Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Минск «удобряет» Москву пустить его в Усть-Лугу

Оставшись без литовского и украинского транзита, Белоруссия вспомнила об экспорте через российские порты

4043
Минск "удобряет" Москву пустить его в Усть-Лугу
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Материал комментируют:

Белоруссия заинтересована в развитии собственных портовых сооружений на Балтике, заявил президент России Владимир Путин на церемонии поднятия государственного флага на автомобильно-железнодорожном пароме «Маршал Рокоссовский».

«Вы знаете, что я это тоже поддерживаю, я просил вас оказать всяческое содействие. Это касается самых различных мест, различных точек, различных сооружений, где наши белорусские друзья могли бы осуществлять эти проекты. Я сейчас не буду вдаваться в детали — есть разные варианты, вы об этом знаете. Я ещё раз хочу вернуться к этой теме и прошу вас поддержать все эти планы», сказал он, обращаясь к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко.

По словам главы государства, вопрос имеет значение не только для Белоруссии, но и для России, потому что принесёт развитие инфраструктуры и увеличение грузоперевозок для нашей страны.

«Соответственно, все выгоды, которые будет получать Белоруссия, также будут в значительной степени распространяться и на экономику Российской Федерации. Мы в этом тоже заинтересованы», — подчеркнул он.

Читайте также
«Тайвань следующий?»: Почему КНР нужна наша победа на Украине «Тайвань следующий?»: Почему КНР нужна наша победа на Украине По оценке американских экспертов, в списке стран, поддерживающих Россию, значатся Индия, Бразилия, Венгрия

Ранее глава МИД Белоруссии Владимир Макей сообщил, что уже существует ряд договоренностей в этой сфере, специалисты в данный момент плотно занимаются проработкой вопросов. Однако выход на максимально эффективные результаты, по его словам, потребует определенного времени, усилий и финансов.

«Поверьте, это не сказки, не воздушные замки, а конкретная работа, чтобы активно задействовать российские порты для перевалки белорусских грузов. Это и подстраховка на будущее», — заявил министр.

Макей также считает, что рано или поздно ситуация на западном направлении нормализуется, но если сейчас партнеры Белоруссии не хотят сотрудничать, то Минск должен предпринимать соответствующие шаги по нейтрализации негативных последствий, связанных с ограничением транзита белорусских грузов через порты соседних стран. Министр также заверил, что белорусские власти будут тщательно анализировать решения любых стран по отношению к республике и принимать адекватные шаги, не наносящие ущерба национальным и экономическим интересам.

Напомним, Литва с 1 февраля прекратила транзит белорусских калийных удобрений через Клайпедский порт. Согласно договору, подписанному еще в 2018 году через Литву до 2023 года должен был осуществляться железнодорожный и морской транзит 11 млн тонн удобрений в год. Минск в ответ запретил транзит литовских нефтепродуктов и удобрений железнодорожным транспортом. Впрочем, президент Белоруссии Александр Лукашенко явно надеется на возобновление «добрососедских отношений» с Литвой.

«Наш опыт красноречиво свидетельствует, что в периоды конструктивных политических отношений нам удавалось добиться значительных успехов во всех сферах двустороннего сотрудничества», — говорится в его поздравлении с Днем восстановления Литовского государства.

О блокировке транзита заявили также Латвия и Эстония, расторгла контракт норвежская компания Yara, а с 16 февраля временно приостановила железнодорожный транзит продукции белорусского предприятия-производителя калийных минеральных удобрений «Беларуськалий» и Украина. Поставки через нее осуществлялись как в саму «Незалежную», так и в страны Европы, а также Турцию. В 2021 году свыше 280 тысяч тонн белорусских удобрений было перевезено через украинские морские порты.

Обсуждение возможности перевалки белорусских грузов через российские порты идет уже несколько лет. В первую очередь рассматривается порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом. Недавно Александр Лукашенко заявил, что Россия предоставила площадку для создания дополнительной инфраструктуры по увеличению мощности по перевалке белорусских калийных удобрений через российские порты, правда, не уточнил о какой именно площадке идет речь.

Читайте также
Три покушения на Зеленского. В четвертый раз не промахнутся? Три покушения на Зеленского. В четвертый раз не промахнутся? Украинские эксперты не верят в след «Вагнера» — убирать «Зе» будут янки. Он им надоел своей дуростью

Как считает руководитель отдела аналитики медиа-группы «Порт ньюс» Виталий Чернов, Белоруссии нужно найти альтернативные Прибалтике порты для перевалки, в основном, нефтепродуктов и удобрений.

— По нефтепродуктам в прошлом году было заключено соглашение о перевалке через порты России (Усть-Луга, Санкт-Петербург) белорусских нефтепродуктов в объеме 10 млн тонн в год. По моей информации, нефтепродукты реально идут, хотя точных цифр по объемам поставок у меня нет. Могу предположить, что они в реальности могут оказаться несколько ниже, чем записано в соглашении. Но тем не менее, они идут.

По удобрениям ситуация сложнее. Россия сама испытывает дефицит портовых мощностей для перевалки удобрения и порядка 8 млн тонн российских удобрений до сих пор перегружаются через порты Эстонии и Латвии. Взять и принять 11 млн тонн белорусского калия в год в России пока негде. Теоретически часть объема мог бы взять «Ультрамар», который в этом году должен выйти на мощность в 12 млн тонн в год, но в целом он будет загружен российскими грузоотправителями. Терминал «Еврохима» еще строится, и его мощности в 5,5 млн тонн в год будут загружены собственными удобрениями. Приморский УПК, в рамках которого также предусмотрен терминал минудобрений, будет построен только через несколько лет. И одних его мощностей будет также недостаточно, чтобы принять весь объем белорусских удобрений. В Мурманске балкерные мощности и без того загружены, да и везти в Мурманск далеко и дорого. Архангельск полностью загружен проектными грузами для Арктики. На Юге балкерных мощностей тоже недостаточно. К тому же нужно понимать, что белорусский груз для стивидоров «токсичен» из-за санкций, и никто не горит особым желанием его принимать.

В итоге, я предполагаю, что порядка 1 млн тонн белорусских удобрений как-нибудь «распихают» по разным портам, возможно часть будут грузить в биг-бэгах, но вряд ли это, как говорится, спасет «отца русской демократии». Либо российских грузоотправителей «попросят» вернуть свои грузопотоки обратно из России в Прибалтику ради Белоруссии. Насколько это практически возможно, мне трудно сказать.

«СП»: — А каковы перспективы строительства белорусского терминала в Усть-Луге? Есть ли у Минска деньги?

— Что касается строительства нового терминала специально под белорусские грузы, то, во-первых, его строительство займет несколько лет, во-вторых, Усть-Луга тоже не резиновая. Хотя теоретически это, наверное, возможно. За чей счет? Предположу, что это будет российский капитал. Хотя в данном случае риски будут велики — Белоруссии все равно выгоднее везти через Прибалтику, а что произойдет за несколько лет, никто не знает.

Член экспертного совета комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Александр Савельев считает, что 11−12 млн т насыпного груза — серьезная дополнительная нагрузка для транспортной инфраструктуры России.

— Реконструкция морских портов и железных дорог справедливо являются одним из приоритетов государственной политики и требует времени и финансирования. Железные дороги на востоке страны буквально «забиты» угольными поставками в Китай, который, наряду с Индией и странами Юго-Восточной Азии, является главным потребителем белорусских калийных удобрений. Возможности перевалки в морских портах России постоянно расширяются, но растет и грузооборот.

Читайте также
Импортозамещение 2.0: Продовольственная безопасность вновь стала актуальной задачей Импортозамещение 2.0: Продовольственная безопасность вновь стала актуальной задачей В Россию разрешили ввозить продукты из дружественных стран — осталось своих аграриев подтянуть

Дополнительная экстренная нагрузка, вызванная политической ситуацией вокруг Белоруссии, не могла быть заложена в коммерческие планы компаний, которые являются инвесторами или владельцами портовой инфраструктуры. По моему мнению, в этом году и до введения в строй дополнительных мощностей РЖД без ущерба для российских компаний сможет обеспечить для «Беларуськалия» транзит не более 1 млн тонн, российские морские порты — еще около 3 млн тонн. В общей сложности — от трети до половины объема многолетнего белорусского экспорта калийных удобрений.

«СП»: — А что со строительство белорусских терминалов в России?

— В Усть-Луге только строится терминал для морской перевалки удобрений. Его обещают запустить в этом году. Но потребности «Беларуськалия» сопоставимы с совокупными заявками крупных российских компаний-экспортеров удобрений, в том числе, прямым конкурентом белорусского экспортера — «Уралкалием». Вряд ли удастся потеснить российских экспортеров в пользу их белорусских конкурентов, которые, мягко говоря, не всегда были добросовестны.

Вопросы российско-белорусского экономического сотрудничества находятся исключительно в политической плоскости, и, если будет принято решение о предоставлении Минску территории и финансирования для строительства отдельного терминала в Усть-Луге для «Беларуськалия», это будет сделано. Хотя на это уйдут годы.

По «гамбургскому счету» Минску следует вернуться к соглашениям с российскими производителями калийных удобрений. Односторонний выход из соглашений не принес выгод Белоруссии, а попытки прямой конкуренции и даже демпинга на индийском рынке заставляют сомневаться в добросовестности белорусских партнеров.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня