«Единая Россия» 12 апреля внесла в Госдуму законопроект о внешнем управлении компаниями, ушедшими с российского рынка. Авторы документа отметили, что решение коснется компаний, принявших решение об уходе с рынка РФ без очевидных экономических причин на основании антироссийских настроений, при этом их деятельность существенно влияла на стабильность экономики.
Как говорится в пояснительной записке, к такой деятельности относятся поставки оборудования и материалов для важных производств, выпуск товаров первой необходимости, выпуск продукции в рамках естественной монополии. Введение внешнего управления возможно и в случае, если приостановка деятельности грозит техногенными и прочими катастрофами, ростом цен и дестабилизацией социально-экономической ситуации. Необходимо, чтобы в компании иностранные лица прямо или косвенно владели более 25% акций (долей).
Решение по таким организациям будет принимать межведомственная комиссия при Минэкономразвития по предложениям других министерств и глав регионов. Переход от иностранных собственников к внешнему управлению будут назначать только решением суда. Сначала по предложению комиссии ФНС России подает заявление о назначении внешней администрации в Арбитражный суд города Москвы.
Одновременно судом вводятся обеспечительные меры в целях недопущения вывода активов организации и совершения действий, препятствующих восстановлению ее деятельности. Затем происходит назначение внешней администрации.
При этом у иностранных собственников останется возможность возобновить работу на территории России или продать пакет акций. Таким образом, они не потеряют свой бизнес, а у работников будут гарантии дальнейшей занятости. Внешняя администрация назначается на срок до 18 месяцев с возможностью продления еще на 18 месяцев. Полномочия внешней администрации могу быть досрочно прекращены, например, если компания решила вернуться на рынок.
В качестве внешней администрации судом может быть назначена госкорпорация «ВЭБ.РФ» или иная организация. После истечения срока акции компании могут быть проданы на торгах. При отсутствии покупателя акции приобретаются РФ по минимальной цене. Покупатель должен обеспечить сохранение 2/3 рабочих мест и продолжение деятельности реорганизованного общества в течение года.
Интересно, что днем ранее «Известия» сообщили о том, что работа над законопроектом якобы заморожена, чтобы не обострять ситуацию на рынке, так как представители западных компаний ведут переговоры о возобновлении бизнеса.
Тем не менее, законопроект все же был внесен в Госдуму на следующий день после визита в Москву канцлера Австрии Карла Нехаммера, который заявил о том, что санкции против России будут сохраняться и ужесточаться. Кстати, западные страны уже начали вводить внешнее управление в российских компаниях.
Например, Gazprom Germania GmbH (GPG) перешел под попечительское управление Федерального сетевого агентства ФРГ. Великобритания готовится ввести временное внешнее управление в местной «дочке» «Газпрома» — компании Gazprom Marketing & Trading Retail.
Впервые о введении внешнего управления заговорили еще в начале марта и, как говорил «Свободной прессе» глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич, российским властям все равно придется пойти на введение внешнего управления, поэтому лучше сделать это раньше, чем позже. По мнению экономиста, месяца было вполне достаточно для того, чтобы дать западным компаниями определиться с тем, останутся они в России или уйдут.
Однако, как считает политолог Павел Салин, российские власти поняли, что заместить управленческие практики западного бизнеса не так уж просто, и поэтому до последнего надеялись, что он все же останется в России в том или ином качестве. Внесение в Госдуму законопроекта о введении внешнего управления, по мнению эксперта, это пока что не конкретная программа действий, а финальная попытка повлиять на западные компании.
— Этот законопроект — инструмент давления российских властей на западный бизнес. Нельзя сказать, что это конкретные планы, которые точно будут реализованы. Судьба законопроекта сильно коррелирует с санкционной динамикой Запада, в частности, с уходом западных компаний из России.
Когда с конца февраля до середины марта повально шли сообщения о приостановке деятельности иностранных компаний, появилась информация об этом законопроекте. Потом на протяжении почти месяца до начала десятых числе апреля был почти полный молчок. Потому что тогда волна заявлений об уходе заметно снизилась. И, судя по сообщениям в деловых СМИ, в большинстве случаев этот уход не сопровождался закрытием производств. Компании договаривались о юридических схемах, чтобы минимизировать закрытие производств. Речь не идет об отраслях, которые оказались в критических ситуациях, как автопром, там отдельная ситуация.
Но в остальном уход, как правило, не сопровождался закрытием производства. А российским властям нужно не столько, чтобы западные бренды сохранились сами по себе, сколько чтобы сохранилась занятость, производство продукции и наполнение рынка. Это снизило актуальность такой инициативы.
Кроме того, к 10 числам апреля власть поняла на примере того же McDonald’s, что западный бизнес — это не только производство из импортных комплектующих, которые можно заместить. Это организационные и управленческие технологии, которые заместить гораздо сложнее. Видимо, именно это имел в виду владелец сети «Теремок», когда заявил, что мы так не можем. Он имел в виду не то, что российские сети не могут производить такую же еду из российского мяса, тем более, что McDonald’s тоже делал все в основном из российских продуктов и был крупнейшим заказчиком нашего агропрома.
Он имел в виду отлаженные технологии организации производства, которые сделали McDonald’s лидером мирового рынка, позволяли удерживать приемлемые цены в России и так далее. Стало приходить осознание, что эти организационные и управленческие практики будет гораздо сложнее заместить.
«СП»: — Почему же было решено все же вернуться к законопроекту?
— Потому что на прошлой неделе пошла новая санкционная волна — пятый пакет санкций ЕС, новые ограничения США и так далее. Во второй половине марта казалось, что уже ничего нового не будет, но оказалось, что это не так. Вновь стали звучать заявления об уходе из России, причем со стороны компаний, которые либо не заявляли об этом раньше, либо в начале марта сделали осторожные заявления и выжидали.
Причем это касается значимых для промышленности отраслей. На днях об уходе из России заявили компании Nokia и Ericsson, а они занимают примерно половину российского рынка оборудования для телекоммуникационных сетей и базовых станций. Если они уйдут резко, в России может просто упасть сотовая связь и интернет. Это достаточно серьезно, и это далеко не единственный пример новой санкционной волны.
Это заставило власть вновь напрячься и внести законопроект, чтобы напомнить западному бизнесу о существующей угрозе. Но осознание того, что западные управленческие практики заместить сложнее, чем просто технологии, позволяет предположить, что документ будет скорее инструментом воздействия, чем реально работающим механизмом. Не случайно там предусмотрен переходный период в несколько месяцев, в ходе которого можно все отыграть.
Мне кажется, что говорить о намерении властей вводить внешнее управление на предприятиях, которые покидают Россию, пока, мягко говоря, преждевременно. Российские власти хотят, чтобы западный бизнес, если у него совсем уж не получится отказаться от ухода, выбирал схемы, которые устроят Москву. Как минимум, это сохранение занятости, а еще лучше — сохранение производства по максимуму, чтобы и дальше снабжать внутренний рынок.