Российские компании пройдут процедуру делистинга на зарубежных торговых площадках, их ценные бумаги будут торговаться только на отечественных биржах. Следующим логичным шагом была бы ликвидация российского фондового рынка как такового, этот узаконенный «лохотрон» наносит России огромный вред. Как экономике страны в целом, так и её гражданам.
«Принято решение по так называемому делистингу. Иными словами, те компании, у которых были депозитарные расписки на западных финансовых рынках, — теперь их акционеры обязаны вернуться домой. В какой это форме будет происходить: теперь акционеры, которые владеют этими расписками, имеют возможность обратиться и конвертировать эти расписки в акции, которые обращаются на наших фондовых рынках», — заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Депозитарные расписки — производные ценные бумаги. Акции российских компаний депонируются (кладутся в залог) в некоем иностранном банке, под них выпускаются эти «эрзацы» в соответствии с законодательством той или иной страны. Существуют американские депозитарные расписки (American Depositary Receipt — ADR), там наши ценные бумаги депонированы в Bank of New York, Citibank и J. P. Morgan Chase. Также есть глобальные депозитарные расписки (GDR) — для европейского рынка ценных бумаг. Их гораздо меньше.
Данную систему в начале 90-х реализовала «мать российского фондового рынка», руководитель департамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина Белла Златкис. Проект ГКО/ОФЗ, между прочим, тоже её рук дело. Как все мы помним, закончилось это колоссальными долгами России и дефолтом в августе 1998 года.
Никакого экономического смысла в обращении ADR и GDR нет, по сути, это часть российской собственности, незаконно выведенная за границу. Ведь каждая акция — это частичка уставного капитала той или иной компании, то есть её «кусочек». И толку от того, что ими владеют иностранцы, для России нет.
Более того, граждане России теперь не могут покупать-продавать ADR и GDR российских же компаний — санкции, однако. Это иностранные ценные бумаги, и в них у отечественных «инвесторов» зависли приличные деньги.
Законопроект, уже рассмотренный о одобренный Госдумой, предусматривает обмен ADR/GDR на «обыкновенные» акции.
«Не допускаются размещение и (или) организация обращения за пределами Российской Федерации акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов», — говорится в законопроекте.
Как и кому будут менять одни ценные бумаги на другие не уточняется. Чисто технически это просто, ведь акции давно существуют в бездокументарной (электронной) форме. Соглашение с иностранным банком расторгается, а учёт идёт по факту, то есть по предоставленным документам. Однако вовсе не факт, что иностранным биржевым спекулянтам-«инвесторам» тоже устроят этот обмен, особенно учитывая арест российских активов за рубежом.
Наоборот, было бы правильно оставить всяких там Goldman Sucks, Bank of New York, Citibank и J. P. Morgan Chase без ценных бумаг. В качестве компенсации за ущерб. К тому же как раз эти самые структуры — собственники ФРС — и являются настоящими правителями США. Именно они, а не Джо Байден, несут ответственность за нынешнее обострение международной обстановки. Банкиры-космополиты, на руках которых кровь десятков миллионов людей.
Но есть и проблемы помимо этого. Внутренние. Многие российские юрлица представлены на международных биржах от имени своих учредителей — офшорных компаний. Например, X5 Retail Group (Нидерланды), Cian PLC (Кипр), TCS Group (банк «Тинькофф», тоже Кипр), O’KEY Group (Люксембург)
После принятия нового закона — судя про всему, это произойдёт очень оперативно — можно будет заняться и этой проблемой. Так или иначе, но той же X5 Retail Group, за которой и так хватает грехов, можно будет инкриминировать и это нарушение. Со всеми вытекающими. Другим любителям офшоров — аналогично.
Однако этот момент — так, мелочи. Просто появится ещё один инструмент, благодаря которому российских «бизьнесменов» можно будет призвать к порядку. То есть вернуть их предприятия в нашу страну.
Разрыв в цене между ADR/GDR и котировками на российских биржах, о которых говорил глава Минэкономразвития, — это уже интересней.
«Сейчас, когда у нас разрыв в акциях может составлять не только разы, а где-то даже и десятки раз — там и здесь (здесь акции стоят дороже), никакого смысла их котировать там нет. Поэтому наши российские акции, российские эмитенты, если не будет принято правительством иного решения, обязаны будут вернуться сюда», — отметил Максим Решетников.
Кстати, такой разрыв в котировках говорит о том, что сам по себе фондовый рынок давно является фикцией. Не может одна и та же акция в одном месте стоит рубль, в другом — сто рублей. Это означает, что оценивается не успешность того или иного предприятия, а нечто иное, не имеющее никакого отношения к экономике. В один «прекрасный» момент западные рейтинговые агентства Moody’s Investors Service, Fitch Ratings и S&P Global Ratings «отменили» все оценки российских компаний. Не принимая в учёт то, что финансовое положение многих, например, того же «Газпрома», продолжает улучшаться.
Иными словами, налицо те самые жульнические финансовые спекуляции, о необходимости пресечения которых недавно говорил депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин. Иначе нам хана. Гидра фондового рынка — даже если отключиться от международных бирж — способна высосать деньги из всей экономики России. Которых в ней сейчас и так немного.
В принципе, ничего технически сложного нет, Центробанк в последний месяц с лишним и так успешно формирует новые правила игры на Мосбирже. До недавнего времени торгов вообще не было, а сейчас тоже разрешены далеко не все операции. Стоит пойти дальше. Хотите быть совладельцами «Газпрома» или там «Роснефти», получать дивиденды? Не вопрос! Ваши акции останутся у вас, пожизненно. Можете их потом передать по наследству.
«Я слышал про такие проекты, ранее они казались утопией. Но сейчас возможно всё. Действительно, фондовый рынок давно уже не отражает процессы, происходящих в той или иной компании, котировки акций не зависят от её успехов или провалов. Он стал „вещью в себе“, чисто спекулятивным механизмом. Совершенно ненужным, что уж тут говорить. И если Мосбиржу закроют, России это пойдёт только на пользу. Да, я останусь без работы. Но как-нибудь выживу — переквалифицируюсь в управдомы», — рассуждает частный инвестиционный консультант Михаил.
Как быть с юрлицами пока непонятно. Если акции куплены на иностранные (офшорные) структуры — тут всё понятною. Се ля ви, как говорят любители лягушатинки. На российский банк или какой-то «фонд» — нужно думать. Вроде как в Госдуме есть грамотные экономисты, должны найти вариант. Выгодный для России в целом, а не для финансовых спекулянтов.
За прошлый год частные инвесторы (физлица) потеряли на бирже примерно пять-шесть триллионов рублей, в этом году — ничуть не меньше. То есть около 10−12 трлн. рублей, которые могли бы пойти на полезные покупки, и далее отправиться циркулировать по экономике России, стимулируя её развитие, осели в карманах профессиональных спекулянтов. Налицо огромный экономический ущерб, это — самое настоящее вредительство.
Пора прикрывать лавочку. И дело не только в обирании населения, хотя и это — огромная проблема. Различные «экономисты» уже предлагают направить бюджетные средства на поддержку фондового рынка. То есть хотят подорвать госбюджет, в котором нынче и так не хватает денег на все антисанкционные меры. И прикарманить эти деньги, что уж тут говорить — это очевидно.