Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Зеленский и Алиев решили обойти Путина с южного фланга

Новый транспортный коридор пройдет через Украину в обход России?

20851
На фото: президент Украины Владимир Зеленский во время пресс-конференции
На фото: президент Украины Владимир Зеленский во время пресс-конференции (Фото: Константин Сазончик/ТАСС)
Материал комментируют:

Киев и Баку обсуждают создание транспортного коридора в обход России. Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. По его словам, система призвана объединить четыре страны: Украину, Азербайджан, Грузию и Молдавию.

В свою очередь, Алиев заявил, что Баку готов сотрудничать с Киевом во всех сферах.

Переговоры Зеленского и Алиева состоялись в украинской столице в пятницу, 14 января. По итогам переговоров президенты подписали шесть документов, среди которых совместное заявление глав государств, меморандум о двусторонней торговле, продовольственной безопасности и соглашение в аграрной сфере.

Ранее на встрече с молдавским президентом Майей Санду Зеленский заявил о планах создания транспортного коридора между Киевом и Кишиневом. «В перспективе этот коридор сократит путь между двумя городами до пяти-шести часов, став самым коротким путем из Центрального региона Украины в страны Центральной и Юго-Восточной Европы», — сообщается на сайте офиса президента Украины. Однако тогда речь о включении в систему Азербайджана и Грузии не шла.

Возникает вопрос: а что они и куда собираются возить по этому коридору? Очередной маршрут из Китая в Европу? Но Китаю дешевле, быстрее и удобнее возить товары через Россию — с помощью Транссиба.

Читайте также
Деньги уперлись в российский кордон, и дальше идти не хотят Деньги уперлись в российский кордон, и дальше идти не хотят В Швейцарии переживают за остановку иностранных инвестиций в нашу страну, но нам бы со своими финансами разобраться

Есть, конечно, варианты — через Среднюю Азию, Каспий, Закавказье, Турцию — Транскаспийский коридор. Но при чем тут Украина?

Во-первых, это просто неудобно и дорого — несколько раз перегружать груз с железной дороги на корабли и обратно. Во-вторых, Украина уже демонстрировала неспособность осуществлять транзитные функции.

Напомним, в 2016-м году, после того, как Россия разорвала с ней соглашение о ЗСТ, Украина попыталась подключиться к Транскаспийскому коридору, пытаясь компенсировать потерю российского рынка и сохранить позиции на рынках других стран СНГ. Однако отправленный из Ильичевского морского порта Одесской области в Китай экспериментальный железнодорожный состав, который должен был протестировать возможности огибающего Россию южного транспортного коридора, в итоге «потерялся» в степях Казахстана, добравшись до пункта назначения с большим опозданием.

С тех пор никто о подобных проектах не вспоминали. И вот опять? Но захотят ли Китай и Европа прибегать к транзитным услугам столь ненадежных партнеров, как Украина? Или это какой-то локальный проект между Молдавией, Украиной, Грузией и Азербайджаном?

— Зеленский заявил о создании транспортного коридора весьма обтекаемо, судя по его высказыванию на эту тему, пока это очень предварительные планы, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Среди документов, подписанных по итогам переговоров представителей Украины и Азербайджана, отдельное соглашение, которое было бы посвящено такому транспортному коридору, также не упоминается. Есть более масштабные транзитные проекты, в которых участвуют, в том числе, и Украина, и Азербайджан — прежде всего, «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА), но, судя по контексту, Владимир Зеленский имел ввиду какую-то самостоятельную инициативу.

Скорее всего, главный мотив для Зеленского — напомнить внутренней аудитории о дальнейших перспективах реализации крупных инфраструктурных проектов на Украине. Можно отметить, что одна из значимых инициатив, поддерживаемых Зеленским, о которой он периодически упоминает в качестве своего достижения — Национальная программа «Большое строительство», в рамках которой происходит модернизация транспортной инфраструктуры страны.

В частности, в конце декабря 2021 году этому был посвящен Всеукраинский форум, на котором выступил и Зеленский.

«СП»: — А зачем это Алиеву? Понимает ли он, что это будет раздражать Москву?

— Отношения Киева и Баку вполне позитивные. При этом украинская сторона традиционно подчеркивает, что они с Азербайджаном находятся в схожем положении — проводя параллели между ситуациями с Крымом и Донбассом с одной стороны и Карабахом с другой. Так было и при Петре Порошенко. В подобном ключе еще в ноябре 2018 года высказывался, например, посол Украины в Азербайджане Александр Мищенко. А более чем за год до этого, в октябре 2017 года, тогдашний глава МИД Украины Павел Климкин, находясь с визитом в Баку, делал схожие комментарии по карабахской проблеме.

