Китай объявил войну криптовалютам, а Россия все пустит на самотек?
Пойдет ли наша страна по пути КНР, полностью запретившей криптовалюты
Бурю комментариев и эмоций вызвала в России информация о том, что Банк России планирует резко ограничить или вовсе запретить операции с криптовалютами. В ЦБ сообщили, что регулятор готовит специальный доклад, в котором будет отражена его позиция по данному вопросу. Следует сразу оговориться, что подобные запреты не в компетенции Банка России. Это возможно лишь на основании федеральных законов, но таких пока что нет и не предвидится. Хотя проблема криптовалют становится все острее и регулирование этой сферы давно назрело.
В ноябре Банк России, опросив крупные банковские организации, а также на основе других данных оценил годовой объем операций россиян с цифровыми активами в 5 миллиардов долларов (около 350 миллиардов рублей). В ЦБ отметили, что российские пользователи — одни из самых активных участников рынка цифровых валют. Россия находится в числе лидеров по количеству посещений бирж криптовалют.
Возникла и другая проблема. По сведениям газеты «Коммерсантъ», на днях представители отечественной энергетики, в том числе крупные сбытовики электроэнергии, обратились к правительству и президенту с просьбой немедленно начать регулирование ситуации на рынке из-за критического роста потребления, связанного с майнингом (т.е. так называемой наработкой) криптовалют.
Ни для кого не секрет, что в Сибири и на Дальнем Востоке этим занимаются нелегально и в огромных масштабах, используя дешевую электроэнергию, поставляемую по низким тарифам для населения. Ситуация накалилась после того, как Китай не только полностью запретил хождение криптовалют, их использование в денежных расчетах, но и начал жесткую борьбу с нелегальными фермами по их производству. Добытчики виртуальной валюты потянулись в близлежащие страны. Наибольшее их количество осело в соседнем Казахстане, что привело к критической нагрузке на национальную энергосистему. Руководство братской страны вынуждено было обратиться к России с официальным запросом на поставки любого доступного объема электроэнергии.
Дело в том, что в соседнем Казахстане, как и в нашей стране, «добыча» криптовалюты законодательно никак не регулируется. Полный правовой вакуум стимулирует предприимчивых граждан покупать нужное оборудование и начинать майнить. В подавляющем большинстве случаев это происходит нелегально: фермы, расположенные в жилом секторе, фактически воруют электроэнергию, потребляя ее в промышленных масштабах, но оплачивая по льготному тарифу.
Небольшая станция по производству криптовалют с оборудованием в миллион рублей расходует в месяц почти полторы тысячи киловатт-часов. Техника, которая легко умещается в одной комнатке, использует столько же энергии, сколько семь-восемь квартир, где живут семьи с детьми, компьютерами и прочей бытовой техникой. При этом, естественно, майнеры платят не по пять-семь рублей за киловатт, как промышленные предприятия, а по рублю-полтора — фактически воруют электричество, обманывая государство и граждан.
В нашей стране действует так называемая перекрестная система субсидирования потребителей электроэнергии. Промышленность и бизнес платят больше, за счет этих денег цены на электроэнергию для жилого сектора значительно ниже. В настоящее время на поддержание низких цен для частных потребителей расходуется примерно до четверти триллиона рублей ежегодно. За счет этих денег теперь строят свой бизнес и добытчики криптовалют в России. Логично было бы заставить их как минимум платить по тарифам для бизнеса.
От этого особо страдает близкий к Китаю Иркутск и окрестности. При этом фактически никакой борьбы с подпольным бизнесом не ведется, законодательство в этой сфере отстает от реальности. Дело дошло до того, что губернатор Иркутской области вынужден был обратиться к вице-премьеру Александру Новаку с письмом, в котором пожаловался на подпольных майнеров. В письме говорится, что в 2021-м году потребление энергии в регионе превысит уровень 2020 года на 60% и если не будут предприняты меры, то в области могут начаться перебои с энергоснабжением.
Видя усугубляющуюся ситуацию, Банк России начал прорабатывать контрмеры, пошли утечки о том, что в России якобы планируется вести запрет на использование криптовалют, а также административную и уголовную ответственность за нарушение ограничений. Эту позицию 17 декабря в целом подтвердила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она назвала вполне возможным с технической точки зрения сделать так, чтобы финансовая инфраструктура РФ более не использовалась для сделок с криптовалютой.
И для этого, судя по всему, есть основания. Криптовалюты не обеспечены ни золотовалютными резервами государств, ни гарантиями банков. По сути, это финансовая пирамида, которую поддерживают в вертикальном состоянии новые вкладчики. Криптовалюта — идеальное средство расчетов криминальных структур, которые стремятся уйти от какого-то ним было контроля. Отследить операции с криптовалютами невозможно, если этого не захотят их участники. Это вид теневых расчетов угрожает финансовой стабильности страны, ее системам легальных расчетов. Особенно в условиях международной нестабильности и санкционных действий в отношении России.
Китай, как страна, смотрящая далеко вперед, начала борьбу с криптовалютами задолго до их полного запрета, который последовал 24 сентября текущего года. Народный банк Китая (Центробанк) никогда не скрывал негативного отношения к криптовалютам, что могло служить четким сигналом: криптовалюты предлагаемые с Запада — дело временное и они будут поставлены вне закона. Тем не менее до середины 2021 года на Китай приходилось чуть ли не половина всех мировых операций с криптовалютами.
С начала этого года китайский регулятор начал целенаправленную борьбу с криптовалютами, ее запретили использовать финансовым структурам, биржам, платежным системам. Постепенно принималось соответствующее законодательство.
24 сентября Народный банк Китая в ходе специальной пресс-конференции напомнил гражданам страны о полном запрете всех операции с криптовалютами, включая добычу, покупку, продажу и даже хранение и реализацию. 28 сентября в Китае заблокировали все сайты для отслеживания курсов криптовалют. А криптобиржи были запрещены за несколько лет до этого.
Китайский ЦБ также призвал правоохранительные органы полностью искоренить майнинг криптовалют, отметив, что это необходимо не только для финансовой стабильности страны, но и для достижения национальных целей по сокращению выбросов углерода. Ведь в Китае на майнинг использовалось огромное количество электроэнергии. Как это происходит сейчас в России.
Всего этого оказалось достаточным, чтобы почти полностью очистить Китай от майнеров. Те из них, кто не отказался от подпольного бизнеса, отправились к соседям — в Казахстан и в Россию.
Теперь все будет зависеть от российских властей. Последуют ли они за Китаем в отношении криптовалют или же пустят дело на самотек с непредсказуемыми последствиями.
Но Китай на самом деле не является ретроградом и отрицателем всего нового и современного. Взамен необеспеченных ничем и никем криптовалют Народный банк Китая эмитирует цифровой юань. По своей стоимости он равен бумажному. Гражданам Китая, решившим завести электронный кошелек с такими деньгами, даже выдается бесплатный бонус или начальный капитал. Народный банк Китая буквально подарил добровольцам опытного проекта в Шэньчжэне более 10 млн цифровых юаней (около 1,5 млн долларов США), а в аналогичном тестовом проекте в Сучжоу, совместно с местными властями, — еще 20 млн. На цифровой юань можно приобрести любые товары в определенных торговых точках, которые с удовольствием участвовали в эксперименте, особенно в условиях ковидных ограничений.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»