.
«СП»: — Вы больше склоняетесь, к какому варианту?
— В «Литературной газете» много лет назад была такая рубрика «Если бы я был директором». Так вот, если бы я был «директором», то несколько повременил бы, дождавшись более очевидного инфляционного тренда, скажем, по итогам ноября. И потом уже принимал решение, что делать — либо по одному варианту, либо по другому. Пока, откровенно говоря, однозначно убедительных аргументов в пользу той или другой версии у меня нет.
Тем не менее, две недели потерпеть можно с тем, чтобы потом уже принимать решения, понимая его очевидные последствия.
«СП»: — А какие последствия имело решение о сентябрьских выплатах?
— Предполагалось, что эти выплаты не разгонят инфляцию, тем не менее, мы получили достаточно быстро инфляцию, превышающую 8%.
Поэтому здесь нужно быть аккуратными.
Если мы, сохранив инфляциюв окрестностях 8%, накануне Нового года бросим туда 600−700 млрд. рублей, плюс еще бюджетная эмиссия, то в итоге можем совершенно точно подойти к 9−10% в годовом выражении к концу января. Тогда придется врубать на полную тормоза денежно-кредитной политики.
Давайте по фактической инфляции все делать. Тем более что материнский капитал проиндексируют именно на фактическую инфляцию.
Чем хуже остальные все люди, получающие социальную поддержку от государства, я не очень понимаю. Даже с точки зрения гражданских прав, наверное, было бы логично все социальные выплаты государства индексировать на фактическую инфляцию.
Решение должно быть достаточно логичное и единое для всех. Тогда оно понятно, и макроэкономические последствия легче моделировать. Чем вот так: будем рубить кошке хвост по частям.
Второй раз на грабли с единовременными выплатами наступать не хотелось бы.
Безусловно, я согласен с точкой зрения, что у нас пенсионеры оказываются наиболее проигравшими в этой ситуации. Что им нужны поддержка и помощь. Но вопрос механизма, он пока для меня, с точки зрения повторения социальных выплат, повторю, достаточно спорный. Я все-таки склоняюсь к индексации по фактической инфляции. И, естественно, к формированию резерва под возможные единовременные выплаты, но несколько позже.