Среди шагов в том же направлении — можно вспомнить, как в ходе визита Петра Порошенко в Азербайджан в июле 2016 года он и Ильхам Алиев поручали таможенным службам двух стран договориться о пропуске на территорию страны-партнера только тех товаров из Нагорного Карабаха и Донбасса, которые лицензированы Баку и Киевом. Поэтому вряд ли новые контакты между представителями Украины и Азербайджана удивят Москву.

«СП»: — По итогам переговоров президенты подписали шесть документов, среди которых совместное заявление глав государств, меморандум о двусторонней торговле, продовольственной безопасности и соглашение в аграрной сфере. Велика ли у двух стран торговля? Что нового, чего не было раньше, они могут предложить друг другу?

— Среди затронутых на переговорах тем, которые могут представлять практический интерес для Баку и Киева — вероятное участие азербайджанских компаний в уже упомянутой программе «Большое строительство», а также украинских — в инфраструктурных проектах в Азербайджане. Возможно, имелись ввиду и подобные проекты на территориях в Карабахе, перешедших под контроль Баку по итогам военных действий осени 2020 года — как известно, Азербайджан планирует и дальше вкладывать значительные средства в строительство инфраструктуры в этой зоне. Кроме того, интерес для азербайджанского бизнеса может представлять участие в приватизации на Украине.

«СП»: — Вернемся к коридору. Несколько лет назад Украина пыталась «примазаться» к Транскаспийскому коридору в обход России. Кончилось это ничем. Тогда, кажется, всем стало ясно, что Украина как транзитное государство не имеет никакой перспективы, разве нет?

— Возможно, поднимая тему нового транспортного коридора, Владимир Зеленский хочет привлечь дополнительное внимание Евросоюза или, по крайней мере, дать понять внутренней аудитории, что он использует все возможности для этого. Например, на саммите «Восточного партнерства» (в число участников инициативы, как известно, входят и Украина, и Азербайджан) в декабре 2021 года вновь говорилось о намерении ЕС вложить около 2,3 млрд. евро (в соответствии с экономическим и инвестиционным планом, представленным Еврокомиссией еще летом того же года) в различные проекты в странах-участках инициативы, включая развитие транспортной инфраструктуры.

Вероятно, Зеленский дает понять, что готов бороться за получение поддержки от ЕС в рамках подобных инициатив (в том числе, будущих), используя для привлечения внимания к подобным проектам любые внешнеполитические мероприятия.

— Создать транспортный коридор в обход России? Зеленский глобус пропил? — иронизирует политолог Александр Дудчак.

— Он должен на карту посмотреть, чтобы догадаться, что «коридоры в обход России» — это занятие бессмысленное. У Зеленского, а до него у Порошенко было много замечательных идей. Столько было подписано меморандумов. Но дальше меморандумов, соглашений о намерениях дело не шло. Он найдет поддержку у Молдавии при её нынешнем руководстве, у Грузии, даже отчасти у Азербайджана, но вряд ли подобные проекты будут реализованы.

Они работают по олимпийскому принципу — важна не победа (результат), а участие (сам процесс). Он анонсирует очередную перемогу, чтоб понравиться народу, а потом все забудут. Население занято не отслеживанием результатов очередных обещаний, а выживанием — здесь и сейчас.

Им бы с Польшей посоветоваться в опыте «обхода России». Как раз новый урок имеется в виде пустой трубы «Ямал-Европа».

Читайте также
Нур-Султан исчезнет с карты мира Нур-Султан исчезнет с карты мира Наследие Назарбаева потеряло ценность для казахстанцев

«СП»: — Если говорить о транспортных коридорах, то, очевидно, имеется в виду очередной проект маршрута Китай-Европа. Китаю вообще интересна Украина как транзитная территория?

— У Китая осталось горькое «послевкусие» от шокирующей демонстрации Украиной отсутствия суверенитета в связи с расторжением соглашений по «Мотор Сичи» по настоятельной просьбе США. Китаю может быть интересно на Украине многое, и он постарается выжать максимум, и не исключено, что при случае и отомстить захочет.

«СП»: — А Европа ее рассматривает и рассматривала когда-либо в качестве таковой?

— Европа может рассматривать разные варианты, если ей не придется доплачивать. И без нынешних инициатив Украины у Европы есть различные транспортные коридоры. Но Европа — это не нечто единое, у многих стран есть свои взгляды и подходы, своя реакция на украинские инициативы, на сотрудничество с Россией.

«СП»: — А кроме Китая может кто-то заинтересоваться? Что еще можно возить по гипотетическому коридору через Украину в Европу? Или это междусобойчик между Азербайджаном, Грузией, Молдавией и Украиной?

— В Киеве ещё много оригинальных идей. И в теории к ним могут присоединиться многие. Но все новости, исходящие из Киева, обычно в будущем времени. Сложно вспомнить что-нибудь, о чём там могли сказать — «мы обещали — выполнили», «мы сделали», «мы построили», «мы запустили»…

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня