Призывы национализировать собственность иностранных компаний в России, похоже, дошли до Кремля. Там подумали и предложили западникам три варианта. Один хороший, два — не очень. Но тут уж на их собственное усмотрение. Никто никого ни к чему не принуждает.
«Надо арестовать западную собственность на территории России, наплевать на все авторские права и действовать, как Китай. Добывать технологии, поддерживать науку и развивать свое производство во всех сферах», — призывает координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов.
Власти нынче на удивление спокойно к таким заявлениям. Собственно, ничего негативного в их призывах нет, напротив.
И вот на фоне призывов общественных деятелей зазвучал «официоз» — первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил три варианта действий для иностранных компаний, акционеры которых желают слинять с российского рынка.
Вариант № 1 прост — не уходить. То есть передумать. Сырьё дадим, всё остальное тоже. Про льготы, правда, ничего сказано не было. Но это и логично, ведь переговоры ведутся с «дезертирами». А с таковыми, в общем-то, во все времена разговор был короткий…
Вариант № 2 более кислый — как бы уйти, но с возможностью возврата. Передать свои доли под управление местных партнеров и временно покинуть РФ. Вроде как ряд инвесторов уже воспользовались этой возможностью.
Вариант № 3 вообще грустный — если будете закрываться и банкротиться, государство в лице правоохранительных органов с удовольствием подключится к увлекательному процессу «приватизации» оставленного в РФ бизнеса.
«Мы будем вмешиваться через процедуру ускоренного банкротства, так как абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан», — заявил Андрей Белоусов.
Остальное оставил за кадром. Впрочем, можно и додумать. Про менеджеров той или иной западной компании, которых видели где-то в далёкой таёжной зоне, и так далее. Такие же «страшилки», как западники любят писать про шпиона-«правозащитника» Рауля Валленберга, в советские годы закончившего свой земной путь где-то в Сибири.
Но это — исключительно домыслы автора. Первый вице-премьер, напротив, сочувствовал «нерезидентам», что они, бедняги, «сталкиваются с беспрецедентным политически мотивированным давлением регуляторов своих стран». И что мы готовы им помочь. Если, конечно, они сами не начнут гадить.
«Преднамеренное банкротство (Белоусов уточнил, что закрытие производства с увольнением персонала будет считаться преднамеренным банкротством, — „СП“) — это уголовное преступление, топ-менеджеров, которые допустят это, будут судить. А это, между прочим, до шести лет тюрьмы. Поэтому вопрос заключается в том, успеют ли они уехать за границу. Здесь речь идет о дорогом выходном билете из России», — считает кандидат экономических наук Игорь Качалов.
Стоит отметить, что уходить готовы далеко не все. Даже американцы. Так, «Coca-Cola» никуда валить не собирается, её и тут неплохо кормят.
«Все операционные, производственные и логистические мощности „Coca-Cola“ в России работают. Мы несем полную ответственность перед партнерами, обществом и тысячами наших сотрудников в России. Наш безусловный приоритет — безопасность наших сотрудников», — сообщили в компании.
Не дураки, иначе «PepsiCo» оттяпает у них всю рыночную нишу. Причём с концами. «Coca-Cola» её и так долго, с огромным трудом, отвоёвывала, ведь «PepsiCo» тут работала ещё со времён СССР. Так что потерять колоссальные вложения желающих нет.
Крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания и напитков — «Nestle» — тоже остаётся. И ровно по тем же причинам. Дурных и тут нет. Собственно, на продовольственном рынке остаются почти все, у кого тут есть производства, тот же «Danone» и иже с ним. Да и многие поставщики тоже. Дезертиры единичны и погоды они не делают.
Позабавила новость о уходе с российского рынка украинского алкогольного бренда «Nemiroff».
Производитель строительных материалов «Knauf Gips KG», который вложил в экономику России более 1,65 млрд. евро, явно не намерен спускать их в унитаз.
«Мы остаемся в России до тех пор, пока политическая и коммерческая ситуация позволит нам это делать. Мы однозначно несем ответственность за более чем 4000 сотрудников и их семей, а также за клиентов и поставщиков, со многими из которых у нас были отличные и давние отношения на протяжении многих лет», — таков их «официоз». Молодцы!
Другие немцы, из группы компаний «Xella» — «автоклавный» газобетон под маркой YTONG, а также теплоизоляция URSA — никуда опять-таки не собираются. Рынок сбыта есть, клиенты тоже, репутация имеется, хорошая.
«Ашаны"-"Атаки» не закрываются, магазины «Spar» и «Metro» тоже, равно как и «Леруа Мерлен». «Ikea», вот, да, уходят, и очень интересно, по какому сценарию.
Но с ритейлом и без госструктур вообще шутки плохи. Место ушедших тут же займут, к примеру, те же турки. Не исключено возвращение на наш рынок компании «Ramenka» (бренд «Рамстор»), да и китайские торговцы тоже имеют более чем серьёзные намерения.
«McDonald's», несмотря на санкции, собирается расширяться в РФ. «Burger King» тоже, более того, в компании заявили, что «рассматривает Россию как один из стратегических рынков — сеть планирует открывать в текущем году новые заведения». Иначе их выдавит вышеозначенный конкурент. «Subway» и KFC также открывают новые «точки».
Даже «Pornhub» не собирается отказываться от российского рынка. Никакой политики, сплошная коммерция!
Банкиры также сидят ровно и опровергают информацию о бегстве. Более того, их западные коллеги — «Goldman Sachs» и «JPMorgan» — внезапно бросились скупать подешевевшие российские корпоративные облигации, номинированные в валюте. Явно получили какой-то «инсайд» и спешат заработать сверхприбыли.
Непонятна ситуация с «Renault» и «АвтоВАЗом». Французы явно гадят, завод в Тольятти на несколько дней снова остановят. Как всегда, под благовидным предлогом. Есть вопросы и по ценам. Так «LADA Granta» стала стоить от 1,15 млн. рублей, тогда как ещё в феврале цены был от 962 тысячи рублей. «Гранта», по сути, реинкарнация «десятки», практически полная «локализация», и чем обоснован рост цены непонятно. Не иначе как на заводе давно не было проверяющих из ФАС…
Первый кандидат на национализацию, похоже, уже определился. В нефтегазовом проекте «Сахалин-1» доля «ExxonMobil» составляет 30%, и американская компания твёрдо намерена уйти с рынка РФ.
«Возможно, в соответствии с этими правилами эта доля будет национализирована российским правительством в пользу государства», — считает депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов.
«Если какие-то предприятия будут грубо играть против интересов России, а уход бренда — это всегда увольнение тысяч людей, — то в такой ситуации наше правительство будет национализировать и изымать их собственность. Это заводы, сборочные цеха, и так далее. Если они уходят, увольняя людей, их собственность будет национализирована. Я уверен, что так и будет, 100%, другого варианта нет. Игра пошла серьезная», — уверен Игорь Качалов.
Игра, действительно, набирает обороты. Вчера глава МИД Британии призвала усилить санкции в отношении России, включив в них нефтяной и газовый сектора. Тем более, что сам остров худо-бедно обеспечен топливом — половину газа добывают сами, еще четверть приходится на импорт СПГ, остальное — по трубе из Норвегии и иных стран. С нефтью тоже всё очень неплохо, даже получше. Плюс есть отличный уголь. А на континентальную Европу, как обычно, наплевать. Пусть мёрзнут.
«Мы должны сделать больше, в особенности обратить внимание на нефтяной и газовый сектора, как мы можем уменьшить зависимость по всей Европе от российского газа. За это я буду выступать на встрече как Группы семи, так и на дискуссиях ЕС», — заявила Лиз Трасс.
Как говорится — посмотрим.