Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала специальное заявление: Евросоюз в рамках нового пакета санкций введет запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. В свою очередь Министерство торговли США хотя прямо и не заявило о блокировке контрактов с Boeing, но, похоже, поставка лайнеров и этого авиастроительного гиганта находится под большим вопросом.
Как пишут звездно-полосатые СМИ, у американских экспортеров в ближайшее время начнут отзывать (хотя не факт) лицензии на поставку в Россию важных изделий для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, в том числе полупроводники, компьютеры, телекоммуникационные устройства, оборудование для информационной безопасности, лазеры, сенсоры — то есть всего того, что составляет начинку хай-тека.
Правда, из-за санкционного наезда на РФ, в том числе авиационного, может резко усугубиться мировой дефицит микрочипов, который и так был серьезной проблемой в течение 2021 года. В США надеются, что Байден изучил этот вопрос профессионально.
Была надежда, что эта проблема ослабнет в 2022 году, но последние события могут ослабить такой оптимизм. Дело в том, как утверждает интернет-ресурс New Sp, Россия и попадающая под ее контроль Украина являются ключевыми экспортерами неона, палладия и платины, которые имеют решающее значение для производства микрочипов. Если Москва, скажем, обидится из-за запрета импорта самолетов, то может нанести ответку именно здесь. Что ни говори, а страна у нас огромная: без авиаперевозок будет туго.
Мало кто знает, что 90% мирового неона, который используется для литографии чипов, производят в России, причем 60% из них в кооперации с одной компанией из Одессы. Что касается альтернативы, то потребуются долгосрочные инвестиции, тогда как производители чипов в настоящее время имеют запас от двух до четырех недель. И это все имеет самое прямое отношение к авиации, которая является главнейшим потребителем наноэлектроники.
В числе тех, кто покупает через дистрибьютеров наш неон, палладий и платину значатся американские чиповые тяжеловесы Nvidia, Intel, AMD и GlobalFoundries, а также европейские чипмейкеры Infineon и STMicro. Заказы идут и от тайваньского TSMC и южнокорейского Samsung.
Если же Россия не сможет использовать продукцию этих компаний, она в принципе может обратиться к китайским чипмейкерам, таким как SMIC. Янки еще пару лет назад утверждали, что Intel и AMD делают более лучшую продукцию, но сейчас подобные разговоры поутихли.
Эксперты обратили внимание, что Минфин США, анонсируя тотальные санкции, сообщил, что новый экспортный контроль охватит потенциальные поставки в Россию объемом до $50 млрд из общей корзины стоимостью $290 млрд. Значит, будет проработка запретов с учетом встречных контрмер.
Да, и вообще, контрабанду и левые поставки никто не отменял. В конце концов, смартфон и ноутбук — не самолет, можно и в челночной сумке провести, правда, «андроиды» и «виндовсы» будут «взломанными» и добавят головной боли пользователям. Тем не менее, россияне не окажутся в каменном веке.
Повторимся, Джо Байден пока еще прямо не поддерживает Урсулу фон дер Ляйен в вопросе запрета продаж самолетов. Дело в том, как поясняет агентство Bloomberg, производители двигателей для самолетов Boeing и Airbus достаточно долго работают над диверсификацией источников титана, чтобы уйти от зависимости от основного поставщика — России. И хозяину Белого дома приходится учитывать этот момент.
«Мы увеличиваем наши запасы титана с начала года», — сказал исполнительный директор Rolls-Royce Уоррен Ист. По его словам, дуополия Boeing и Airbus еще с 2015 года пытается найти замену российскому титану. Но сейчас, у западных авиастроителей запасов деталей для реактивных двигателей и шасси только на несколько месяцев.
Видимо, чтобы хоть как-то успокоить инвесторов, Ист утверждает, что Rolls-Royce покупает в нашей стране только 20% титана, а все остальное — у других производителей. Дескать, зависимость в этой области от Кремля сильно преувеличена. Тем не менее, почему-то Boeing все-таки взял паузу, а независимые эксперты утверждают, что российские поставки уникальны и заменить их чрезвычайно трудно.
В любом случае, можно смело утверждать, что вводимые Байденом санкции, по крайней мере авиационные, на самом деле — это никакая не реакция на освобождение Украины от нациков. Указанные меры планировались давно. Другими словами, американцы и европейцы вот уже восемь лет ломают голову над тем, как выдавить Россию из глобальной экономической системы, прежде всего, чтобы ослабить нас, как союзника Китая.
Началась ли силовая денацификация бандеростана, или нет, не столь важно. Как следует из анализа Bloomberg, янки с сотоварищами все равно ввели бы санкции, причем — там, где они эффективны, и — там, где вредны для западного бизнеса. То, что Вашингтон заставил гиганта Airbus первым выстрелить себе в ногу, тоже логично. Типа, у конкурента из Старого Света дела идут получше, значит, ему и флаг в руки.
Отметим, что доля Airbus на рынке России составляет примерно треть парка в 11 российских авиакомпаниях. Причем, у многих имеются твердые контракты на поставку новых машин, в результате чего продукция европейского автопроизводителя уже к 2025 году должна увеличиться до 45%. Теперь с этими планами нужно расстаться.
Но это не самая большая проблема наших компаний: запрет на немедленную поставку запчастей и техобслуживания способен достаточно быстро приземлить порядка 300 лайнеров и вызвать паралич авиаперевозок. Причем, под удар попадут не только Аэробус, но и Сухой Суперджет, сборка которого подразумевает высокую долю импорта. Кремль, наверняка, еще не раз недобрым словом вспомнит тех, кто навязал этот проект.
Если же и США вслед за ЕС не позволят Boeing экспортировать в Россию гражданские авиалайнеры, то такие страны, как Бразилия и даже Канада, которые якобы производят свои национальные самолеты, автоматически вынуждены будут последовать за Штатами. Так считает, например, Хуэйцзюань Ву, технический директор гонконгского авиаперевозчика, комментируя санкции Урсулы фон дер Ляйен.
По его словам, западные авиационные запреты сделают бессмысленной европейскую сертификацию «Иркута» и связанную с ней потерю времени и сил, что упростит выход МС-21 на российский рынок. Москва в этом вопросе уже не будет оглядываться на Брюссель и Вашингтон и вынуждена будет наращивать производство «Иркутов» быстрее, чем указано в планах.
Как известно, в 2022 году «Аэрофлот» готовится принять четыре самолета МС-21−300. Во всяком случае, об этом не так давно сказал гендиректор авиакомпании Михаил Полубояринов. Эти планы, наверняка, известны инициаторам санкций: начиная с шести машин в этом году, российские авиастроители планируют довести выпуск до семидесяти двух в 2027 году. Причем, на конец 2022 года запланирована сертификация МС-21−310 с российскими двигателями ПД-14, что упростит выпуск.
Ну а пока МС-21 не заменит выбывающий парк Airbus, как показывает опыт Китая, россиянам придется все чаще пользоваться железной дорогой. Конечно, билеты в полюбившуюся Анталию, да и вообще за кордон, резко подорожают. Хуже того, они станут многим россиянам просто не по карману. Другими словами, прощай, берег турецкий.
Тем не менее, история того же «Северного потока-2» показала, что Кремль, если верхушку прижмет, все-таки способен решать сложные технологические и производственные задачи. Во всяком случае, Урсула фон дер Ляйен дала хорошего пинка российской программе импортозамещения.