5 трлн. рублей — такие колоссальные деньги вложены гражданами РФ в самый обыкновенный воздух, то есть, в так называемые «криптовалюты». Которые не обеспечены вообще ничем! Наивность «уважаемых, панимаешь, россиян» может в любой момент обернуться системным кризисом, но что-то предпринимать уже поздно.
«С криптовалютами надо поставить точку. Надо определиться с тем, как мы относимся к этому явлению и, соответственно, в законодательстве достаточно жестко прописать ответственность, если что-то мы будем запрещать, ограничивать. 5 трлн рублей, по некоторым данным, уже инвестировано россиянами в криптовалюту», — заявил комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В тот же день свой взгляд на проблему высказал и представитель Центробанка.
«Я думаю, что мы в ближайшее время опубликуем доклад о криптовалютах. В этом докладе будут наши подходы, связанные с тем, какое место для криптовалюты мы видим на российском финансовом рынке. Даю подсказку — мы не видим место криптовалюте на российском финансовом рынке. Мы будем решать вопрос через внесение изменений в законодательство», — отметил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.
Наиболее жёстко за так называемые «биткоины» взялись в КНР, там власти уже ввели запрет на их эмиссию — так называемый «майнинг». Вне закона реклама, да и покупка гражданами Поднебесной этого «воздуха» на иностранных площадках тоже. Китайцы всё правильно делают — граждан нужно срочно спасать от очередного «лохотрона». А о своих гражданах власти КНР заботятся.
В РФ с запретами пока туго. И с разъяснениями на счёт того, что есть криптовалюты, тоже. Несмотря на анонсированный запуск проекта «финансовой грамотности», информации о «биткоинах» ноль.
Посему восполним этот пробел. Но для этого придётся сделать краткий экскурс с историю финансов человечества.
С момента возникновения первых государств правом эмиссии — выпуска дензнаков — обладали только власти. Всех несогласных с этим, как фальшивомонетчиков, уничтожали, причём максимально жестоким образом. Чтобы было неповадно. Помогало.
Издревле наиболее популярным «универсальным эквивалентом» являлись драгоценные металлы, оформленные в различные единицы — стандартные слитки, монеты, кольца или иные формы. Самым дорогим было золото, серебро на втором месте, а платину люди узнали сравнительно недавно, ещё сотню с небольшим лет назад она шла в отвалы как мусор.
Таскать с собой тяжеленный мешок с золотом-серебром неудобно, посему были придуманы векселя и ассигнации (по сути, векселя на предъявителя). В той или иной форме они существуют очень давно, два с лишним тысячелетия точно. Были таковые и на Руси. К примеру, беличья шкурка с особой печатью князя, несмотря на то, что сама по себе не стоила ничего, могла являться дензнаком. Её предъявителю казна была обязана выдать определённое количество драгметалла.
Точно по такому же принципу работала и частная банковская система всего мира, вексель на получателя заменял путешественникам, негоциантам, финансистам и просто богатым людям тяжёлые и неудобные металлические наличные. Но существовало жёсткое правило — 100%-е РЕЗЕРВИРОВАНИЕ. Это означает, что при выпуске векселей (ассигнаций) на 100 золотых монет по номиналу эти самые сто монет нужно иметь у себя в хранилище.
Конечно, хотелось иного. Мечта любого мальчика из банкирской семьи — печатать много-много денег, и покупать на них много-много вкусной мацы и рыбы-фиш. Однако было страшно: существовало негласное правило, что тех, кто нарушил правило о 100%-м резервировании, уничтожали вместе с их семействами. Тогда банковское ремесло ещё не было монополией отдельно взятого народа, посему боялись.
Всё изменилось в 1694 году. Король Англии Вильям III Оранский проигрывал войну с Францией. По вполне объективными причинам — та была богаче. И площадь больше, и население, французы всего производили много — и продуктов, и мушкетов с саблями, и кораблей. В общем, маячило позорное поражение. Но тут к монарху пришли банкиры и предложили сделку — вы нам таки даёте право неограниченной эмиссии, а мы вам таки напечатаем много-много денег. Армия купит на них пушки, провиант, построит корабли и даст любителям лягушатинки последний и решительный бой.
Кинг Англии (по национальности полушотландец-полуфранцуз с примесью английской крови, но в те годы это было нормой) почесал свою кучерявую, как у пуделя, голову, да и согласился. Деваться было просто некуда.
