Проблем нет, но есть нюансы. Такова ситуация с лифтами в России. Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Отечественные застройщики ищут замену на внутреннем рынке, а также в Китае, Корее и Турции.
Несмотря на высокий уровень локализации, российские производители лифтов и комплектующих говорят о риске дефицита деталей, сообщает РБК.
Примечательно, что в пресс-службе Минпромторга журналистов издания заверили: «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается… В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки».
Откуда такая уверенность у чиновников? Может, они не считают нужным обеспокоиться, поскольку еще весной 2017 года было объявлено: отрасль лифтостроения в России на подъеме и полностью завершила импортозамещние. Об этом сообщали профильные СМИ в корреспонденциях с Международной лифтовой выставки Russian Elevator Week-2017. В частности, приводилось мнение председателя конкурсной комиссии, заместителя директора института инженерно-экологического строительства и механизации, а ныне еще и профессора кафедры «Строительные и подъемно-транспортные машины» МГСУ Михаила Степанова: «В лифтостроении произошло реальное замещение импорта».
И вроде это был действительно очевидный прорыв. Эксперты отмечали, что, если сравнительно недавно конструкторы выбирали между европейской и корейской, в крайнем случае, белорусской лебедкой, то теперь этот механизм стали изготавливать несколько российских заводов. В том числе более современные и более сложные безредукторные лебедки.
Компания «Европейские подъемные машины» (Ярославская обл., г. Тутаев) продемонстрировала совершенно новый образец безредукторной лебедки. На стенде компании рассказали, что изначально они ориентировались на конструкцию фирмы Otis.
Но оказалось, что мирового лидера лифтостроения уже обошел Сарапульский электрогенераторный завод, который стал выпускать безредукторные лебедки серийно. Эксперты отметили, что по ряду показателей они превосходят аналоги Otis — наши более бесшумны, меньше вибрируют.
И где теперь все эти прорывные новшества? Прошло пять лет, как на экспертном уровне было зафиксировано «реальное замещение импорта в лифтостроении». А лифт, как говорится, и ныне там.
По данным Российского лифтового объединения, на сегодняшний момент доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.
Отметим, что не просто лебедки, а безредукторные лебедки отечественные заводы начали серийно выпускать еще пять лет назад. Они их «налево» что ли продавали? Их, может, проигравший технологическую гонку Сарапульскому заводу Otis выкупал — у своего «победителя»?
Почти треть лифтовой отрасли — импортная. Насколько все это критично в условиях санкций? И стоит ли теперь россиянам, входя в лифт, ожидать неприятных сюрпризов?
— Лифт — это такой социально значимый объект, который нельзя остановить даже на относительно недолгое время. Но, к сожалению, на данный момент нет четкой информации от наших производителей лифтов и комплектующих о том, как они — справятся или не справятся, ищут ли какие-то пути решение возникших проблем? — отметил эксперт Национального лифтового союза, директор департамента Лифтовой сервисной компании Алексей Заточкин:
— Упрекнуть наших производителей лифтов в импортной зависимости сложно. Нет ни одного завода в мире, который делал бы полностью все у себя, имел бы полный производственный цикл. Скажем, даже в Финляндии KONE — это разукрупненное производство, разные цеха в разных странах находятся. Многим заводам просто выгодно частично переносить производство, например, в Китай. Это по заводам.
А что касается российских сервисных компаний, то они пока не высказывают особых опасений. Речь о лифтах, которые смонтированы и уже установлены в зданиях. И если вдруг что-то выйдет из строя и понадобится менять какие-то детали или блоки, то несколько ранее было опасение, что теперь все — лифты встанут.
Поэтому я позвонил в несколько сервисных организаций в Москве и по стране, чтобы разузнать обстановку. И, вот, буквально вчера общался с представителем компании, которая обслуживает лифты Москва-Сити, а там высокотехнологичные импортные лифты, произведенные Otis, ECON, Schindler и другими мировыми лидерами этой сферы.
И была информация, что работа лифтов там будет приостановлена. Оказывается, ничего подобного. Как приостановить лифты, если там работают и живут люди? По словам моего коллеги, все работает, но они ищут, подбирают китайских производителей и других — с возможностью поставки через Китай.
