Сидя дома из-за официальных и неофициальных локдаунов, народ решил бросить все силы и средства на улучшение своего быта. Если «мой дом моя крепость», то крепость эта — должна быть удобной и комфортной. А куда деньги вложить, если не инвестировать их в крупную бытовую технику? Тем более что возможно подорожание. Оно всегда возможно.
Вот покупатели и набросились на всевозможную бытовую технику. Продавцы довольны: сетевые и интернет магазины — подсчитывают барыши. Поневоле вспомнишь про придуманный кем-то «День святого Неликвида», коммерческий праздник, призванный для распродажи всего и вся, в том числе ненужного. Ведь предновогодние распродажи неожиданно продолжились постновогодними. В прошлом году ничего подобного не наблюдалось. Если сравнить с аналогичным периодом, сейчас покупок отдельных категорий товаров, например, стиральных машин — чуть ли не в пять раз больше чем в январе 2021 года.
Хотя в основном продажи подскочили в полтора-два раза, что тоже совсем немало. После весеннего и осеннего обострений, началось зимнее? Не только доставщикам пиццы радоваться ковиду, пришла очередь продавцам бытовой техники. Ведь никаких других развлечений у людей нет, пришлось нам развлекать себя шопингом, пишет газета «Известия».
Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин считает, что надо ещё внимательно проверить, какие сети об этом сообщают и правда ли люди бросились все скупать:
— Конечно то, что происходит с рублем, инфляция — вызывает у людей желание избавиться от обесценивающихся денег. Вот и избавляются: кто-то холодильник покупает, кто-то стиральную машину, кто-то телевизор. В целом спрос какой-то импульсивно-хватательный, не совсем осознанный. Совсем как в советские времена. Мы анализируем разные формы поведения покупателей, сейчас он именно такой.
И в продуктовых магазинах тележки загружаются едой с горкой, в основном это продукты долгого хранения: сахар, макароны, рис, гречку. Специфика покупок стала другая, если раньше средний чек был пятьсот рублей, то сейчас средний чек зашкаливает за две-три тысячи рублей.
Кроме того, люди вкладывают деньги в ремонт квартир, который активизировался очень сильно, хотя дико подскочили в цене стройматериалы. Это касается и мебели. Очень сильно возросли интернет продажи.
Но возросла при этом и степень обмана покупателей, стало больше фальсификаций, некачественных и даже опасных товаров. Это происходит в значительной степени потому, что государственные органы надзора ослабили свою деятельность на рынке, в связи с пандемией. Анна Попова — днюет и ночует в правительстве — от нее требуют оперативные данные. Роспотребнадзору очень сложно работать.
Виновата ситуация и… государственный менеджмент. Идут перекосы — инициатива не в руках профессионалов, а в руках случайных управленцев. Нам рассказывает про пандемию и методах борьбы с нею Татьяна Голикова — экономист по образованию. Многие вдруг стали «иммунологами» и «эпидемиологами». А люди слушают и многие верят.
«СП»: — И что бы вы посоветовали, поумерить импульсивно-хватательный порыв?
— Нет, всему свое время. Как говорил мудрый царь Соломон: «И это пройдет». Обеспеченность товарами у нас в стране — весьма стабильная, опасности серьезных искривлений нет. Мы анализируем и розничную торговлю, и оптовые базы. Сейчас на Западе галдят про «войну с Украиной», даже случись такое, перебоев с товарами не предвидится, и с бытовой техникой в том числе.
Другое дело, что она дорожает — эта тенденция уже просматривается — люди её видят. Всё дорожает, причем, за что бы мы ни взялись, дорожает необоснованно. Подорожание — не всегда подтверждено экономическими факторами. В том числе растут тарифы на электричество, газ, воду, которые тоже отражаются на росте цен.
Такая уж у нас экономика. И президент Владимир Путин вроде бы экономист, даже кандидат экономических наук. Но как писал поэт Владимир Маяковский «Много грязных ракушек наросло на бока»…
Если сравнивать с январем 2021 года, то продажи крупной бытовой техники, причем не по денежной выручке, а в штуках — выросли почти в три с половиной раза. Покупают не самые дорогие модели. В четыре с половиной раза увеличились продажи холодильников, электрических духовых шкафов. Посудомоечные машины люди покупают в два с половиной раза больше чем раньше.
