В целях спасения своих экономик некоторые страны пошли на отмену транспортного (дорожного) налога. Ряд российских регионов расширил список «льготников» по этой же категории, хотя это даже не полумера. Однако на большее местные власти просто не имеют права, данный налог невозможно отменить на региональном уровне. А стоило бы — выгоды от этого шага намного превысят так называемые «выпадающие доходы бюджета».
В Чехии полностью отменили транспортный налог, сперва для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков, потом и для машин массой свыше 12 тонн. Местные чиновники тут же посчитали эффект, что это сэкономит чешским предпринимателям столько-то миллиардов крон. Суммы вполне серьёзные, сопоставимые с тем, сколько собирают в России. Однако власти тут же заявили, что отмена дорожного налога никак не отразится на инвестициях в транспортную инфраструктуру.
Всё это было обнародовано на очередной встрече представителей правительства, профсоюзов и работодателей, таковые там стали проводить для того, чтобы помочь экономике Чехии пережить кризис, сложившийся в стране из-за событий на Украине. Точнее, из-за антироссийских санкций, к которым это государство присоединилось. Аналогичные меры рассматриваются властями других стран ЕС.
В нашей стране до сиз пор наблюдался обратный процесс. До 1 января 2020 года большегрузы — авто массой свыше 12 тонн, которые зарегистрированы в системе «Платон», — платили меньше налога, потом эту льготу убрали.
Что самое любопытное — необходимость отмены транспортного налога понимают даже сами едросы, данную меру предлагал депутат Госдумы (прошлого созыва) Андрей Барышев. Однако Минфин с яростью голодного льва встал на защиту данного сбора, дескать, в казну благодаря ему ежегодно приходит около 175 млрд. рублей. А они как бы нужны для строительства дорог.
А может резервы таки-есть? А то как-то у нас всё дорого получается. Специалисты давно подсчитали, что средняя стоимость дорог, которые строятся по программе развития транспортной системы России, составляет $18 млн. за километр. В Германии — $12 млн, в Китае — всего $3 млн.
Более того, есть известные «попильные» объекты, где эта самая средняя «температура по больнице» была превышена в десять раз! Да и качество работ оставляет желать лучшего, уже через год на дорожном полотне появляются многочисленные дыры, а насыпи «плывут». Просто потому, что нарушены все мыслимые и немыслимые ГОСТы и СНИПы. В итоги и содержание трасс получается гораздо более накладным, чем за границей.
Достаточно набрать в поисковике новостей «хищения на строительстве дорог» и вам вывалится масса ссылок. Там украли, тут украли, ещё… А ведь это только то, что всплыло, причём по причине жадности махинаторов. Не поделились, вот их и взяли за «фаберже». Но это — редкость. В основном делятся, и спят спокойно.
В соседней Белоруссии такого почти нет, там «действуют» очень осторожно. «Батька» просто давно всех казнокрадов пересажал, а те, кто пришёл на их места, боятся. Нет, тащат, конечно, но очень умеренно и крайне осторожно. По российским меркам так и вовсе не воруют.
«Стоимость километра дороги зависит от различных факторов. В среднем в Беларуси она самая низкая по сравнению с соседними государствами. Цена реконструкции 1 км на дорогах первой категории составляет порядка $2−3 млн. В сопредельных странах (Латвия, Литва, Польша, Россия, Украина) — $8−15 млн. В частности, достичь такой экономии позволяет максимальное использование отечественных материалов», — отчитывается тамошнее Министерства транспорта и коммуникаций.
Как несложно догадаться, $15 млн. — это у нас, в России. Хотя могли бы и по тем же тарифам, что у соседей, строить. Климат идентичный, строительная техника аналогичная, да и рабочие тоже. Разве что белорусы не такие разбалованные. Но это поправимо. В итоге, если навести порядок, образуются средства, многократно превышающие сборы по дорожному налогу. Хватит на все проекты. Надо сделать самую малость — отправить ряд персонажей на курорты солнечного Колымского края. Лет на 10−15, причём без возможности амнистии. Сработает на 100% - дорожное строительство резко подешевеет, а качество вырастет принципиально.
