Издержки аграриев на посевную кампанию в этом году вырастут на 20−40%, а, значит, вырастут и цены на конечную продукцию, то есть на продукты питания, спрогнозировали в Банке России.
«Посевная кампания в 2022 г. проходит в условиях роста цен на материально-технические ресурсы, что во многом обусловлено динамикой курса рубля. Негативно сказывается высокий уровень импортозависимости по технике и запасным частям к ней, семенам отдельных культур. По оценкам союзов производителей АПК, издержки на посевную в 2022 г. увеличатся на 20−40%, что отразится на конечной стоимости продукции. Порядка 80% весенних полевых работ обеспечивается за счет льготных кредитов», — сообщили в ЦБ.
В Минсельхозе успокаивают, что рост цен частично будет компенсирован хорошим урожаем в этом году. По предварительным оценкам, в текущему году объем урожая зерновых и зернобобовых составит 123 млн тонн, что на 1,3% больше, чем годом ранее. Более 96% посевов озимых культур находятся сейчас в хорошем и удовлетворительном состоянии. Общие посевные площади в этом году в России вырастут на 1 млн га и превысят 81 млн га.
Тем не менее, изменение системы расчетов, логистических каналов, неопределенность с поставками семян, техники и средств защиты растений может оказать негативное влияние на ход сезонных полевых работ в будущем, говорится в докладе ЦБ. Некоторые из этих проблем, вроде нарушения логистических цепочек поставок, еще дадут о себе знать в будущем, на этот сезон, к счастью, основные закупки уже были совершены. Хотя по отдельным позициям уже наблюдаются проблемы.
Сибирские сельхозпроизводители уже отметили отказ в поставках некоторых импортных СЗР, сейчас рассматривается возможность закупок аналогов в Китае, но логистика еще не выстроена. Из-за резко возросшего спроса на отечественные и белорусские аналоги импортной техники на нее возник дефицит и очереди до 10 месяцев. Некоторые предприятия уже испытывают дефицит запчастей и расходных материалов для техники.
Также сельхозпроизводители опасаются проблем с поставками отдельных сортов и гибридов растений из-за санкций, хотя сейчас запасы семян еще есть. Так, зависимость от импорта семян картофеля в России составляет 80−90%. При этом аграрии Крыма отмечают, что урожайность российских семян картофеля и овощей в четыре раза ниже импортных, пишет «Эксперт».
С января 2022 года официальная инфляция превысила 11%, а за год составила 17,6%. При этом продовольственная разогналась до 19,6%. Как пояснил «СП» бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук Леонид Холод, сказать, как сильно вырастут цены осенью, пока нельзя, так как это «задача со многими неизвестными». Но в том, что рост будет, можно не сомневаться.
— Во-первых, мы не знаем, останется ли инфляция на текущем уровне или нет. Во-вторых, не знаем, какой будет динамика доходов. У нас ведь рыночная экономика. Да, цены будут стремиться к росту из-за того, что у аграриев есть инфляция издержек. Но примет ли их рынок, зависит от покупательной способности.
Аграрии могут, конечно, поднимать цены в соответствии с ростом своих расходов, но смогут ли покупать по ним товары люди, да еще и в нужных объемах? Допустим, рост издержек составит 100% и производитель на них же и поднимет цену. Но покупатель может сказать, что это товар «эластичного спроса», то есть не тот товар, без которого он не может обходиться, и вообще отказаться от его покупки или покупать на 50% меньше. И тогда потери производителя будут намного больше, чем уменьшение рентабельности.
Инфляция издержек действительно есть, и она приличная. Помимо проблем с логистикой и расчетами за импортные компоненты, посадочный материал, техсредства, есть и инфляция по внутренним издержкам — это топливо, работа, удобрения. Дорожает все.
«СП»: — Как все это будет зависеть от урожая?
— Помимо инфляции по законам рыночной экономики в определении цен играет роль динамика предложения. Если производство зерна или других культур будет больше, рост цен будет тормозиться. Если будут проблемы с экспортом и невозможно будет продать излишки, инфляция замедлится еще заметней.
Сказать, насколько вырастут цены осенью, сейчас никто не сможет. Рост будет, но он будет отличаться в сторону опережения общей инфляции не так сильно, как сегодня. Если будет хороший урожай и такие же логистические проблемы с экспортом, как сейчас, он будет замедляться заметней.
«СП»: — Возможен ли хороший урожай с учетом всех трудностей?
— Если брать зерновые, урожай состоит из двух частей: озимые, которые дают большую его часть при хорошем состоянии, а в этом году они хорошо перезимовали, и яровые, сев которых стартовал в начале марте. К этому моменту у большинства хозяйств уже были закуплены семена, законтрактовано топливо, взяты кредиты по прежней ставке. То есть посевная должна была быть готовой, поэтому нынешние проблемы не должны на нее сильно повлиять.
Могут возникнуть трудности в процессе уборки и обработки озимых и яровых, так как импортная техника может выходить из строя. Но запас прочности у нее приличный, не думаю, что это будут массовые поломки, поэтому их можно будет заменить отечественной техникой. Так что в плане зерновых я бы особо не опасался.
Что касается картошки и овощей, зависимость от импорта по семенам, даже простейшим, велика. Но и тут семенной материал должны были в основном успеть купить до санкций. То, что закупить не успели, можно заменить отечественной продукцией или докупить за рубежом. Я подчеркну, что на семенной и посадочный материал, равно как и на средства механизации эмбарго никто не объявлял. Препоны есть от санкционной неразберихи, когда непонятно, что попало под запрет, а что нет. Например, ни одна страна не объявила об эмбарго удобрений или средств защиты растений. Но непонятно, как это сочетается с закрытым шлагбаумом на границе с Западом. Часть этих ограничений — не официальная позиция, а добровольно взятые кем-то на себя санкции.
Кроме того, у нас рынок зависит от крупных агрохолдингов, но на самом деле огромное количество средних и мелких предприятий производят ту же картошку и свеклу. Сегодня они выходят на рынок с большим трудом и издержками. Если до урожая будут предприняты меры по либерализации для таких предприятий, прекратят проверки, ослабят тотальный контроль, разрешат торговать везде, то рыночные фонды простейших овощей открытого грунта без особого труда пополнятся отечественной продукцией. В этом случае дефицита и серьезного повышения цен быть не должно.
По мясу производство ритмичное. Наши предприятия сильно зависят от импорта генетического материала, например, племенных яиц или поросят. Но и тут можно использовать отечественные аналоги и дать доступ на рынок средним и мелким предприятиям. Тогда подорожание будет не таким чувствительным.