И мелкую бытовую технику тоже народ сметает. В целом в полтора раза больше чем в прошлом январе. А если брать мясорубки, то в три. Микроволновки и пароварки — берут в два раза больше, как и чайники с кофеварками. Продажи встраиваемых кухонных приборов выросли в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Растет спрос на умные роботы-пылесосы. Купив их, сметают обогреватели, вытяжные шкафы, а также электрические штопоры с ножеточками. Некоторые присматриваются к очистителям воздуха и отпаривателям. На очереди водонагреватели, которые могут пригодиться к весне, а за городом, где некоторые пережидают пандемию, они нужны круглый год.
Ажиотаж коснулся и электроники. Ноутбуков накупили больше на треть. Более чем в три раза возрос спрос на комплектующие для компьютеров. Смартфонов — куплено в полтора раза больше. Теперь будет на чем оформлять покупки в интернете.
А все всплеск пандемии COVID-19 виноват. Люди намерены и дальше сидеть дома, и хотят сидеть на удалёнке и самоизоляции с комфортом. На все это накладывается и рост курса доллара и евро — многие спешат купить технику до того, как она подорожает.
Сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий считает, что возросла финансовая грамотность населения:
— Все понимают, что рост курсов иностранных валют приведет через какой-то промежуток времени к росту цен на бытовую технику. Поэтому ожидая, что подскочат цены, заранее покупают. Все научены опытом девальвации и инфляции.
«СП»: — Вы не станете отговаривать людей от покупок?
— Если эти покупки действительно нужны, например старая вещь износилась, и люди хотят улучшить домашние условия, а не, что называется, «впрок», то почему бы и нет. Но бывает, что спрос — подстегивается неким ажиотажем. Люди начинают покупать не совсем нужные вещи.
«СП»: — Был такой период, когда люди покупали плазменные телевизоры. Даже влезали для этого в долги и кредиты. А потом они раз и подешевели.
— Электроника может дешеветь, ввиду того, что удешевляется технологии производства. То, что сначала считалось чудом техники, потом — становится обыденностью, выпускается в массовом количестве. Такие товарные позиции — переходят в разряд товаров повседневного спроса. Но это все — вопрос длительного периода времени. А стиральная машина нужна здесь и сейчас. Не думаю, что они будут дешеветь. Это товар распространенный, понятный, никаких новшеств, мне кажется, не произойдет.
Считаю все это ни что иное как естественное потребительское поведение на фоне девальвации рубля. Люди покупают то, что считают необходимым. Хотят сберечь свои деньги, чтобы потом — не потратить больше на такую же покупку…
Кроме того, существуют опасения, что ассортимент техники может сократиться и нужной модели в перспективе в магазине не окажется. Например, все дешевое — разберут. Еще это связано с общемировым дефицитом комплектующих, из-за нестабильной работы предприятий по их выпуску в пандемию COVID-19. Нельзя забывать и про мировой кризис грузоперевозок. Эти проблемы касаются как раз электроники, но и бытовой техники тоже.
За прошлый год крупная бытовая техника и часть электроники — уже подорожали на 10−30%. Причина роста — инфляция, дефицит комплектующих и логистические проблемы. В этом году бытовая техника может подорожать еще процентов на пятнадцать, электроинструменты и электроника — на десять. Летом цены могут подскочить процентов на двадцать, не меньше. Это конечно по самому худшему сценарию — если политические риски все-таки реализуются.
Автор просветительского проекта для предпринимателей «Делаем бизнес вместе» Наталья Горячая уверена, что никто ничего особенного не скупает:
— Льготная ипотека позволила людям купить жилье, в том числе в инвестиционных целях. А для сдачи в аренду квартиры, какой бы она ни была — нужна бытовая техника. Ну и деньги девать надо куда-то: вклады в банках несут риски, индивидуальные инвестиционные счета не приносят желаемого дохода.
И что сравнивать начало 2022 года с началом 2021! Тогда существовали ограничения, и было непонятно, что будет. Сейчас ясности не больше, но привычка выработалась. Тот факт, что какие-то площадки показывают небывалый рост выручки, может свидетельствовать лишь о том, что эта самая площадка проводит хорошую рекламную кампанию.
Еще один фактор — инфляционные ожидания и рост курса доллара. Из-за нестабильности на юго-западных границах страны граждане ожидают резкого скачка курса. В итоге весь этот всплеск ажиотажа является не иначе как временным явлением.