Британское издание Daily Express признало, что единственным пострадавшим в результате введения готовящегося эмбарго на поставку российских энергоносителей станет сам Евросоюз, так как для Москвы все еще открыты азиатские рынки.
«В Брюсселе рассчитывают, что запрет на всю российскую нефть из Европы нанесет сокрушительный удар по российской экономике, учитывая, что в 2021 году Кремль получил ошеломляющие €48,5 млрд от сырой нефти и €22,5 млрд от нефтепродуктов. Но Россия по-прежнему получает прибыль от партнеров на Востоке, и она может еще больше вырасти благодаря запланированной сети нефте- и газопроводов, связывающих ее с Азией», — пишет издание.
В статье автор упомянул действующие и будущие российские газопроводы в Китай и страны Восточной Азии, продажу нефти Индии, Японии и Южной Корее, а также экспорт сжиженного природного газа в Пакистан, отметив, что эти контракты помогут России смягчить экономический удар, вызванный резким сокращением деловых связей с Европой.
Издание FT со ссылкой на западных аналитиков также написало, что планируемые санкции ЕС против российских энергоресурсов не окажут желаемого влияния, Россия выдержит последствия ограничений. Это объясняется ростом цен на топливо, что может «нейтрализовать цену потери европейского рынка». Кроме того, Россия может начать поставлять больше энергоресурсов в страны Азии.
Как сообщает Bloomberg, как государственные, так и частные нефтеперерабатывающие предприятия Индии купили более 40 млн баррелей российской нефти с момента начала спецоперации на Украине. Это на 20% больше, чем поставки из России в Индию за весь 2021 год. Несмотря на то, что они, по данным агентства, хотят получать российское сырье с дисконтом до 20% за санкционные риски, доходы России от экспорта нефти в апреле 2022-го могут существенно превысить показатели за аналогичный период в предыдущие годы, о чем пишет Foreign Policy (FP).
Аналитик компании Kpler, отслеживающей поставки нефти, отметил, что экспорт нефти из России вырос с 3,3 млн барр./сутки в марте до 3,6 млн барр./сутки в апреле, несмотря на санкции.
Что касается Евросоюза, напомним, что Еврокомиссия в рамках шестого пакета санкций против России предлагает поэтапно запретить весь импорт российской нефти в ЕС. По словам главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен, отказ будет постепенным, в срок до конца текущего года.
По данным СМИ, 4 мая постпредам стран ЕС согласовать эмбарго не удалось, но они планируют завершить работу над шестым пакетом не позднее 9 мая. Против полного эмбарго высказывались Чехия, Словакия и Венгрия. Первые две страны хотят для себя трехлетнего переходного периода, а Венгрия — исключений для поставок нефти из России по трубопроводам. Также о проблемах при отказе от нефти говорили власти Австрии. Тем не менее, 2 мая канал ZDF сообщил, что право вето на эмбарго Евросоюза на поставки российской нефти якобы было отозвано Австрией, Венгрией и Словакией.
С другой стороны, 4 мая министр энергетики Словакии Карол Галек заявил, что эмбарго на российскую нефть приведет к уничтожению европейской экономики. По его словам, такая мера ударит не только по самой Словакии, но и по Австрии, Чехии и даже по Украине.
Глава Минэкономики ФРГ Роберт Хабек признал, что Германия может столкнуться с нехваткой бензина на востоке страны из-за эмбарго на российскую нефть, но немецкое правительство «работает над тем, чтобы этого не произошло». Угрозу возникновения дефицита министр объяснил тем, что восточная часть Германии снабжается топливом с НПЗ в Шведте. Данное предприятие перерабатывает только российскую нефть. Несмотря на это, Берлин готов рассматривать полное эмбарго.
Президент фонда «Основание», эксперт по энергетике Алексей Анпилогов считает, что страны ЕС, которые больше всего зависят от российской нефти, будут делать все, чтобы отсрочить эмбарго и минимизировать его последствия. В самом жестком варианте запрета пострадавшим, действительно, окажется Евросоюз, которому придется переплачивать за альтернативу российской нефти, и еще не факт, что даже так удастся найти необходимые объемы, которые составляют несколько миллионов баррелей в сутки.
— Евросоюз изо всех сил пытается изображать политическое единство, но, когда доходит дело до того, кто будет платить по счетам и чьи интересы будут затронуты, оказывается, что это единство присутствует только в программных документах, а «на земле» его нет. Уже прозвучали заявления Болгарии, Словакии, Венгрии и Чехии, что отказ от импорта российской нефти будет означать фактически уничтожение экономик этих стран. Их нефтепереработка подстроена под российские сорта, другие варианты либо дороже, либо вообще не существуют. Поэтому эти страны просят очень длительных переходный период.
Если Евросоюз в своих документах говорит о шестимесячном лаге перед запретом, эти «страны-диссиденты» просят уже 20 месяцев, а то и больше, что нивелирует все резкие заявления о том, что Евросоюз прямо сейчас вводит новый пакет санкций.
«СП»: — Но если запрет все же введут, какие последствия будут для всех сторон?
— Допустим, прошли эти два года, и страны Евросоюза в основном прекратили покупать российскую нефть. Для начала, нужно разобраться, насколько честны эти заявления, что российская нефть вообще не будет поступать в ЕС.
Мы уже видим, что ряд стран пошли на хитрость, которая позволит обойти эти санкции. Они начали закупать ближневосточную и норвежскую нефть и смешивать ее с российской. В смеси можно добиться того, чтобы 51% был «правильной» нефти, а 49% - российской, и такое сырье уже начинает называться «смесевым» и перестает считаться подсанкционным. А если эту операцию проделать еще несколько раз, можно добиться и того, чтобы доля российских компонентов составляла 60−70%, но при этом формально она будет смесевой.
Еще один момент, который однозначно будет использоваться — «серые» поставки. Через различных посредников российская нефть будет перепродаваться, будут меняться сертификаты происхождения, и она будет выдаваться за ближневосточную, американскую или норвежскую.
Но давайте представим себе самый жесткий вариант эмбарго. Допустим, Евросоюз отказывается от игр со смесями, заменой сертификатов и обходными схемами, и полностью переходит на альтернативную нефть. Тогда возникает вопрос: «А есть ли вообще такая нефть на рынке и можно ли доставить ее в Европу»? Нет, нельзя, о чем заявила, в частности, Организация стран экспортеров-нефти — ОПЕК. Таких дополнительных объемов просто нет на рынке, и они не могут просто так быстро материализоваться. Единственный вариант — это переориентация поставок.
«СП»: — Но ведь и для российского экспорта это будет заметный удар?
— В самой тяжелой ситуации Россия должна будет переориентировать поставки нефти на другие страны. Зайдя на рынки этих стран, например, Китая или Индии, РФ создаст ценовое давление, так как там появятся дополнительные объемы. Тогда традиционные поставщики нефти пойдут в Европу за возможной ценовой премией, связанной с тем, что ЕС будет согласен покупать любую нефть за любые деньги, лишь бы только не российскую.
Кто от этого проиграет? Понятно, что Европа. Уже сейчас известно, что Россия, даже давая дисконты на нефть, зарабатывает больше, чем до кризиса, потому что цена на энергоресурсы подскочила. Сегодня Brent стоит 112 долларов за баррель против 80 долларов несколькими месяцами ранее. Даже с 20-процентным дисконтом Россия зарабатывает больше. Европа же эти 20−25% уже теряет.
В будущем ситуация будет еще более парадоксальной. Россия, скорее всего, будет зарабатывать столько же или немного больше на других рынках, а Евросоюз будет переплачивать за нефть 30−40% от докризисных цен. Думаю, что непосредственно европейская премия на «черное золото» составит 10−15% минимум.