Российские власти решили подстраховаться от возможных перебоев с продовольствием и параллельно поддержать мелких производителей. В регионах открываются продовольственные ярмарки, где крестьяне могут без посредников реализовать свою продукцию. А горожане купить продукты — также без лишних наценок. Более того, не исключена отмена ряда нововведений, например, требования по обязательной маркировке ряда товаров. Однако это — лишь часть проблем села. Которые нужно срочно решать.
Нехватки продовольствия в России нет, более того, таковая даже теоретически не предвидится. По зерну у нас самообеспечение на уровне примерно 150%, по мясу, сахару, маслам и прочему — 100% или около того. Тем не менее, проблемы могут возникнуть, прежде всего, логистические. Да и спекулянтов не стоит полностью сбрасывать со счетов несмотря на то, что страна ведёт экономическую войну почти со всем миром, эти гаврики на всё способны.
Глава государства, конечно, ввёл ограничения на экспорт — Владимир Путин подписал указ о специальных мерах в сфере внешнеэкономической деятельности для обеспечения безопасности России. До конца года будет установлен запрет на импорт «определённой продукции и сырья, перечень которых определит правительство». Перечня пока нет, видимо, его срочно составляют, но, вне всякого сомнения, туда попадёт и продовольствие.
Что-то вывозить, бесспорно, будут — продукты питания в мире дорожают и становятся стратегическим сырьём. И его можно менять не только на какие-то необходимые стране товары, но и использовать в политических целях. Именно поэтому в Турцию вскоре пойдёт караван из 30 судов с зерном и растительным маслом. Президент Реджеп Эрдоган нас поддержал, мы ответим тем же. Тем более, что зерна пока хватает.
Гром не грянет — мужик не перекрестится. То есть не мужик, а чиновник. Гром, увы, грянул. Хотя, быть может, оно и к лучшему. И вместо ограничений по доступу на рынки для фермеров и граждан, имеющих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), власти озаботились обратным.
«Чтобы у людей была возможность купить продукты по выгодным ценам, будем чаще проводить ярмарки, которые у нашего населения весьма востребованы. По новому расписанию продовольственные ярмарки начнут работать с 11 марта: в муниципалитетах — раз в неделю, преимущественно в выходные дни, а в областном центре они будут работать на трёх площадках как по будним дням, так и по выходным», — заявил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.
Крестьян обещают пускать беспрепятственно, за места деньги не брать, лишь бы торговали. В других регионах — так же. Правительство Рязанской области уже «отчитывается» сколько чего продали и где именно. Чуть ли не с точностью до килограмма. И даже если что-то приукрасили, то и это не так страшно. Главное, занялись делом.
Собственно, о ярмарках в целях «сдерживания роста цен на продукты питания и обеспечения населения сельхозпродукцией» сегодня не вещает только ленивый. Непонятно, дойдёт ли дело до возникновения многочисленных «стихийных» рынков, но и в них нет ничего плохого. Лишь бы было чем торговать. А вот с этим могут быть проблемы.
Так, власти Иркутской области внесли в правительство России пакет предложений по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. Очень даже разумные. В их числе — мораторий на обязательные требования по маркировке ряда товаров.
«Необходимо, чтобы местные производители продолжили производство продуктов питания при соблюдении действующих норм и правил без дополнительных расходов на новые технологии», — говорится в документе.
В Минпромторге аж взвились — дескать, в настоящее время не рассматривает вопрос о приостановке работы системы маркировки. С чего бы это? Между тем, в 2022 году те же молочные продукты хотят обязать маркировать всех, включая ЛПХ. Не говоря уже о фермерах. Более того, за продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки того же простого молока любого гражданина могут оштрафовать на четыре тысячи рублей!
Быть может, дело в том, что «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), которому принадлежит система маркировки «Честный знак», поделился? Это, между прочим, частная лавочка, которая без какого-либо конкурса получила на откуп данный сверхприбыльный бизнес. Половина ЦРПТ принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, четверть — основателю сети «Магнит» Сергею Галицкому и четверть — госкорпорации «Ростех», писали «Ведомости».
Сегодня быть «олигархом» резко стало «не модно», все эти деятели дружно прекратили что-либо вякать и сидят тихо, как мыши под веником. Пока сейчас внимание общественности сконцентрировано на национализации иностранных компаний, которые решили разрушить свой бизнес в России. Но с ними быстро разберутся, так как их, увы, не особо и много. И вопрос с богатеями неизбежно снова всплывёт. В том числе и с теми, кто решил нажиться на производителях столь необходимого нынче продовольствия. Особенно теперь, когда страна должна жить под девизом «Всё для фронта, всё — для Победы».
1 марта 2022 года вступил в силу федеральный закон, разрешающий фермерам строить жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения. На своей земле! Казалось бы, отлично, этого давно добивались. Ведь крестьянин должен жить там, где он трудится — условно говоря, на своём хуторе. Но закон приняли с уточнением — субъекты вправе принять локальные законодательные акты и определить «муниципальные образования, на территории которых не допускается его действие». То есть всё снова отдали на откуп местным властям. Иван Иванович будет решать, где можно фермерам строиться, а где нет. Проблема…
Госсубсидии тоже распределяются как-то странно.
«Валовая продукция КФХ составляет 23,6 млрд. рублей в год, сельскохозяйственных потребкооперативов — более 8 млрд., ЛПХ — 98,2 млрд. Это составляет 51,3% от общей республиканской валовой выручки. Как объяснить, что в республике субсидии по разным видам государственной поддержки крестьянские (фермерские) хозяйства получили 19,7% относительно стоимости валовой продукции, а более 80% достались всем остальным, агрохолдингам в первую очередь?» — негодует председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров.
Увы, такая ситуация везде. Не решена и проблема с постоянными проверками фермером и ЛПХ на предмет различных мифических эпизоотий. Более того, согласно «гениальным» постановлениям чиновников, простой навоз отнесли в категорию опасных отходов, и за него крестьян периодически пытаются всячески «щемить». Дескать, навоз нужно «дезактивировать». Это, увы, не шутка и не преувеличение, чиновные крысы способны нагадить похуже иных профессиональных диверсантов.
Глупостей, откровенного вредительства и банального воровства, к сожалению, хватает. Чиновников в одночасье не переделать, даже в такое непростое для страны время они пытаются блюсти свой шкурный интерес. Нужен народный контроль и страх. Даже ужас. Чтобы чиновник и в жутком сне не мог себе помыслить как-то ущемить или обобрать крестьянина. Ибо кормилец народа, Родины — эта профессия всегда была на Руси почти что святой.
«Необходимо ужесточить контроль за соответствием доходов и расходов госчиновников, а также усилить ответственность за коррупционные преступления и максимально расширить применение конфискации имущества коррупционеров. Зачистка бандеровцев в Донбассе должна сопровождаться зачисткой жулья во власти внутри России!» — призывает координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов.
Будем надеяться, что до «верхов» дойдёт и этот призыв. К мнению народа власти сейчас прислушиваются.