Турецкие власти рапортуют о резком увеличении числа фирм, зарегистрированных гражданами России и о росте «иностранных инвестиций». В данном случае, российских. Спешно организуются зоны свободной торговли и иная инфраструктура, где разместятся предприниматели из РФ. Наши власти, как обычно, заняли созерцательную позицию — бегству капиталов из страны опять не препятствуют.
«В апреле у нас отмечен настоящий „русский бум“ в создании компаний, Россия значительно обошла другие страны по этому показателю. Российский бизнес вырос в Анталье с начала года на 58 компаний. Налицо трехкратный рост, это очень серьезная цифра, апрель для нас был просто взрывным», — говорит глава Торгово-промышленной палаты Антальи Давут Четин.
И это — только в одном известном, но не самом большом городе. Рядом с которым уже намечено место для зоны свободной торговли площадью в 1000—1500 гектаров. Для начала. А там как получится, всегда можно и увеличить.
Американцы негодуют. В «Wall Street Journal» уже написали, что Турция стала «убежищем для денег» российских предпринимателей, подпавших под западные санкции. Турки, конечно, это опровергают. Но как-то совершенно неубедительно. Видно, что им наплевать на слова штатников. Деньги, как известно, не пахнут. Собственно, яхты Романа Абрамовича в турецких портах лучше всего говорят о том, что дыма без огня не бывает.
«Мы являемся страной, которая не участвует в санкциях. Если компания из России хочет вести бизнес, она должна соблюдать турецкие законы и нормы международного права», — заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
Иными словами, нет преград. Турция вообще всегда славилась тем, что принимала людей всех национальностей и религий. Ещё во времена Османской Империи у любого, кто решил стать «турецкоподданным» были все возможности роста, «социальные лифты» исправно действовали. Сейчас ситуация немного изменилась, но в целом тоже нет преград.
Вдобавок к этому развивающаяся экономика. Туризм это, конечно, хорошо, но на нём не зацикливаются.
У многих из нас дома турецкие стиральные машины «Beko» и бытовая техника «Vestel», аналогов в России, увы, не производится. Османские охотничьи ружья конкурируют с ижевскими. В Турции есть свой автопром. Про текстильную-лёгкую промышленность и говорить нечего, мы все ходим в турецких джинсах и носим иные вещи, произведённые там.
И, самое главное, в Турции есть чётко установленные «правила игры», государство заинтересовано в том, чтобы экономика развивалась. В смысле реальная экономика, а не столь любимые нашими чиновниками «цифровые технологии», которые существуют только в их докладах.
В прошлом месяце в Турции вступил в силу «закон № 7394» — компании производственного сектора и туризм освободили от НДС. Вообще! А финансовые структуры, наоборот, обложили повышенным налогом. Всё правильно делают! Жуликов-спекулянтов нужно «щемить», а реальным трудягам помогать. В России, как несложно догадаться, подобные начинания не пройдут.
По итогам 2021 года ВВП Турции вырос на рекордные 11%. Да, в стране наблюдается сильная инфляция, так и у нас она ничуть не меньше.
«Турецкое правительства продолжает курс на превращение национальной экономики в одну из десяти крупнейших в мире. Турция, расположенная в регионе полном кризисов и конфликтов, продолжает курс на наращивание экономического потенциала, привлекаются новые инвестиции, растет производство и занятость», — говорит президент Реджеп Эрдоган.
Какие именно инвестиции обеспечивает конкретно наши олигархи, турки не разглашают. Де-юре вроде бы как никакие. Однако огромные «зоны свободной торговли» просто так устраивать никто не будет, да и бум регистраций компаний говорит о многом. Крупный российский бизнес явно нашёл альтернативу Лондону и всяким англосаксонским офшорам. Пока что в СМИ просочились данные о считанных миллиардах долларов инвестиций из РФ, но «деньги любят тишину» и речь вполне может идти о десятках и сотнях миллиардов «зелёных».
Запретить — не вариант. Да и нужна нам Турция, через эту страну, к примеру, сейчас идёт важная часть торговли с «недружественными» государствами. Да и не запретишь, миллиардеры найдут варианты, как переправить деньги туда, куда им нужно. Российских властей они не боятся, по сути, плюют на них, и делают ровно то, что желают.
Проблема вовсе не в Турции, а у нас — в России. С одной стороны, полная вседозволенность для олигархов, с другой — отвратительный «инвестиционный климат». То есть заниматься делом в нашей стране опасно, ненадёжно. Вдобавок у властей нет никакого представления о том, куда мы собираемся двигаться, что строить, и строить ли. А это некоторым образом напрягает. Сегодня говорят одно, завтра — другое.
Чёткие планы развития страны — так называемой «реиндустриализации» — в совокупности с вышеозначенными мерами способны повернуть ситуацию вспять. То есть остановить новый поток денег за границу. Плюс потребуется некоторая доля жёсткости, без неё, увы, никак. Пока кто-то из олигархов не отправится на зону шить рукавички, остальные ничего не поймут.
«Крупные собственники не желают инвестировать средства в технологическое обновление страны. Труд большинства российских граждан явно недооценен. Миллионы людей получают зарплату, которую не назовёшь иначе как жалкой подачкой. При этом они видят, как доходы, которые создаются их трудом, утекают в карманы нуворишей. Система, основанная на эксплуатации, пронизанная коррупцией и потворствующая фантастическому обогащению олигархов, не в состоянии стимулировать восстановление промышленного потенциала и рост производительности труда. Если эта система будет сохранена, если продолжатся попытки и дальше цепляться за прежний курс, Россия не сможет гарантировать себе подлинную независимость и занять достойное место в мире», — убеждён лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Собственно, необходимость перемен осознают уже все. Кроме той самой «пятой колонны», которая, увы, крайне многочисленна. И которая, по большей части, принимает решения по управлению Россией. Выбор, увы, невелик — либо они, либо мы. Мы — это все русские люди. Нужно начинать строить будущее России, а не Турции. Османы сами прекрасно справятся, что они постоянно доказывают на деле, у них есть чему поучиться. В том числе с точки зрения постановки целей развития.