Югра стала одним из самых заметных региональных представителей на популярной выставке «Продэкспо — 2022», проходившей в Москве с 7 по 11 февраля. На крупнейшую в России и Восточной Европе выставку продуктов питания и напитков делегация Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) привезла не только все, чем славятся северные края, но и то, с чем вроде бы не ассоциируется Югра, например, шоколадные конфеты.
При взгляде на стенд Югры, в голове автоматически начинали звучать строчки памятной песни группы «Ноль» «Эх, грибочки, ягодки, да цветочки-лютики, эх, берёзки, ёлочки, шишечки, иголочки». А если шишечку облить шоколадом и запить крайне полезным таёжным иван-чаем? Впрочем, ни в коем случае нельзя забывать и о язе, той самой рыбе мечты мем-рыбака. Особенно если этого язя обжарили в томатном соусе с вином и черносливом.
На «Продэкспо — 2022» из Югры приехали, как давно работающие производители (Нижневартовский рыбоконсервный завод «Санта-Мария» или ООО «Чайный дом «Чистота»), так и делающие, по сути, первые шаги (СПК «Ханты-Мансийский», ООО «Компаньон»), но шаги размашистые, достающие и до столицы. В этом плане стоит отметить Фонд развития Югры, который оказывает целый спектр услуг по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства.
«На базе Фонда развития Югры создан Центр компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров. Центр занимается не только консультированием, активно продвигает продукцию местных товаропроизводителей, например, на таких выставках как „Продэкспо — 2022“, организует обучающие мероприятия как для начинающих бизнес в сфере сельхозкооперации, так и действующих крестьянско-фермерских хозяйств», — рассказал «СП» генеральный директор Фонда развития Югры Сергей Афанасьев.
Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи.
Прямая ссылка передачи на YouTube
«СП»: — Сергей Александрович, на выставке «Продэкспо» представлены знаменитые деликатесы из Югры, грибы, рыбная продукция, дикоросы. Как развивается рынок этой продукции, как в России, так и с точки зрения экспорта. Были ли подписаны какие-то договоры, намечены интересные темы сотрудничества на «Продэкспо — 2022»?
— На выставке «Продэкспо — 2022» Югра представила не только дикоросы, но и множество кондитерских изделий, произведенных из них. Особый спрос есть у продукции с кедровым орехом — грильяж, шоколадные батончики на основе кедрового ореха, шоколад. Экспортный потенциал составляют грибы белые сушенные, маринованные, которые востребованы в Испании, Италии.
Рыбными консервами на выставке заинтересовались Саудовская Аравия, Нигерия, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан. Также запланированы переговоры с ОАЭ и Азербайджаном. Также дикоросами заинтересовалась Болгария.
В кондитерских изделиях заинтересованы маркетплейс по странам СНГ, супермаркет Мираторг, розничные магазины натуральных продуктов России. Также на выставке наших производителям поступило много предложений по выпуску продукции под совместной торговой маркой.
На стенде Югры взгляд сразу цеплялся за продукцию СПК «Ханты-Мансийский» (торговая марка «Этника»). Мармелад в упаковке-чуме, шоколадные плитки и драже со сказками народов севера и красивыми рисунками. Содержание полностью отвечает эффектной форме, шишечная конфета оставляет непередаваемое послевкусие. Сразу хочется повторить.
«Выпускаем более 20 видов кондитерских изделий, мармелад, шоколад, драже, все это на основе дикоросов, которые растут в Югре. Орехи кедровые, сосновые шишки, всевозможные сибирские ягоды, морошка, голубика, брусника, даже в некоторую продукцию добавляем ягель. Используем колумбийский шоколад хорошего качества. Наша концепция — все натуральное, без добавления химии, консервантов», — рассказал «СП» председатель правления СПК «Ханты-Мансийский» Николай Андрейченко.
Предприятие — небольшое, растущее, всего 12 работников. Но в планах расширение ассортимента, в частности, переход на переработку грибов. «Этника» уже представлена на маркетплейсах, активно работает с «Озоном», в Инстаграме также можно ознакомиться с продукцией компании и, что главное, заказать. «Продэкспо — 2022» в компании считают отличной площадкой, чтобы не только представить свою продукцию, но и обменяться полезным опытом, «понять, что продается сейчас и что будет продаваться».
Мифы на упаковке — фишка «Этники». «Наша философия — это продвижение с помощью продукции культуры и традиций народов ханты и манси. У нас шоколад со сказками, мифами, мармелад стилизован под чум, хотя в Москве часто это понимают, как пирамидку. Кстати, люди звонят и предлагают свои сказки, картинки для наших упаковок, таким образом, происходят популяризация народных традиций», — сообщил Николай Андрейченко.
