Цифровой юань, UnionPay и CIPS
Финансисты Москвы и Пекина идут рука об руку, чтобы посрамить США
Военно-политический кризис в Украине продемонстрировал кончину однополярного мира, который столько лет пытались создать США. Одной из сверхдержав становится Китай, который может получить небывалые преференции от санкционной войны России и Запада.
Все по завету Мао Цзэдуна, который некогда сформулировал внешнеполитическую доктрину Китая древней пословицей: «Мудрая обезьяна сидит на горе и наблюдает, как в долине дерутся два тигра».
Благодаря России китайский UnionPay получит новый рынок
Пока Европа переживает чудовищный энергетический кризис, Китай получает преференции от санкционной войны во многих отраслях. Самый очевидный профит — банковский. После того, как американские платежные системы Mastercard и Visa и японская JCB отказались от работы в России, их место стремится занять китайская UnionPay.
О переходе на UnionPay уже объявили несколько крупных российских банков. Среди них Сбербанк, Россельхозбанк, «Альфа-Банк», «Тинькофф Банк», «Почта Банк», Газпромбанк, «Промсвязьбанк», «Совкомбанк» и многие другие.
Российские банки заявили, что будут использовать китайскую платежную систему для выпуска кредитных и дебетовых карт. Стоит отметить, что приход в Россию станет одним из крупнейших рыночных приобретений для созданной в 2002 году UnionPay. Сейчас система насчитывает более 1 миллиарда пользователей, обслуживающих в 180 странах и регионах. Если российский рынок полностью откроется для UnionPay, это позволит мгновенно увеличить покрытие системы почти на 10%.
SWIFT будет посрамлен китайцами еще не раз
Кроме UnionPay Китай получит возможность расширить свою систему обмена банковскими сообщениями CIPS. Она была создана в октябре 2015 года как единая международная система расчетов и клиринга для любых видов транзакций, в которых используется юань.
Тем самым система отличается по своей архитектуре от SWIFT (той самой, от которой отключили крупнейшие российские банки), которая только хранит финансовую информацию о переводах. Помимо SWIFT существует также американская система CHIPS, которая обрабатывает практически все крупные переводы в долларах (сумма прокачиваемых через нее средств составляет около $1 трлн.).
Система CIPS контролируется Центральным банком Китая, но управляется одноименной шанхайской компанией. Собственность распределена между десятками акционеров, включая государственные финансовые институты, биржи и западные банки.
Использование CIPS неуклонно растет, и, согласно данным компании, по состоянию на февраль 2022 года, средняя ежедневная сумма транзакций приближается к 400 млрд. юаней ($61,3 млрд.), что примерно в полтора раза больше, чем год назад. Хотя по количеству транзакций CIPS еще и уступает SWIFT примерно на порядок.
Причем интеграция с CIPS российской «Системы передачи финансовых сообщений» (СПФС) позволит скачкообразно улучшить роль Китая в глобальной финансовой системе. Ведь сейчас CIPS обслуживает в основном операции в юанях, в то время как SWIFT обслуживает платежи во всех мировых валютах.
Китайская CIPS сейчас насчитывает уже 1300 участников (в основном из самого Китая), и обрабатывала около 13 тысяч транзакций в день. Присоединение к системе России позволит на равных бороться со SWIFT.
Юань как платежное средство и резервная валюта
Санкционная война России и Запада приведет и к усилению роли юаня, на который сейчас приходится лишь 3,2% глобальных транзакций. Китай уже готов оплачивать поставки энергоносителей (СПГ, трубопроводного газа, сырой нефти и энергетического угля) из России за рубли и юани. Никакого доллара.
Кроме того, юань может стать альтернативным расчетным средством для России и Турции. А, возможно, и других стран. Причем такие расчеты, очевидно, будут проводиться через небольшие китайские банки, у которых нет международных операций. Эти банки никак не зависят от доллара, а значит, для них нет никакой опасности вторичных санкций США.
Растет интерес к юаню не только со стороны российских экспортеров и банков, но и рядовых клиентов. Доверия к доллару больше нет, а вот юань для россиянина уже скоро станет эквивалентом финансовой стабильности и надежности. Россия может также стать первой страной, где будет использоваться цифровой юань: его преимущества в сравнении с другими цифровыми валютами (скажем, долларом и евро) — это анонимность и неотслеживаемость.
Юань укрепляет свою роль не только как платежное средство, но и как резервная валюта. По последним данным Банка России, по состоянию на июнь 2021 года, около 13% российских резервов (на тот момент — $77 млрд.) находились в китайских активах.