Тысячи человек вышли на демонстрации в Сербии против планов концерна Rio Tinto начать добычу лития на западе страны.
Демонстрации организовали экоактивисты, и это уже третья акция. Протестующие считают, что добыча нанесет непоправимый ущерб сербской экологии.
«Rio Tinto оставляет бардак после ухода из стран. Я хочу, чтобы эта компания уехала отсюда. В нашей маленькой стране, которая в основном занимается агрокомплексом, зарубежные фирмы много обещают властям, но ничего из этого не выполняют. Я боюсь за здоровье народа и природу», — цитируют «Известия» участника акции Сержана Опачича.
В июле австралийско-британская компания обязалась инвестировать в проект около двух миллиардов евро. При этом власти Сербии ранее обещали начать разработку залежей лития в стране только после проведения референдума.
В минувшую субботу участники несогласованной акции протеста на 1 час перекрыли главную автомагистраль страны E-75 вблизи Сава-центра в Белграде. Стоит напомнить, что акции протеста состоялись и на прошлой неделе, но были масштабнее — тогда люди заполнили площадь Славия, площадь в районе Автокоманда и другие ключевые транспортные развязки Белграда.
Месторождение, вокруг которого ведутся эти споры, обнаружено в районе реки Ядар, может содержать до 10% мировых разведанных запасов.
Отметим, что за последние годы мировая индустрия по добыче и выделению лития и литий-содержащих соединений из руд и рассолов выросла в несколько лет.
Повышенный интерес к литию объясняется развитием освоения способа аккумуляции энергии на литий-ионных накопителях. Речь не только об аккумуляторах для обыкновенных автомобилей, но и о растущем в Европе спросе на электромобили, а также на накопители энергии для ВИЭ, что продиктовано стремлением ЕС перейти на «зеленую энергетику».
Ожидается, что в ближайшее десятилетие спрос на электрокары вырастет в десятки раз, поскольку в Европе уровень выделяемого транспортом СО2 к 2025 году должен быть сокращен на 15%, а к 2030 году — до 37,5%. Для достижения обозначенных требований по снижению выбросов СО2 количество используемых в ЕС электрокаров должно достигнуть 40% от общего объема эксплуатируемых автомобилей (сегодня эта цифра составляет 5%).
Кроме того, литий используется в аккумуляторах для гаджетов, к доминированию на рынке которого стремится Китай. Очевидно, тут еще и политика: западные ТНК стремятся подмять под себя ключевые месторождения, чтобы они не достались китайцам…
— Глобалисты взяли курс на энергопереход, — напоминает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Британцы стремятся застолбить за собой лидерство в этой сфере и, прежде всего, в контроле за ноу-хау и стратегическими ресурсами. Литий — один из таких ресурсов. Британцы давно нацелились на захват ряда месторождений редкоземельных металлов, которые востребованы в «зеленой энергетике» и, в частности, в аккумуляторных батареях.
Литий — это на годы и годы вперед важнейший ресурс для Европы и тех стран, которые в действительности нацелились на развитие «зеленой» энергетики. Тот, кто будет контролировать такие ресурсы, как литий, станет главным бенефициаром энергоперехода мировой экономики.
Не только Сербия, но также Россия и ряд других стран, имеющих месторождения лития, бериллия и других редкоземов в ближайшие годы станут предметом жесткой экономической и иной экспансии Запада.
«СП»: — Почему именно британско-австралийская компания?
— Британия опережает другие европейские страны в установлении контроля за перспективными редкоземами. Последствия для Европы таковы: а) резко возрастет стоимость энергоперехода для европейских стран; б) ряд европейских стран потерпят фиаско в переходе на «зелёную» энергетику и вернутся к традиционным видам топлива и прежде всего — к газу.
«СП»: — К доминированию на рынке гаджетов давно стремится Китай. Западные ТНК стремятся подмять под себя ключевые месторождения, чтобы они не достались китайцам? Что хуже для сербов? Англосаксонские ТНК или китайские?
— Пока сербское руководство решает, что для него лучше и склоняется к британскому варианту просто потому, что британцы действуют более энергично, чем китайцы и качественнее врут сербским чиновникам про преференции для них в будущем и защиту их офшорных капиталов в настоящем.
Китайцы еще не сказали своего слова, их мотивации не столь ярко выражены, как у британцев (у Китая есть свой литий). Однако Китай может заплатить за литиевые месторождения Сербии сумму на порядок большую той, на которую готовы будут пойти британцы. Так что наблюдаем — кто победит.
«СП»: — Власти Сербии ранее обещали начать разработку залежей лития в стране только после проведения референдума. Чем все это, по-вашему, кончится?
— Очевидно, сербы выигрывают время, затягивая процесс продажи месторождения британцам, в ожидании более солидного предложения от китайцев.
— Литий важен для немецкий автопроизводителей, — подчёркивает экономист Вадим Коваленко.
— В бюджетном сегменте «Фольскваген» весьма активно конкурирует с «Тесла» и «Ниссан». Учитывая, что значительные средства инвестируются в разработку новых электромобилей, литий становится стратегическим сырьем.
«СП»: — Где, кроме Сербии еще он добывается? Почему именно Сербия становится ключевым поставщиком в Европе?
— Крупнейшие месторождения лития находятся в Латинской Америке, Африке, Китае и России. Для немецкой промышленности расположение месторождений в Сербии идеально с точки зрения логистики. В конкуренции с Китаем и США вопрос снижении себестоимости производства является ключевым.
«СП»: — В июле Rio Tinto обязалась инвестировать в проект около двух миллиардов евро. Это серьезно для Сербии? На протесты можно и наплевать?
— 2 млрд. евро по нынешнему курсу это около 2,1 млрд. долларов США. Для того, что бы понять, много это мало стоит отметить, что весь экспорт Сербии в 2020 году составил 2,3 млрд. долларов. Сумма таких инвестиций просто астрономическая для страны. По этой причине протесты не помогут.
«СП»: — Если сербский литий достанется западным ТНК, что это будет означать для страны и для Европы в целом?
— Вопрос, на каких условиях договорятся. Учитывая европейскую репутацию Сербии, им не стоит рассчитывать на милосердие и щедрость западных коллег.
«СП»: — По прогнозам производителей, в ближайшее десятилетие ожидается дефицит поставок лития. Насколько на этом фоне Сербия станет привлекательнее для иностранных компаний-добытчиков? Кто еще может вступить в борьбу за сербский литий? Ведь в лидеры по гаджетам рвётся Китай
— Китай, США постараются заполучить контроль. Ведь у той же «Теслы» построен завод в Германии. На счет Китая не стоит испытывать иллюзий, судя по тем соглашениям, которые они заключают в Африке. Сербии предстоят весьма тяжелые переговоры. КНР жестко защищает свои национальные интересы и не занимается благотворительностью.