Проблема транспортного налога, который, как известно, платится вне зависимости от того, эксплуатируется ТС или нет, в ближайшее время сильно обострится.
«На прикол встанут миллионы машин, особенно самых современных. По самой банальной причине — из-за нехватки, точнее, полного отсутствия фирменных запчастей. Что-то, конечно, возить будут, но мало и дорого, в основном будет „кетай галимый“. В КНР производят и отличные „расходники“ с запчастями, но наши предприниматели повезут сюда всякий кал. Собственно, это уже началось. То, что там можно купить за копейки, а тут продать под видом хорошего товара. На фоне дефицита сметут и это», — объясняет совладелец одного подмосковного автосервиса.
Простаивающая машина, за которую нужно ежегодно платить 10−20 тысяч рублей — на сегодняшний день очень серьёзная брешь в семейных бюджетах. Которые продолжают стремительно коллапсировать. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, реальные располагаемые доходы населения в 2022 году снизятся на 7−7,2%, а инфляция к концу года составит 20−23%. Причём это, судя по всему, довольно консервативный прогноз, есть и более суровые оценки.
«Всем, от министра до хлебороба, придётся жить в новой реальности и вести коренную перестройку всей своей структуры деятельности. Страна будет бороться за новый образ экономики», — говорит старший аналитик ИК «Русс-инвест» Роман Блинов.
Но вести эту самую «перестройку» (слово-то какое нехорошее…) крайне сложно. На бизнес транспортный налог тоже давит просто адски, компании не могут позволить себе купить нужную технику, ведь за каждую её единицу нужно платить. Даже если она работает только периодически.
«Наша фирма принадлежит нам самим, то есть работникам, как говорили раньше — самый настоящий кооператив. Но техника раскидана по физлицам, как по совладельцам, так и по их родственникам, у кого есть льготы. Иначе никак. Да, приходится так вот мухлевать, в противном случае разоримся, задавят налогами. К примеру, нужен нам автокран, используется он не так уж и часто. Можно купить недорогой, старый советский, он ещё долго будет служить, делали тогда хорошо. Однако на баланс его мы не поставим. Не было бы этого налога мы бы и другой спецтехники накупили, много чего надо, а в аренду брать невыгодно — дорого», — рассказывает совладелец небольшой строительной фирмочки Евгений.
Пока региональные власти расширяют категорию «льготников». Так, в Иркутской области готовится пакет нормативных документов «антисанкционного реагирования». Планируется расширить льготы и по транспортному налогу. От его уплаты освободят ветеранов боевых действий, ветеранов труда, инвалидов, пенсионеров и многодетных семей. Также планируется повысить порог мощности автомобилей, попадающих под льготу. Аналогичной проблемой озаботились и в Ямало-Ненецком автономном округе, кстати, там льготы — на все авто с моторами до 150 л.с.
Где-то что-то делается и для юрлиц.
«В прошлом году от уплаты транспортного налога освобождены резиденты и управляющие компании индустриальных промышленных парков и особых экономических зон. Ситуация в экономике требует принятия быстрых и эффективных решений, чтобы помочь нашему региону максимально избежать экономических последствий и максимально сохранить уровень жизни людей», — считает председатель заксобрания Челябинской области Александр Лазарев.
Но большего регионы не могут, нужно решение на федеральном уровне. Платить за ТС вне зависимости от пробега (нагрузки на дороги) как-то нелепо, неправильно. Собственно, автомобилисты в России и так платят по полной программе, около 80% цены литра топлива — это всякие налоги и акцизы. Кто больше ездит, тот и платит больше. Вот это — логично. В США именно так, там транспортного налога как такового нет. Грамотная система.