Электроника и бытовая техника в России начали стремительно дорожать на фоне обвала курса рубля и западных санкций. Крупная сеть DNS первой официально подняла цены на товары до 30%. Остальные пока не сообщили о грядущем повышении, но эксперты не сомневаются, что оно последует. Курс доллара 24 февраля достигал 87 рублей на Мосбирже и 90 на форексе, курс евро превышал отметку в 100 руб. Утром 25 февраля курсы валют откатились к 84,5 и 94,8 соответственно.
«Вчера мы в одночасье столкнулись с проблемой, что вся наша деятельность превратилась в распределение дефицита. Возник ажиотажный спрос, появились сбои в работе сайта», — заявил директор DNS Дмитрий Алексеев, добавив, что не может гарантировать, что дальнейшего роста цен на продукцию не произойдет. Тем более что пока нет данных о том, как будут вестись поставки новой техники на фоне санкций.
Как сообщают СМИ, часть поставщиков электроники уже уведомила сети об ограничениях поставок и пересмотре цен. В частности, это касается техники Apple. Источник «Коммерсанта» считает, что в ближайшие дни можно ожидать роста цен и в других крупных сетях на 10−30%. Дополнительно их подстегивает ажиотажный спрос: на сайтах, торгующих электроникой, 24 февраля число посетителей увеличилось на 45% по сравнению с 23 февраля. На Ozon наблюдается повышенный спрос на ряд позиций, среди самых популярных — смартфоны iPhone и Xiaomi и умные часы Apple Watch, сообщили в пресс-службе маркетплейса.
«Нельзя не учитывать нестабильную ситуацию, связанную с пандемией, которая продолжает влияет на глобальное производство и дистрибуцию и отражается на всех странах. В ряде товарных категорий мы хотели бы видеть более высокие поставки на российский рынок», — заявили в «М.Видео-Эльдорадо».
При этом очевидцы сообщают, что в некоторых магазинах «М.Видео» уже началась переоценка, например, во Владивостоке сотрудники 25 февраля меняли почти все ценники в сторону повышения.
«Изменение курса валюты не может не сказаться на возможном повышении цен, но помимо этого ритейлеры будут оценивать полный комплекс изменений на рынке», — сказал старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности «Связного» Алексей Вуколов.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков в беседе с «СП выразил мнение, что в DNS поторопились повышать цены сразу на 30%. По словам эксперта, падение рубля было не столь существенным, к тому же, у крупных сетей есть запасы продукции и ценовой демпфер, который помогает им пережить скачки курса. По мнению Федякова рост цен неизбежен, но он может быть не таким существенным.
— Зависимость импортной техники от курса иностранной валюты достаточно велика. Но отмечу, что крупная бытовая техника, такая, как холодильники, телевизоры, стиральные машины в большом объеме производятся в России, пускай и выпускаются под известными брендами корейских и других производителей. На эту продукцию мы не ожидаем роста цен даже пропорционально курсовым колебаниям. Был сделан запас комплектующих, который будет расходоваться долгое время.
Те, кто сейчас стремительно повышает цены, в моем понимании поступают недальновидно. В угоду краткосрочной выгоды они получат очень негативные последствия в виде оттока покупателей в будущем. Возможно, сейчас на волне определенного ажиотажа, они и получат дополнительную прибыль. Но в дальнейшем низкая лояльность покупателей проявится снижением объема продаж.
То же самое можно сказать и о поставщиках и производителях техники. Компании, которые сейчас попытаются нажиться на сложившейся ситуации и будут пересчитывать цены по курсу, а то и с запасом, как было в 2014—2015 годах, очень серьезно поплатятся потерей долей рынка.
Похожая ситуация случилась в 2014 году, когда компания Apple повысила цены на свою технику. Тогда тоже была активная девальвация рубля, и Apple увеличила стоимость продукции с неплохим запасом. После этого в течение последующего года компания потеряла первые позиции по объемам продаж техники в России, и это место заняли корейские и другие производители. Apple так и не вернулась на первое место, и, скорее всего, уже не вернется. Краткосрочная выгода обернулась потерями. На мой взгляд, другим производителям нужно сделать соответствующие выводы из этой истории.
«СП»: — То есть рыночной необходимости повышать цены на технику на 30% сейчас нет?
— Конечно, нет. Начнем с того, что курс рубля не ослабел на 30%. Падение остановилось в пределах 10%, и это абсолютно демпфируется прибылью компании, курсовые риски и так немного заложены в стоимость продукции. Ни о каких 30% речи не идет.
Второй момент в том, что резкое повышение цен приводит к тому, что рынок начинает трансформироваться. Потребители переключаются на другую продукцию, тем более, что есть высокая конкуренция и хорошая заменяемость одних продуктов другими, как в случае с Apple.
«СП»: — Какие виды техники подорожают больше всего — электроника?
— Вопрос в том, какая именно электроника. Например, те же айфоны тоже не производятся в США. Их тарифицирует Apple, но производит Китай. При этом по отношению к юаню рубль чуть более стабилен, чем по отношению к американской и европейской валютам.
Микроэлектроника, ноутбуки, планшеты и смартфоны — это та техника, которая практически не собирается в России. Эти виды товаров и будут наиболее подвержены индексации цен с точки зрения отыгрывания курсовых колебаний. От этого никуда не деться. Другой вопрос в том, что это должно проходить плавно.
В предыдущий период в страну были ввезены определенные запасы продукции, они должны быть распроданы по старым ценам. На новые партии цены действительно будут выше, потому что курс изменился. Но ничего катастрофичного произойти не должно.