Во всех крупных городах России народ уже давно привык чуть что вызывать такси. Причём не по телефону как раньше — вызывают из приложения в смартфоне. Это быстро, удобно и в целом безопасно. Случаются конечно и происшествия, но их немного на фоне громадного числа поездок.
Но вот недавно представители таксопарков пожаловались, что в новых экономических реалиях они столкнулись с проблемами. Может сократить количество такси и ухудшится качество сервиса. Среди проблем — увеличение стоимости новых машин и запчастей, повышение платежей по лизинговым договорам. Растет стоимость ОСАГО, а повышать цену на поездки не всегда возможно. Поэтому падает спрос на услуги такси, а среди водителей текучка кадров, пишет РБК.
Значит, возможно скоро опять вернутся «бомбилы» — если не на старых «Жигулях» и разваливающихся «Москвичах», как это было в 90-е, то на других развалюхах. Они предложат прокатиться подешевле, но захотят ли люди ездить с такими сомнительными «таксистами»?
Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов считает, что в разных регионах — совершенно разная ситуация. У нас крупные таксопарки есть только в областных городах:
— Говорить про «бомбил» в классическом определении практически не приходится. Те, кто работал в частном извозе — теперь работают через агрегаторов. Ведь основное в этом виде деятельности — получение заказа.
Что касается автопарков, то здесь ситуация от региона к региону, и от областного центра к маленькому городу неоднородная. С одной стороны, парки лучше проверяют техническое состояние автомобиля, гораздо тщательнее следят за своими водителями, чтобы период сна, отдыха и работы чередовался. У них происходит реальный выпуск водителя на линию с медосмотром. Ведь машины принадлежат автопарку, и никто не посадит водителя за руль, если есть какие-то подозрения по поводу его самочувствия.
Всевозможные конкурентные преимущества в разных регионах свои. Например, в одном городе местное правительство предоставляет серьезные кредитные схемы для автопарков: низкие проценты, лизинг и так далее. А в другом такого нет. Получается, что одни компании пользуются преимуществами, могут держать цены ниже, развивать свой бизнес.
Работа в такси предусматривает регистрацию автомобиля в этом качестве, и у водителя должно быть разрешение. Частник такого разрешения получить не может, он должен либо стать индивидуальным предпринимателем, либо заключить договор с неким автопарком. Но тогда он будет на транспортном средстве автопарка работать. При любом варианте будет другая страховка ОСАГО. К тому же, сейчас у нас отменили техосмотр для большинства автолюбителей (если только вы не продаете машину), а для таксистов техосмотр остался, причем два раза в год.
Учитывая это все, я не очень себе представляю, как может появится «бомбила» в классическом понимании. Хотя, не исключено увеличение числа работающих через агрегаторов. Многими работа в такси воспринимается как подработка в случае снижения зарплаты по основному месту работы — пойти вечером чуть-чуть заработать.
«СП»: — Значит слухи о том, что таксопарки погибнут, а агрегаторы умрут — сильно преувеличены?
— Лучше, чтобы остались таксопарки. Объективно существует огромное количество перевозок, которые без них трудно осуществить. Например, перевозки за счет бюджета — социальное такси. Так пенсионеров с инвалидами доставляют по их запросу в поликлиники. Как это сделать через агрегаторов — не очень понятно. Ведь должен работать подготовленный водитель, существовать определенная комплектация автомобиля и особый заказ. Было бы неплохо поддержать таксопарки, которые обеспечивают безопасную езду.
Мы же видим, как в случае ДТП или еще что-то агрегаторы встают в позицию: «Мы оказываем информационный сервис и никакой ответственности не несем!» А автопарк — несет полную ответственность как представитель услуг, которые должны быть законными и безопасными. С этой точки зрения таксопарк предпочтительнее.
«СП»: — А техническая составляющая, подорожание самих машин и запчастей повлияет на этот вопрос?
— Это повлияет на тариф такси. Все затраты, которые несет организатор перевозки, так или иначе, ложатся на пассажира. Не секрет, что в крупных городах, если мы возьмем за основу Москву и Санкт-Петербург, наценка на услугу — гораздо выше. В прошлом году средний чек такси в Краснодарском крае, во Владимире или Рязани — 100−150 рублей по городу. А в столицах эту сумму нужно заплатить только за посадку в машину, вряд ли проедешь дешевле 300 рублей даже за два квартала.
Учитывая, что бензин везде стоит одинаково, запчасти, страховка тоже, несмотря на региональные коэффициенты, получается, что наценка в регионах в разы меньше, чем в крупных городах. Значит если возникнут проблемы со спросом, то придется в крупных городах немного эту наценку скинуть. Иначе народ не сможет пользоваться такси.
«СП»: — «Бомбилам» не светит еще и потому, что в последнее время внедрены системы слежения. В Москве по «выделенкам» не поездишь просто так?
