Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
18 апреля 2022 19:32

Евросоюз решил пободаться с Россией не только на суше, но и на море

Страны ЕС закрывают свои порты для всех судов, от которых пахнет «русским духом»

10623
Евросоюз решил пободаться с Россией не только на суше, но и на море
Фото: Саяпин Владимир/ТАСС
Материал комментируют:

Солнечная Италия и не менее солнечная Болгария — закрыли свои порты для судов, идущих под российским флагом. Румыния — тоже не разрешает нам бросать якорь у ее берегов. Про Бельгию с Эстонией и говорить нечего. Причем, если везешь углеводороды, продовольствие, сельхозпродукцию и удобрения, то — добро пожаловать, а все остальное — вход запрещен!

Это распространяется как на коммерческие суда, так и, естественно, на военные корабли. Ничего смертельного в этом нет, но все равно обидно. Ведь груз можно прямо в море перегрузить на суда идущее под флагами, например, Нигерии или Либерии. Но только в том случае если они этот флаг не подняли недавно, после 24 февраля. Эту простую хитрость — в дотошной Европе будут внимательно отслеживать. И «бункероваться», то есть загружать судно запасом топлива, воды, и т. д. придется в море — подходит танкер, и подключаются трубы.

Военный эксперт, доктор военных наук капитан первого ранга Константин Сивков вспоминает, что прежде, в спокойной обстановке, военные корабли России регулярно заходили в иностранные порты:

— То, что сейчас происходит в Европе — ограничит наши возможности по проецированию силы в отдаленных районах Мирового океана. Придется тащить с собой танкеры, заправляться в море. Это проблематично. Такое производится регулярно, но дело это непростое. У нас в прежние времена существовал «плавучий тыл», но благодаря «усилиям реформаторов» он оказался уничтоженным.

Читайте также

«СП»: — Поможет ли база в сирийском Тартусе?

— Конечно, поможет, но до нее же еще дойти надо! А Турция перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы для выхода нашим боевым кораблям Черноморского флота, они оказались закрыты…

Исключение будет сделано для судов, терпящих бедствие. Конечно, вряд ли будет такое: «SOS и немного товара сгрузить!» Просто логистика усложняется, и стоимость перевозок возрастает, причем, в обе стороны. Говорят, что сильнее всего новые запреты ударят по импортерам в Россию, большая часть которых переправляла свои грузы через бывший наш, а ныне независимый эстонский терминал. Флаг им в руки, но насколько эти санкции угрожают нашему гражданскому флоту?

Главный редактор интернет-портала «Корабел. ру» Николай Ивакин считает, что на торговый коммерческий флот России сам по себе европейские санкции никак не повлияют:

— Ведь торговый флот существует для того, чтобы что-то перевозить. То есть чем-то торговать. И с кем наша Родина будет торговать — туда наши суда и станут ходить. Надо будет возить товары в далекую Аргентину, будем возить. Запретили в Болгарию — не будем. К этому следует относиться утилитарно.

Одни логистические цепочки, конечно, будут разрушены. Но создадутся новые. Какие возникнут, к тем флот и адаптируется…

Заход российских судов в порты ЕС запрещен на уровне всего союза. На уровне отдельных стран происходит конкретизация размытой формулировки. Последствия для России — будут скорее негативные. Они повлияет на большое количество российских судовладельцев, особенно малых и средних, которым отрезан путь к Европе. И даже формальная смена флага вряд ли спасет.

Экономист Василий Колташов считает, что наша экономика атакована в очень необычной ситуации:

— Дело в том, что Запад ввел свои санкции и наращивает их «на растущих ранках». Любые действия, призванные вызвать у нас затруднения, в результате приводят к росту товарных цен. И ограничения для морских судов заходить в порты, и другие меры, которые создают в мире транспортный хаос. Есть ведь еще запрет российским фурам осуществлять перевозки на территории Европейского союза.

Но Евросоюз, ограничивая закупки нашей продукции, несет основные потери от своих санкций. Именно Европа — главная жертва санкционной войны. А российская экономика — получает солидный бонус. Но этого бы не было, если бы мы были атакованы «на падающих ранках».

«СП»: — То есть в тот момент, когда рынки находились в состоянии понижения цен, когда всюду ощущение перепроизводства товаров, как весной 2020 года?

— Да. В этом случае санкции нанесли бы нам сильнейшие разрушительные последствия.

Сейчас же они действуют на российскую экономику очень странно. С одной стороны, привели к росту цен, ослабили курс российского рубля. Финансовый сектор понес значительные потери. Российские компании ограничены в возможностях работать в Европе. Металлурги не могут поставлять свою продукцию в Евросоюз, попав под санкции. Жаловаться в Всемирную торговую организацию бесполезно, никакого ВТО по сути больше нет.

