Украина одержала победу над российским «Северным потоком-2» Соответствующее заявление сделал премьер-министр «незалежной» Денис Шмыгаль.
Глава украинского кабмина 16 февраля принял участие в телемарафоне по случаю нового местного праздника — Дня единения. Во время которого и объявил об очередной перемоге.
Оказывается, Киев «успешно блокирует российское гибридное газовое оружие» — «Северный поток — 2». И продолжит, как обещал Шмыгаль, это делать, поскольку газопровод якобы угрожает не только Украине, но и всей Европе.
«Северный поток-2», действительно, в какой-то мере стал заложником сложившейся вокруг Украины ситуации. Складывается даже впечатление, что вся эта истерика с «неминуемым нападением» России разогревается только ради того, чтобы не допустить его запуска. Притом, что обе ветки газопровода готовы и заполнены газом. И ввод их в эксплуатацию, как сказал российский вице-премьер Александр Новак, позволил бы не только сбалансировать ситуацию на европейском газовом рынке, но и снизить общий уровень выбросов CO₂ на 14%. Поскольку газ гораздо экологичнее угля, который сейчас из-за дефицита голубого топлива страны ЕС вынуждены использовать для производства электроэнергии.
Но страны Запада, по выражению замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, превратили «Северный поток-2» в инструмент давления на Москву.
Едва ли не в каждом заявлении наших так называемых «партнеров» звучит угроза остановить реализацию завершенного проекта. И к этой угрозе приплетается еще ими же самими придуманный повод — «в случае вторжения России на Украину». Но Москва «вероломно» отказалась это делать, лишив, тем самым, «незалежную» преимуществ жертвы. А Запад, соответственно, повода для манипуляций.
Более того, паника, раздутая «покровителями» Киева, может больно ударить по украинскому транзиту, считает украинский эксперт по энергетике Валентин Землянский.
По его словам, постоянные сообщения об эвакуации дипломатов, подготовке сил территориальной обороны, проблемах с авиасообщением и проч. способствуют восприятию страны как ненадежного партнера.
«Этим же ставится под вопрос продолжение транзита по украинской газотранспортной системе, причем ставится не Россией. Нагнетание не Москвой происходит», — отметил Землянский в эфире youtube-канале «Геоэнергетика ИНФО».
Telegram-канал «Легитимный», в свою очередь, акцентирует внимание на том, как США на фейке о «российском вторжении» рекордно нарастили экспорт своего СПГ в Европу. В январе его поставки на континент впервые в истории превысили поставки по трубопроводу из России.
«Вот так легко Запад за счёт Украины зарабатывает миллиарды, а наша экономика терпит убыток, кроме обещаний мы ничего не получили от США, а выделяемые кредиты вынуждены отдавать с большими процентами», — резюмирует «Легитимный». И делает вывод, что «для Запада Украина просто игрушка в геополитических играх, на которой зарабатывают американские компании, а украинские граждане вынужден платить за „коммуналку“ в 5 раз дороже».
Прокомментировать «успехи» Киева по блокировке «Северного потока — 2» «СП» попросила эксперта Финансового университета при правительстве РФ, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова:
— Никакого влияния на этот проект Украина никогда не имела. Судьба газопровода решается в треугольнике Россия — Европа — Соединенные Штаты. Киев здесь не является субъектом отношений вообще. И никакого реального влияния, конечно, на «Северный поток-2» не оказывает.
И с чего бы там взяли, что он кем-то побежден? Ничего подобного. Против него нет никаких санкций. Он достроен, заполнен газом. Полностью готов к эксплуатации.
Технических претензий к трубе у европейских регуляторов нет. А то, что «Северный поток-2» до сих пор не запущен, это вопрос даже не сертификации самого газопровода. Это вопрос сертификации компании-оператора.
В целом, все признают, что технически он готов и отвечает всем европейским нормам. Со стороны Евросоюза никаких ограничений или запретов на его работу нет. Вопрос лишь в том, какая компания-оператор будет, соответственно, его эксплуатировать.
Есть заявка «Газпрома» на сертификацию компании-оператора, но сложность в том, что это его дочерняя структура. А по европейским нормам функция поставщика газа и транспортировщика должны быть разделены. «Газпром», в свою очередь, указывает, что это не значит, что они должны быть полностью как бы чужими друг другу компаниями. И система менеджмента компании-оператора должна работать независимо от его собственника — самого «Газпрома», который является поставщиком.
Вот это он доказывает европейскому регулятору — что тут нет нарушения антимонопольного законодательства. И сейчас процесс продолжается.
То есть, немцы не отказывали «Газпрому» даже в сертификации его дочерней структуры в качестве оператора. Почему в Киеве решили, что трубопровод заблокирован?
«СП»: — Но Германия же приостановила процесс сертификации…
— Германия просто попросила перерегистрировать компанию в немецкую юрисдикцию, чтобы она была абсолютно прозрачна для них. «Газпром», соответственно, это сделал. И часть газопровода, которая находится в территориальных водах ФРГ, перевел на баланс вот этой новой немецкой «дочки», которую зарегистрировал. И сейчас он представляет документы немецкому регулятору, чтобы тот возобновил процесс сертификации.
Мы находимся в данный момент этой точке. Никто ничего не блокировал.
Да, обсуждается вопрос о том, что ЕС, Великобритания и США могут вводить синхронные санкции. И в качестве одного из элементов там есть запрет на эксплуатацию «Северного потока-2». Но этих санкций пока нет. И Германия та же самая настаивает на том, чтобы какие-либо антироссийские санкции вводились только по вескому основанию.
«СП»: — Что, по-вашему, может стать таким основанием?
— Допусти, будет крупная эскалация конфликта в Донбассе, и Россия непосредственно будет участвовать как государство в этом конфликте. Тогда будут антироссийские санкции, которые, скорей всего, затронут работу «Северного потока-2». И он будет заблокирован.
Но, опять же, Украина никакого отношения к этому не имеет. Все «разборки» в данном случае будут вестись уже в двустороннем формате — США и России.
Москва, как известно, настаивает на том, что должна быть какая-то новая система безопасности в Европе. В Вашингтоне наличие каких-либо «красных линий» в интересах России отрицают. Поэтому Украина здесь всего лишь объект отношений.
«СП»: — Чем объяснить, что Штаты впервые обошли по объемам поставок в Европу своего СПГ прокачку по российским трубопроводам? У них ведь это давняя мечта — вытеснить нас с европейского рынка…
— Там суточные объемы. И, честно говоря, я все-таки дождался официальной статистики. Причем СПГ этот пришел по экономическим основаниям.
Надо понимать, что задержка «Северного потока -2» добавила нервозности на рынке. На бирже газовые фьючеры дорожали, в том числе на новостях о том, что он то задерживается, то приостанавливается сертификация, то еще что-то. Все это как бы вносило свою лепту. То есть, было не единственным и даже не главным, наверное, фактором, почему газ дорожает в Европе. Но одним из них.
И в этом плане Украина сама пострадала. Потому что их схемы закупки газа подразумевают ценообразование с привязкой к спотовым европейским рынкам, которые как раз очень чутко реагировали на эти новости про «Северный поток-2».
То есть, когда украинский премьер говорит о какой-то победе над «Северным потоком-2», то он, по сути, радуется тому, что они сами подняли себе стоимость импортного газа. Примерно такая логика. Потому что газ они покупают за 700 и более долларов за тысячу кубов. Чему тут радоваться с точки зрения экономики, я не знаю.