— Не только в Москве, но и в других городах по выделенным линиями двигается общественный транспорт — в том числе такси. Были случаи, когда хитрецы, не работая в такси, оформляли на свою машину разрешение как на такси, ведь оно в принципе бесплатное. Делали это специально, чтобы ездить по выделенным полосам. Но учитывая, что с 1 января у нас отменен техосмотр, то получается, что, если машина даже просто числится как такси, надо техосмотр проходить два раза в год, и ОСАГО — по другому тарифу.
А во многих регионах — вообще огромная проблема застраховать такси. Те, кто этим преимуществом пользовались, естественным образом уйдут в небытие.
Сейчас новые «бомбилы ХХI века» ездят уже не на собственных машинах, а берут авто в аренду. За две тысячи в день предоставляется автомобиль со всеми оформленными разрешениями. Бензин твой, все что сверху заработаешь — берешь себе, за вычетом налогов и услуг агрегатора. Это достаточно прозрачная схема — не беспокоишься о ремонте, сегодня можно взять один автомобиль, завтра другой.
«Бомбилы» в классическом понимании в крупных городах, я думаю, не появятся. Давно не видно на улицах людей, голосующих на обочине с поднятой рукой. Все привыкли — нажать две кнопки на смартфоне и такси приедет.
«СП» — Системы вызова такси, телефонные приложения — не должны попасть под санкции, поскольку они в основном российские и наши западные «партнеры» не могут их у нас запретить?
— Помимо самых популярных федеральных, в крупных городах есть свои региональные телефонные приложения. Да у «Сити-мобил» не получилось, они закрывают свой бизнес, не выдержав конкуренции с «Яндексом». Но приходят другие агрегаторы. В некоторых регионах в тестовом режиме работает китайский «DiDi». Если посмотреть мировую статистику, то 450 млн человек пользуется его услугами! Так что нашим агрегаторам — придется очень скоро биться за качество и стоимость. А ведь ни про одно европейское приложение, кроме «Убера», не слышно, да и тот оказался поглощен — европейцы конкуренции не выдержали. Это говорит о том, что у наших, местных качество услуг оказалось выше, а стоимость ниже…
Но проблемы есть. Один известный таксопарк пожаловался в Центробанк, в ФАС и в правительство Москвы на одностороннее увеличение лизинговых платежей. Лизинговые компании в одностороннем порядке увеличили размер платежей, в том числе по заключенным ранее договорам с 79 тыс. до 96 тыс. руб. за одно транспортное средство.
Просят принять меры, иначе таксопарки не справятся, некоторые обанкротятся, что приведет к сокращению рабочих мест. Если раньше мы жаловались на такси, то теперь пришла пора такси жаловаться. Но большинство никуда не обращаются за помощью, считают это бесполезным.
Адвокат, управляющий партнер международной юридической компании Legal World, советник антикоррупционного комитета при президенте России Ирина Калинина считает, что рынок услуг такси значительно ухудшится из-за того, что многие зарубежные компании ушли из России и закупать запчасти и комплектующие для машин просто негде:
— Своих аналогов у нас нет. Значит водители будут ездить на неисправных автомобилях, а это небезопасно. Также с учетом того, что ЦБ повысил ключевую ставку до 20%, банки повысили для лизинговых компаний ставку. Финансирование в рамках уже выданных кредитов, за счет которых были профинансированы лизинговые сделки невозможно. Одностороннее изменение порядка исполнения обязательств лизинга недопустимо. Частично компания имеет финансирование по плавающей ставке, привязанной к ключевой, частично — по фиксированной. Многие банки в одностороннем порядке повысили ставки, но обычно условием договора это предусмотрено. Все повышается кроме зарплат и очевидно, что многие таксопарки не смогут выплачивать лизинговые платежи. И вполне вероятно, что на дороги вернутся «бомбилы», но за искалеченные жизни претензии будет сложно предъявить…
Правительство разрабатывает законопроект, который предусмотрит льготный период для лизингополучателей по аналогии с законом о кредитных каникулах. Возможно будет досрочный выкуп машин. Агрегаторы отчитываются, что уже снижена комиссия за информационные услуги сервиса до минимума — 5%.
Необходимы субсидии на покупку автомобилей такси на федеральном уровне, каникулы для выплат по лизингу и доступ для таксопарков к дешевым кредитам для рефинансирования. Хорошо бы приобретать полисы ОСАГО на срок от одного месяца вместо года по действующим правилам. Ведь услуги такси должны оставаться доступными.
Хорошо бы зафиксировать процент по лизинговым платежам, выданным после повышения ключевой ставки, и запретить повышение ставок по уже выданным кредитам. Иначе владельцы небольших таксопарков не смогут решить проблемы — и начнут распродаваться. А в любой кризис народ в поисках заработка идет таксовать.