Будучи оплотом «западной демократии», Латвия просто обязана отказаться от «тоталитарных» энергоносителей. Как можно пачкаться российской нефтью и травиться газом! Да ни за что. Уж лучше американские продукты, в крайнем случае, норвежские, которые можно не то, что в топке жечь, а даже на хлеб мазать.
Примерно об этом в интервью агентству Bloomberg заявил президент Латвии Эгилс Левитс. Его цитирует ТАСС. Важно уточнить, что разглагольствовал Эгилс Ионович в логове ЕС, в Брюсселе по итогам тамошнего саммита. Если не сказать шабаша.
Профессиональный латышский националист одобряет и поддерживает решение западных камрадов. В принципе. Но признает, что ожидаются определенные издержки. Однако «нам надо заплатить за нашу свободу, за нашу независимость. Мы это сделаем», говорит он. И, вместе с тем, добавляет Левитс, Латвия — прорабатывает вопрос оплаты российского газа — в рублях, как того и потребовал президент России Владимир Путин от недружественных стран.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил, что зависимость латышей от российской нефти колеблется, но она не стопроцентная:
— Нефть в силу мобильности данного ресурса не так привязана к тем или иным странам. Сегодня они в России могут ее покупать, а завтра — в Саудовской Аравии, послезавтра — начнутся прямые поставки из тех же США.
А вот газ — товар посложнее. Он более локализован, от него европейцам нелегко отказаться. В частности, у Латвии своего морского терминала по приему сжиженного газа вообще нет, они пользуются литовским и в этом смысле зависят от Литвы.
На самом деле, Латвия потребляет небольшие объемы газа. Для наших поставщиков — это что-то вроде статистической погрешности. Главное, чтобы у нас пошло дельнейшее взаимодействие с ключевыми партнерами: Германией, которая потребляет треть нашего газа, поставляемого в Европу, с Италией — другим крупным потребителем российского газа, и, само собой, с Австрией.
«СП»: — Но Латвия, какая ни есть, но тоже страна. Может быть, покупка российского газа за рубли начнется с малого?
— В первую очередь готовы покупать наш газ за рубли сербы. Они сразу заявили, что не против этого. У них нет никакой политической ангажированности, никакие санкции против России они не вводят, поэтому готовы покупать за российскую валюту.
Готова покупать наш газ за рубли Молдова. Ведь когда мы подписывали с ними контракт в прошлом году, там прямо указали, что одна из валют для взаиморасчета — рубль. Поэтому перевод на рубли произошел в соответствии с действующим контрактом. И вообще все свежие контракты на поставки газа подписывались с этим условием. В старых контрактах такого пункта могло и не быть. Соответственно, посложнее будет.
Посмотрим на механизм, который будет представлен — как это все будет происходить. Понятно, что нельзя все в одностороннем порядке взять и поменять. Нужно чтобы этот механизм появился в контракте, либо, чтобы другая сторона — согласилась на такие изменения. В тех случаях, когда контракты подписывались недавно, это условие уже присутствует.
«СП»: — Не может ли Латвия, подобно Белоруссии, стать транзитером российских углеводородов на запад, ведь общая граница у наших стран большая?
— Нет, у них тупиковая система. Они покупают у нас нефть и газ только и исключительно для внутреннего потребления. Латыши везут себе газ нетипичным способом — с запада на восток, из Литвы, которая, построив у себя терминал СПГ, как раз и рассчитывала на снабжение им других прибалтийских республик.
«СП»: — А я-то грешным делом порадовался за латышей, думал, что они будут наполнять в Псковской области цистерны топливозаправщики и вести их на запад, в Европу.
— Газ в цистернах не возят, только бензин. Но в Европе и так никто не отказывается покупать наши нефтепродукты — пока что. А газ — это газ, его из России качают только по трубам.
«СП»: — С поставками нефти все по-прежнему?
