Санкционное сражение коллективного Запада против России сделало задачу де-долларизации российской экономики как никогда актуальной. Заморозка валютных резервов Российской Федерации на сумму свыше 300 млрд. долл. превратила доллары США, евро, британские фунты, японские иены, канадские и австралийские доллары, швейцарские франки в «токсичные» валюты. Отсюда и вполне закономерное заявление президента В. Путина от 23 марта, что природный газ Россия будет продавать Европе только за рубли. А в дальнейшем, как намекнул президент, Россия может осуществлять и весь товарный экспорт за рубли.
Еще ранее, 5 марта президентом был подписан указ № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Согласно указу, Минфин России свои обязательства перед нерезидентами по займам, размещавшимся на международных рынках, будет выполнять не в иностранных валютах, а с помощью российских рублей. Они будут перечисляться на специальные счета.
Правда, немного смущающим оказался пункт 10 указа, в котором записано: «Предоставить Центральному банку Российской Федерации (в отношении исполнения обязательств кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) и Министерству финансов Российской Федерации (в отношении исполнения обязательств другими должниками) полномочия определять иной порядок исполнения должниками обязательств…». Мягко выражаясь, указ оказался малость «дырявым». Монетарные власти получили право делать исключения из «рублевого императива» президента.
Как комментировали этот указ на Ильинке (адрес главного офиса Минфина России), рано или поздно валютные резервы России будут разморожены. После этого при необходимости иностранные инвесторы смогут обменять свои рубли со спецсчетов на валюту из резервов. Правда, сегодня в такую красивую версию, кажется, уже не верят самые большие оптимисты. В настоящее время в Конгрессе США готовится закон, разрешающий и даже поощряющий замороженные резервы России конфисковывать. Т.е. валютные резервы России на вполне «законной основе» будут экспроприированы.
Вопрос о рублевых платежах особенно остро стоит в отношении бумаг, выпущенных Минфином до 2018 года. В эмиссионных документах выпусков российских еврооблигаций, начиная с указанного года, заложена возможность погашения в рублях по курсу Центробанка на дату платежа. Но платежи, которые были запланированы на март-апрель текущего года, касались бумаг, выпущенных до 2018 года.
16 марта Россия должна была выплатить купоны по двум выпускам своих суверенных еврооблигаций на общую сумму 117,2 миллиона долларов — это был первый платеж по ее внешнему долгу после заморозки части валютных резервов страны. Минфин готов был уже перевести рублевый эквивалент указанной суммы на специальный счет, закрыв свои обязательства перед иностранными инвесторами.
Конечно, существовал риск, что Запад не согласится с такой схемой и объявит России суверенный дефолт. Но ситуация неожиданно разрешилась в пользу России и инвесторов, поскольку коллективный Запад согласился на то, что оплата будет произведена в валюте за счет средств замороженных резервов России. И она, как сообщили СМИ, 17 марта была успешно проведена.
И вроде бы эта компромиссная схема позволяла и далее обходиться без рублей, используя валютные средства замороженных резервов. В начале апреля был запланирован очередной платеж Минфина России по евробондам на общую сумму 649,2 млн. долл. в пользу иностранных инвесторов. Речь идет о выплатах по купонам и частичном погашении долга по бондам «Россия-2022» (564,8 млн. долл.) и о купонных выплатах по бондам «Россия-2042» (84,4 млн. долл.).
Но неожиданно американский Минфин заявил, что больше средства замороженных резервов для оплаты российского долга использоваться не будут. Мол, Россия должна платить из своего валютного кармана. Вроде бы, валютные резервы на сумму свыше 300 млрд. долл. и есть главный российский карман. Но туда Москве доступ закрыт; этот карман теперь контролируют финансовые институты США. Пусть Москва платит из другого кармана — текущих валютных поступлений от экспорта.
5 апреля агентство «Рейтер» сообщило: «Начиная с сегодняшнего дня Минфин США не разрешит осуществлять какие-либо долларовые платежи по задолженности со счетов российского правительства в финансовых институтах США»
С учетом сложившейся ситуации Министерство финансов России впервые перечислило оплату по еврооблигациями в национальной валюте. Как сообщила 6 апреля пресс-служба ведомства, Минфин исполнил обязательства перед иностранными держателями на сумму в размере 649,2 млн. долл. «4 апреля 2022 г.
Минфин России перечислил денежные средства НКО АО «Национальный расчётный депозитарий» для осуществления указанных выплат в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на 4 апреля 2022 г. в соответствии с указом президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 на счета своих клиентов-депозитариев для проведения расчётов со всеми держателями данных долговых инструментов", — уточнили в Минфине.
На коллективном Западе по поводу рублевой транзакции российского Минфина начались вопли, что, мол, Россия катится к суверенному дефолту. Мол, если Россия не передумает и не заменит рубли на доллары, то дефолт неизбежен. Разрешенные отсрочки — 30 дней. Следовательно вопрос о том, будет или не будет дефолт, прояснится не позднее 4 мая.
Уже 6 апреля ведущие рейтинговые агентства резко опустили и без того низкий рейтинг России. В частности, рейтинговое агентство S&P Global Ratings после сообщений о рублевых выплатах понизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги РФ в иностранной валюте до уровня «SD» (выборочный дефолт).
Представитель Белого дома Джен Псаки на брифинге 6 апреля озвучила валютный ультиматум администрации президента США Москве: или Россия тратит доллары, которые у нее есть в распоряжении, или оказывается в состоянии дефолта.
И вот, вроде бы, в самом конце апреля ситуация прояснилась. Минфин России под напором истеричных воплей Запада поменял свой ход на шахматной доске санкционной войны.
29 апреля России Минфин сообщил, что осуществил выплаты по евробондам «Россия-2022» и «Россия-2042» в валюте выпуска — долларах. И что необходимая сумма уже через американский банк-корреспондент JP Morgan направлена в адрес платежного агента — лондонского офиса Citibank. А на своем сайте для пущей убедительности российский Минфин прокомментировал указанную операцию: «Платежи были осуществлены в валюте выпуска соответствующих еврооблигаций — в долларах США. Таким образом, обязательства по обслуживанию суверенных еврооблигаций исполняются с соблюдением условий, установленных эмиссионной документацией».
Эксперты не уверены на 100%, что английская контора Citibank автоматически выполнит платежное поручение российского Минфина. Как показывает практика, именно в Лондоне и зависают все валютные платежи из России. Даже если Citibank не слишком затянет проведение операции, то не факт, что валюта успеет дойти до конечных получателей до 4 мая. А если кто-то пожалуется, что 4 мая ожидаемых денег не получил, то это может стать основанием для объявления дефолта России.
Будет или не будет объявлен России дефолт по суверенному долгу — вопрос не самый важный. Даже не десятый. Нам в условиях санкционной войны все оценки мировых рейтинговых агентств — что пятое колесо в телеге. Они нам совершенно не нужны. Более того, даже вредны. Ибо если о них помнить, то, значит, невольно под их дудку и плясать.
Более серьезным моментом в этой истории оказалось то, что, кажется, российский Минфин пляшет не под нашу, а под их дудку. Как видим, потребовалось немного более трех недель, чтобы российский Минфин поменял по вопросу валюты платежа свою позицию на 180 градусов. В начале апреля он руководствовался президентским указом № 95, устанавливающим платежи в рублях. А в конце месяца уже ориентируется на указания американского Минфина и ультиматум Белого дома об оплате долга в долларах США. При такой «волатильности» курса российского Минфина нам санкционную войну с коллективным Западом не выиграть.