Банк Англии приватизировали, казна получила долю в 10%. Но, после того, как отменили 100%-е резервирование, денег на острове, действительно, стало завались. В смысле у властей и у банкиров. В 1697-м было достигнуто перемирие — Англия войну не проиграла. Причём на тот момент у Франции начались финансовые проблемы, а на туманном Альбионе таковые отсутствовали. Так как печатный станок работал.
Система с частичным резервированием работала. Англия усиливалась, потом превратилась в Великобританию, и ни у кого не возникало желания менять бумагу на полновесные золотые гинеи. Однако на острове с древней аристократией «космополитам» было неуютно, и вскоре возник проект переноса финансового центра. За океан.
«Банковские организации представляют большую опасность, чем вражеские армии. Если американский народ позволит частному центральному банку контролировать эмиссию своей валюты, то последний сначала с помощью инфляции, затем дефляции, банков и растущих вокруг них корпораций лишит людей всей их собственности. И может случиться так, что однажды их дети проснутся бездомными на земле, которую когда-то завоевали их отцы», — предупреждал ещё в конце XVIII века третий президент США Томас Джефферсон.
Американцы держались более сотни лет, это стоило им нескольких президентов, включая Авраама Линкольна.
«Власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры. Она более деспотична, чем монархия, более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия», — заявил Линкольн. Вскоре его застрелили.
«Тот, кто контролирует денежную массу любой страны, является полным властелином ее промышленности и торговли. А когда вы поймете, как просто вся экономическая система так или иначе контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не понадобится объяснять, где причины депрессий и инфляций», — с такими словами выступил президент Джеймс Гарфилда. Через две недели, 2 июля 1881 года, и он получил пулю в голову.
В конце 1913-го американцев таки добили, президент Теодор Рузвельт подписал указ о создании Федеральный резервной системы (ФРС), и власть в США поменялась. Вскоре началась Первая мировая война, были уничтожены две валюты с золотым обеспечением — русский рубль и немецкая марка.
В настоящий момент вся торговля в мире идёт за доллары, хотя никакого резервирования уже нет и в помине. Зелёных бумажек печатают столько, сколько угодно. Тем не менее, о каком-то обеспечении всё равно можно говорить, хотя бы в виде авианосцев и прочих бомбардировщиков, которыми Америка «защищает свои интересы».
Биткоин же — вообще чистая виртуалка. Запущенная всё теми же деятелями. Удобно: если у ФРС есть владельцы, они известны, тот тут вообще всё анонимно. В любой момент можно устроить «кидалово» и никто концов не найдёт.
Так называемые «криптовалюты» — фикция чистой воды. Эмитент неизвестен, от чего зависит курс — тоже, это просто запись где-то в интернете. Захотели — стёрли её и всё, ничего и не было. Очень удобно.
Вход — рубль, выход — два. Даже если купленные вами (с комиссией!) «биткоины» подорожали, обратить их обратно в рубли непросто. Если за покупку «виртуальных дензнаков» лох (пардон, ну конечно же «инвестор»!) отдаст около 2−3% (наличка всем нужна), то обратный обмен обойдётся в 10−20% и более того. Всё зависит от конкретной ситуации и от суммы. Когда много заявок на продажу «криптовалюты», комиссия взлетает до небес, на покупку — падает. Но всё равно выводить очень дорого.
Втянуть как можно больше лохов в виртуальное казино — вот главная задача. И она, стоит признать, выполняется. Доходная часть госбюджета РФ на 2022 год запланирована в размере 25 трлн. рублей. Получается, что граждане спустили в унитаз сумму, равную пятой части доходов государства! Причём, судя по всему, с концами.
Скорее всего, разговоры о запрете «криптовалют» в России таковыми о останутся. Поговорят и успокоятся. Уж больно всё запущено. Значительная часть молодёжи, которая и так сильно недолюбливает власть, втянута в этот лохотрон. Кто-то проигрывает, а кто-то нет, пока всё более-менее сбалансировано. Но при попытке запрета и той паники, которая после этого начнётся (прежде всего, с процентом за обналичку), потерявшие деньги молодые люди могут начать бузить. Причём массово. А властям это не нужно, так как за молодёжью могут подтянуться и остальные граждане РФ, у которых также хватает претензий к едросам.