А производителям из Европы, которая объявила нам санкции, тоже кушать хочется, зарабатывать. И лишаться такого рынка, как российский, на самом деле никто из западных бизнесменов не хочет. Поэтому они будут искать пути решения этой проблемы. Да, пока что нарушена логистическая цепочка, которая была раньше довольно устойчивой. И, конечно, цены подросли из-за привязки к доллару. А так, сервисные компании не видят особых проблем.
«СП»: — А оказавшееся «липой» импортозамещение лебедок?
— Ну, лебедки не так уж часто выходят из строя. Сейчас мы готовим обращение в правительство, с тем, чтобы упростить процедуру ввоза в страну запасных частей для лифтов. У нас сегодня запрещено ввозить несертифицированную продукцию, в том числе устройства безопасности — те же лебедки для лифтов. В этом есть проблема. Если правительство пойдет нам на встречу, и это как-то упростится, то доставка комплектующих для лифтов будет осуществляться гораздо быстрее.
«СП»: — А как же без сертификации, это опасно — лифты же…
— Сертифицировать нужно, но для этого надо туда, за рубеж поехать и на месте проводить испытания устройств безопасности, в первую очередь, а это потеря времени. У нас сертификации подлежит лифт целиком, если он изготавливается на одном заводе. А если на него устанавливаются устройства безопасности других изготовителей, то проводится отдельная сертификация.
«СП»: — И теперь вы хотите добиться, чтобы испытания происходили уже после завоза лифтовых комплектующих в нашу страну? Или по-другому как-то?
— Я вам так скажу. Добиться упрощения процедуры ввоза запасных частей, решить вопросы, связанные, в том числе, и с сертификацией. Детально не могу это с вами обсуждать, эти вопросы сейчас обсуждаются в профессиональном сообществе. Только отмечу, что вопрос упрощения ввоза в страну касается не только лифтов и их комплектующих — это относится и, например, к станкам, к автомобилям и к другой импортной продукции.
Очень многие здесь сталкиваются с трудностями. Просто лифт — это такой социально значимый объект, который нельзя остановить даже на относительно недолгое время. Если какое-то время можно пожить без горячей и даже без холодной воды, и некоторое время можно обойтись без электричества, то без лифта жить будет очень тяжело. Представьте жизнь людей в высотных домах, где хотя бы два-три дня не работает лифт.
«СП»: — Но твердой уверенности нет, что такой «дефолт» в лифтовом хозяйстве не произойдет?
— Наблюдаем за ситуацией, ждем развития событий. Поэтому даже перенесли ежегодную техническую конференцию, которая традиционно проходит в марте-апреле, и где рассматриваются как раз технические вопросы в ходе встреч изготовителей и представителей сервисных компаний. В этом году перенесли конференцию ориентировочно на конец мая-начало июня, чтобы за это время понять, с какими проблемами столкнулись, с какими еще предстоит столкнуться. И далее уже выходить в правительство с конкретным предложением.
— В первую очередь хотелось бы отметить, что 30% — это значительная доля рынка, но не критическая. В России существует собственное производство лифтов, которое в большей степени ориентировано на участие в тендерах и выполнение госзаказов, — считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:
— Первоначально, политика госзакупок была направлена на поддержку и защиту местного производителя, который объективно, технологически проигрывает европейским конкурентам. С этой точки зрения, уход западных компаний может сыграть положительную роль: отказ от практики госзакупок вынудит отечественные компании конкурировать между собой и позволит преодолеть определенный «застой».
Согласно экспертным оценкам, на рынке комплектующих доля импорта составляет 20%, что даже меньше, чем на рынке лифтов. Дополнительным поводом для оптимизма является тот факт, что на долю Китая приходится 15%, а на долю европейских компаний — только оставшиеся 5%.
Товаром критического импорта являются лебедки, производство которых частично локализовано в России, но мощностей не хватает для покрытия спроса на рынке. Полагаем, Китаю, Корее, Индии и Турции не составит труда покрыть 5%, «выпадающие» из рынка комплектующих. В связи с этим, мы не ожидаем серьезного дефицита лифтов и нарушений в графике ввода в эксплуатацию новых жилых объектов.