С начала текущего года число приезжих в Россию, в первую очередь из Средней Азии, выросло в два с половиной раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. При этом власти утверждают, что с безработицей в стране всё просто замечательно — её практически нет. Между тем заметны совершенно обратные процессы, очень часто «понаехавшие» становятся препятствием для трудоустройства русских. Уже отмечены случаи роста резкой ксенофобии — азиатам в России нынче совсем не все рады.
Согласно данным МВД России, только за первые два месяца в РФ въехало в 2,5 раза больше трудовых мигрантов, чем годом ранее. Выдано 271,5 тысячи патентов на работу для иностранных граждан против 112,3 тысячи за аналогичный период 2021 года. Причём это — только верхушка айсберга, «официоз». Данные за март, по предварительным оценкам, будут и вовсе шокирующими.
Подмосковный «сетевой» магазин, до недавнего времени популярный у местных жителей — тут работали русские. Но на днях всех, кроме одной кассирши, уволили, и набрали приезжих. За кассовым аппаратом теперь сидит бывший погонщик ишаков, молодой парнишка, который по-русски говорит просто отвратительно. Но ведёт себя очень высокомерно и нагло — он тут теперь как бы дома.
«Чем руководствуется начальство непонятно, „понаехавшим“ платят столько же, как и русским. Но им почему-то „зелёный свет“, а наших выкидывают на улицу. Меня не уволили только потому, что я им сразу сказала — буду везде писать, „стучать“ на них. Что дискриминация и прочее. Пока отстали», — рассказывает единственная оставшаяся русская сотрудница магазина.
В торговой точке азиаты тут же наладили свой «бизнес» — пересортицу товаров, торговлю просроченными продуктами и банальный обсчёт на кассе.
Возникает резонный вопрос — а зачем нам такие кадры нужны? В той же Калужской области, например, «понаехавших» прижали. Стало намного лучше. В том числе, с занятостью коренного населения. И с преступностью тоже, аж в два раза!
«Почти два месяца назад мы приняли серьезные решения по ограничениям в сфере миграционной политики. Задача у нас одна — безопасность и защита интересов жителей Калужской области. На треть сократилось количество обращений от иностранцев для переоформления патентов на трудовую деятельность. На 50% сократилось количество зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами. В мае начнут действовать принятые решения по ограничению использования труда иностранцев в розничной торговле, общественном транспорте, общепите. И они должны неукоснительно соблюдаться. Также важно усилить охрану общественного порядка в городах и районах», — заявил губернатор Калужской области Владислав Шапша. Вот как надо!
Даже сами мигранты говорят — работы для них в России нынче мало.
«К нам стали обращаться трудовые мигранты, которые самостоятельно не могли найти работу, чего никогда не было за 15 лет работы нашего профсоюза», — рассказал председатель центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.
И подтвердил — да, «гастарбайтеров» прибыло в два раза больше, чем в прошлом году. Почему и зачем, конкретизировать, почему-то, не стал.
Однако делать им тут точно нечего. Центр стратегических разработок прогнозирует, что до конца 2022 года число рабочих мест в российской экономике может сократиться на 2 млн. Через год ситуация начнёт выправляться, но низкоквалифицированный труд востребован точно не будет.
Власти, конечно же, поют на тему «всё хорошо, прекрасная маркиза». Ну, или почти всё хорошо.
«На сегодняшний день ситуация на рынке труда стабильная, но мы фиксируем растущее количество граждан, работающих в режиме неполного рабочего дня или недели, а также увеличение численности работников, находящихся в простое. В связи с этим ключевой задачей является заблаговременная организация работы всех структур и проведение превентивных мероприятий для сохранения рабочих мест и численности занятых граждан», — считает вице-премьер Татьяна Голикова.
Стабильность — в понимании чиновников штука странная. По данным аналитического центра НАФИ, 27% компаний малого и среднего бизнеса уменьшили число сотрудников, 25% - сократили зарплаты, 22% - перевели персонал на «удалёнку». Данных по крупным структурам пока нет, но в целом ситуация довольно безрадостная. Люди руками и ногами держатся за свои рабочие места, так как понимают, что с трудоустройством нынче полная беда.
Малый и средний бизнес не меняет русских на приезжих, а вот «олигархические» структуры как раз в этом замечены. Крупные торговые сети принадлежат богатеям, которые занимают отнюдь не патриотическую позицию. В настоящий момент они очень злы на российские власти. Как на спецоперацию, оставившую их без выведенных за рубеж денег, так и на то, что те не дали им «восполнить потери» — то есть обобрать население при помощи безудержного роста цен на продукты питания. Обобрали, конечно, не без того, но ведь могли бы «наварить» и в десятки раз больше.
В текущей ситуации с мигрантами можно даже говорить о целенаправленном вредительстве, иное объяснение замены русских на «понаехавших» при одинаковых зарплатах отсутствует. Налицо целенаправленное «разжигание», ведь когда увольняют коренных жителей и на их места берут приезжих, это никому не нравится. ФСБ стоило бы обратить на это внимание, похоже, «олигархи» начали исподтишка гадить.
Но «разжигание» — это, скорее, мелочи. Не очень понятно, зачем сюда везут настолько огромные толпы народа, если работы для всех гарантированно нет. Но ведь везут, целенаправленно.
На днях начальник ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, генерал-лейтенант полиции Роман Плугин отчитывался — за прошлый, в целом благополучный год, в регионе произошел двукратный рост уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами. По наркотрафику — та же самая ситуация. Более чем тревожная.
Далеко не все «гости России» находят себе места, но обратно не уезжают. И это — крайне тревожный сигнал. На обратную дорогу нет денег, последнее отдали фирме, которая доставила их в Россию. А тут — полная задница с работой. В окрестностях столицы уже немало мест, где замечены толпы праздношатающихся азиатов. И далее ситуация станет только ухудшаться…
«Статистически резкого оттока мигрантов из государств-соседей пока не наблюдается. Как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы, в данный момент прогнозировать сложно. Уже проведенные сокращения рабочих мест пока носят не полномасштабный характер, многие россияне продолжают получать зарплаты. А число предложений на рынке труда в сферах, в которых заняты мигранты, пока сократилось несущественно. Однако можно предположить, что ситуация изменится», — считает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАН Юлия Флоринская.
Трудовые ресурсы есть, они высвобождаются. Многочисленные автосалоны увольняют работников или отправляют их в «бессрочные отпуска», что то же самое. Аналогично в магазинах, которые торговали всякими импортными шмотками и прочими заграничными товарами, поставки которых прекратились. И, конечно же, «офисный планктон» — «менеджеры самого среднего звена» косяками пишут заявления «по собственному желанию» или на те же «вечные» отпуска.
Только уход западных компаний приведёт к появлению более 200 тысяч соискателей на новые рабочие места, причём по большей части это те же самые «манагеры» и прочие маркетологи. Да, малополезные персонажи. Но с каким-никаким базовым образованием и вполне себе обучаемые. Да и свои — русские.
«Успешный кандидат, претендующий на должность токаря-универсала, сможет получать зарплату в размере от 100 тысяч рублей на руки. В его обязанности войдет производство необходимых токарных работ в соответствии с заданными критериями, соблюдение стандартов по эксплуатации станков, инструментов, предметов инвентаря, осмотр и подготовка к работе токарных станков», — говорит представитель компании «Head Hunter» ЦФО Валерия Иванова.
В нынешней обстановке властям стоило бы пристальней присмотреться к ситуации с трудовой миграцией, судя по всему, таковая нынче России вовсе не нужна. А вот потенциальные опасности велики.