В нижневартовской компании «Центр-Сибирь» также берут не количеством, а качеством. Примерно таким же составом (10 человек) удается производить широкий ассортимент товаров, в центре которых — знаменитый сибирский кедр.
«Мы живем среди кедров, в них такая целительная сила! Мы поняли, что можно сделать что-то вкусное, сладкое и полезное. Производим линейку кедровой продукции, начиная от масла стопроцентного холодного отжима до серии уникальных конфет на основе кедрового ореха, меда, с разными добавками, в шоколаде и без. Есть кедровая халва без сахара для любителей ЗОЖа, есть новая линейка шоколада без сахара и меда с разнообразными добавками, варенье с сосновыми шишками. Аппаратура используется только для формирования конфетных шариков, все остальное — ручная работа», — рассказала представитель компании Анастасия Карамышева.
«Центр-Сибирь» не рассчитывает на большие торговые сети, ставка делается на эко-магазины. «Народ в Нижневартовске привык к нам, берут на подарки и просто так, в Москве и Санкт-Петербурге тоже нас начинают узнавать. Конфеты получаются недешевыми, сырье очень качественное, но оно того стоит. Сейчас большая мода на эко-продукцию и здоровый образ жизни. Нашу линейку шоколада без сахара и меда мы запустили специально для таких людей. Спрос большой и постоянно растет», — отметила представитель компании.
Еще полезнее эти эко-сладости запивать иван-чаем. Президент ООО «Чайный дом «Чистота» Василий Кубарь рассказал об огромной пользе чая из кипрея узколистного, который применялся с 60-х годов для выведения радионуклидов из организмов космонавтов, и сейчас активно используется в фармацевтике, в частности, китайцами.
«18 аминокислот, 70% химических элементов, ежесуточно необходимых организму, можно сказать, попил иван-чай и наполнил себя всем, чем надо. Многие знакомые, которые пьют иван-чай, уходят от коронавируса, он повышает иммунитет», — рассказал Василий Кубарь.
Президент ООО «Чайный дом «Чистота» отметил поддержку Фонда развития Югры, а также губернатора ХМАО Натальи Комаровой, что позволило разработать инновационный проект производства иван-чая из таежного кипрея. «Почему нужно выращивать кипрей узколистный плантационно? Он растет в тайге, и его очень трудно там собирать, бурелом, комары, как мы их называем, «мессершмитты», — смеется Василий Кубарь. — Кипрей растет то в одном месте, то в следующем году — в другом. Он уходит, и ищешь его в совершенно другом месте».
Ну а как же рыба? Это визитная карточка региона, замдиректора Нижневартовского рыбоконсервного завод «Санта-Мария» Ирина Дыбань напомнила, что на городском гербе кроме нефти и леса присутствуют и две рыбы (достаточно внушительных размеров).
Таких прекрасных на вид и безупречных на вкус рыб можно было лицезреть и на стенде Югры, представленных ООО «Компаньон» (Рыбаград). Компания занимается производством вяленой, сушеной и копченой рыбы, в ассортименте щокур, язь, щука
— Дела компании идут неплохо, хотим расширяться. Наша речная рыба хорошо продается в Нефтеюганске, Сургуте, Тюмени. Надеемся, если понравится наша продукция на этой выставке, будем поставлять ее и в Москву. Все, кто пробовал нашу рыбу — всем очень понравилось. Самая популярная щука холодного копчения — у вас такой нет, — сообщил представитель компании Алтынбек Пазылов.
Но если вам не удастся заполучить копченую рыбу из Югры, попробуйте консервы. По словам Ирины Дыбань, именно речная рыба в консервах раскрывается гораздо интереснее, чем морская. «Мы берем язя и можем из него выпустить 5−6 наименований продукции, например, один из хитов — язь, обжаренный в томатном соусе с вином и черносливом. Вы когда-нибудь видели сайру с вином и черносливом? Она будет просто несъедобной, а язя можно так обыграть. Или язь с горохом в масле, вариаций масса», — рассказала она, добавив, что рыбные консервы отличаются также безопасностью, стерилизация позволяет достигать большого срока хранения без применения консервантов.
«Выпускаем более 30 наименований из сырья, добываемого в нашем регионе. В ассортименте консервы из обжаренной рыбы в масле, в томате, печень налима натуральная, стерлядь, легендарный „Завтрак туриста“. Используем натуральные специи и пряности. В структуре есть свои рыбопромысловые участки, поэтому мы всегда обеспечены свежим сырьем. Работаем по гостовским рецептурам еще советских времен, кстати, в период Великой отечественной Войны основной ресурс, который наш регион поставлял на фронт, это были рыбные консервы. Сейчас хорошо работаем на экспорт, в основном, в Казахстан, но неплохие поставки и в Сербию.», — рассказала Ирина Дыбань.