— Пока да. Есть политическое решение — кроме России использовать и других поставщиков. Но они и так время от времени говорят о такой диверсификации, переориентации рынков на других поставщиков. Но это для нас не критично.
«СП»: — Возможно и в этот раз поговорят-поговорят, и — когда обстановка на Украине нормализуется — все в Европе вернется на круги своя?
— Возможно. Такого как раньше, конечно, уже больше не будет, но какая-то стабилизация может наступить. Но пока все катится по наклонной. В этом движении вниз страдаем не только мы. В Европе инфляция разгоняется бешенными темпами. Такого в Европе не было с 50-х годов прошлого века — цены растут не меньше чем у нас, только они в евро. А европейцы не привыкли, что у них ценники меняются настолько сильно, часто переписываются.
«СП»: — Но если немцы как-то могут с этим справиться, все-таки экономика у них сильная, то страны Прибалтики пострадают.
— Они зависимы от субсидий Евросоюза. Если немецкая экономика может давать своим гражданам многомиллиардные дотации, то у прибалтов уже нет для этого источника финансирования. У них ситуация наихудшая…
Вот поэтому Латвия на словах грозит не принимать российские нефтепродукты, но про то, где найти рубли — задумываются. Дураков нет. Хотя, как знать, ведь например белорусский калий уже идет мимо, через российскую Усть-Лугу. Литовскую Клайпеду белорусский президент Александр Лукашенко объехал стороной. Какие-то поставки еще сохраняться, но это возможно вопрос времени.
Да, латышам придется несладко, но они покряхтят-покряхтят и… уедут на заработки в Германию. Туда же, скорее всего, умотает после окончания своего президентства Эгилс Левитс.
Полковник запаса, политик Виктор Алкснис по поводу поведения нынешнего латышского президента вспомнил поговорку «И хочется и колется, и мама не велит»:
— Латвия сейчас находится в достаточно сложном положении. Поскольку в предыдущие годы она жила за счет помощи Евросоюза, вливаний в бюджет республики. Но эта лафа уже кончилась, поскольку были очерчены ее сроки. Вторым источником был транзит российских грузов по железной дороге, и далее через Рижский и Вентспилский порты. Но Россия уже достаточно давно начала прекращать эти перевозки, построив свои порты на Балтике. И в итоге есть цифры, что грузооборот Вентспилского порта — упал на пятьдесят процентов.
Речь идет об очень значительном сокращении, а надо как-то жить. В этой ситуация, если они откажутся от дешевого российского газа, это грозит очень серьезными издержками для Латвии и простых латышей. Поэтому и начинают «дергаться» латвийские политики. Единственный выход — использовать дорогой сжиженный газ, который привезут откуда-то.
Поэтому они в серьезных раздумьях: может покупать российский газ за рубли? Честно признаюсь, не завидую нынешним руководителям Латвии, которые оказались в таком положении.
«СП» — Но Латвия это же демократическое государство, как они утвеждают. Если народ почувствует, что политики рулят не в ту сторону, быстро их переизберут?
— Дело в том, что Латвия находится под внешним управлением США и Евросоюза. Поэтому там все не так просто. Уже на протяжении тридцати лет руководство Латвии: президенты и премьер-министры — зачастую оказываются гражданами иностранных государств, в первую очередь Америки. Это было отлажено в самом начале, для того, чтобы держать страну под контролем.
Рассчитывать, что там появится нейтральный политик, реально смотрящий на жизнь и на отношения с Россией — пока не приходится. К сожалению, и у части латышского населения преобладает мировоззрение «будем нищими, но свободными». Поэтому, наверное, есть смысл дать им побыть реально нищими — без тепла, горячей воды и прочих благ цивилизации.
Может быть, тогда они осознают, что надо дружить с Россией, относиться по-человечески к русскоязычному населению. Мне кажется, что в этом смысле ситуация пойдет всем на пользу. Это покажет нашем недругам в Латвии, что «Нельзя плевать в колодец, пригодится воды напиться». То же самое можно сказать про источник, из которого берешь природный газ.