Но растут в цене все товары, которые мы производим и экспортируем. Наша экономика в результате европейских санкций только вырастет. Конечно, это номинальный экономический рост, рассчитанный исходя из норм ООН, западных финансовых структур. Алексей Кудрин говорит о падении ВВП в 10% - этого не будет. Он вырастет от 2 до 4% в случае негативного сценария и от 3 до 5% при позитивном — не хуже, чем в прошлом году.

«СП»: — Давайте напомним, что наша страна экспортировала в Европу. Про природный газ с нефтью — все понятно. Есть еще железные руды — тоже не очень интересно, мы же «сырьевой придаток». Так же нефтепродукты, черные и цветные металлы, в числе которых не только медь, но и платина. Удобрения. Цемент. Древесина и изделия из нее, пластмассы и продукция из них. Алмазы. Кое какая продукция машиностроения в виде небольших самолетов. Пиломатериалы, а также мебель, стекловолокно, кровельные и облицовочные материалы. А еще — зерно, и другая продукция агропромышленного комплекса, без которых — вообще никак.

— Все, включая высокотехнологичную продукцию дорожает. Европа оказывается в странной ситуации из-за транспортного хаоса, повышения цен на топливо и дополнительного роста цен на удобрения, непонятно, сколько потеряет их сельское хозяйство.

Но дело не только в этом. Заблокированы российские банки. Вести нормальную торговлю и без транспортных санкций было затруднительно. Немецкие банки не пропускают платежи, в том числе частных лиц из Евросоюза, они не доходят до России — комиссия берется, а деньги возвращаются. Одно это во многом заблокировало торговлю с Россией, в том числе их поставки нам.

«СП: — Нам как-то отвечать на запрет входить в порты можно и нужно ли?

— Можно и нужно. Наши торговые отношения перестраивается. Создаются новые торговые цепочки, которые в большей степени являются континентальными — с Китаем, с Индией, с Ираном, а не с Европейским союзом.

Мы уже отвечаем на санкции. Первый и самый важный шаг — это принятие перечня недружественных государств — этот шаг является классическим с точки зрения римского политического права. Еще во времена Древнего Рима было такое понятие как «друг римского народа» и «враг римского народа». В зависимости от того, в какой список тебя занесли, ты получаешь совершенно разные экономические возможности.

«СП»: — Оказывается, это все придумано не прямо сейчас в нашем МИДе Сергеем Лавровым, а в Древнем Риме?

— Да. Римляне тогда дрессировали всех. Если государство недружественное, то никаких привилегий.

В наши дни это означает, прежде всего, защиту интеллектуальной собственности, технологий. Защиту интеллектуально собственности можно больше не учитывать или даже освобождать — делать не собственностью. Все, что можно, надо копировать, в том числе медицинские препараты, это даст колоссальные деньги в казну. Ставить собственные производства и делать в более экономичном варианте то, что мы закупали на Западе.

«СП»: — Нужно ли что-то делать по конкретным странам, закрывшим для нас свои порты?

— Я думаю, что мы должны подыгрывать Евросоюзу, усиливая там транспортный хаос. Следует запретить ввозить к нам европейские товары, которые не являются для нас жизненно необходимыми. Они оставили вне санкционного списка то, что им нужно, а мы должны оставить то, что нужно нам. Но не то же самое — нам, по сути, не нужно продовольствие из Евросоюза, а необходима высокотехнологичная продукция.

«СП»: — Они же запретили к нам ее ввозить.

— Ну и что! Нам эти товары нужны. Например, детали для автомобилей. Оставляем то, что нужно нам, а не им, все остальное запрещаем.

Читайте также

«СП»: — Значит, возрастет «контрабанда»? Ведь то, что будет считаться контрабандой для европейцев, у нас — «Добро пожаловать!», а то, что разрешено у них для нас — запрещенка?

— Я думаю, что нужно ввести «Навигационный акт», который повторил бы аналогичный английский документ XVII века. Он продержался несколько столетий. Нужно вообще запретить судам под флагами из недружественных государств заходить в наши порты. Только если они везут товары из этих стран, которые нам необходимы.

Надо запретить им любые операции и перевозки из третьих страны. Например, Греция — морской офшор. Там зарегистрированы тысячи судов, ходящих под греческим флагом. Они перевозят товары вообще не из Греции и должны потерять возможность заходить в территориальные воды России. Пока они к нам заходят. Ведь ответных мер не принято. Все функционирует в одну сторону.

Есть ведь и другие страны, которые не объявили нам санкции, например, Североафриканские, страны Магриба. Почему бы им не развивать морскую торговлю? Добро пожаловать в наши порты. Эти меры будут иметь очень болезненные последствия.

Имеется целый ряд санкций, на которые нам можно пока не отвечать — финансовые ограничения. На них можно не реагировать до успешного завершения специальной военной операции. А некоторые контрсанкции — можно ввести прямо сейчас. И санкции, связанные с транспортом — не должны нами игнорироваться.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня