Юридический комитет сената Конгресса США одобрил законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), который позволит правительству подавать в суд антимонопольные иски к нефтедобывающим странам, в том числе членам ОПЕК.
В случае принятия этого законопроекта американские суды смогут рассматривать иски в отношении государств, которые, по мнению Вашингтона, участвуют в картельных сговорах. Фактически американские власти хотят единолично решать, какие действия нефтедобывающих стран на рынке, направленные на ограничение добычи нефти и установление на нее цен, законны, а какие нет.
Теперь документ должен получить одобрение палат Конгресса, после чего поступить на подпись президенту.
— Это давний американский подход, что национальная юрисдикция должна распространяться за пределы США, — заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Они этот подход давно используют.
— Что касается истории с NOPEC, то вопрос в том, поддержит ли историю администрация Байдена. Они могут быть против, и тогда Конгресс может все-таки воздержаться.
«СП»: — Почему вообще возникло такое предложение?
— Американцы уже несколько месяцев пытаются давить на Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, главных участников ОПЕК и ОПЕК+, чтобы они увеличили добычу больше уровня, согласованного в рамках ОПЕК+ (а согласовано повышение добычи на порядка 0,43 млн. баррелей в сутки ежемесячно), в том числе, чтобы заместить российские поставки и по России сильнее ударить.
ОПЕК+ не хочет этого делать, потому что у Эмиратов, Саудовской Аравии свои претензии к американцам и по поводу личных взаимоотношений между наследным принцем СА и Байденом, плюс арабы недовольны тем, что американцы хотят атомную сделку с Ираном реализовать, кроме того, на арабов произвело впечатление желание американцев арестовывать финансовые активы всех, кто им не нравится. Они понимают, что после России следующими могут быть они. Отсюда неуступчивость со стороны арабов.
Теперь американцы пытаются договориться не по-хорошему, а по-плохому, то есть напугать арабов. Попросту хотят начать арестовывать их активы за то, что они в картеле. Только к России претензии за Украину, а к арабам — за то, что картель образовывают. Послезавтра могут быть претензии к Китаю по поводу уйгуров, Тайваня, еще чего-то.
Есть интрига: то ли арабы испугаются и встанут по струнке, то ли вдруг не встанут по струнке, это вызовет тотальную потерю доверия к доллару. Вчера арестовали активы Сирии и Ирана, сегодня России, завтра Саудовской Аравии, послезавтра Китая и Индии, а кто тогда останется? Тотальное доверие к доллару, которое формировалось десятилетиями, случайно после этого не исчезнет?
Американцы понимают, что можно перегнуть палку. Понимая этот риск, администрация Байдена пока не готова поддержать этот акт. Но, возможно, придет время, и они будут готовы это сделать. Возможно, это выяснится в ближайшие дни, месяцы.
«СП»: — Допустим, они приняли его, Байден подписал. Что дальше — санкции в отношении всех несогласных нефтедобывающих стран?
— Думаю, могут быть меры, которые применяются в отношении России, Ирана. У нас арестовали активы Центробанка, заморозили активы компаний, счета физических лиц, отобрали яхты олигархов. Главный принцип — отобрать. Например, доли в американских НПЗ, долларовые счета заморозить.
К этому шло долгое время. Пару месяцев назад было интервью наследного принца Салмана одному из зарубежных зданий, где он сказал, что ему, во-первых, все равно, что про него думает Байден, а во-вторых, Саудовская Аравия может как увеличить, так и уменьшить инвестиции в американские долларовые активы. То есть речь о том, что, может, пора продавать активы на Западе пока их не заморозили.
Конечно, нельзя быстро продать активы нефтеперерабатывающих заводов, но что-то можно сделать. Яхты, например, выводить.
Эта история, с одной стороны, демонстрирует американское влияние, с другой — хрупкость этого влияния, потому что остальным, что тогда думать? Держать деньги в Америке?
Понимая, что палка может быт перегнута слишком сильно, байденовская администрация может не торопиться поддерживать этот закон или не торопиться вводить санкцинные меры. Их все равно исполнительная власть реализует, а Конгресс лишь создает правовую рамку, чтобы это сделать.
«СП»: — Но ведь и другие страны могут начать принимать подобные меры, в том числе в отношении США?
— Уже писала американская пресса, что Саудовская Аравия налаживает диалог с Китаем на предмет продажи нефти за юани. Это первые шаги в этом направлении. Не говоря уже о том, что до сих пор не было ни одного разговора Салмана с Байденом, а с Путиным он регулярно созванивается. Это показатель.
Например, в Катаре люди не очень понимают, чего можно ждать от американцев. Заработанные деньги не могут в одночасье быть заморожены? Не лучше ли диверсифицировать активы, валюты? А что тогда китайцам думать? Они, кстати, недавно провели учения по готовности финансовой системы к санкциям вроде тех, которые против нас ввели, потому что на каком-то этапе и против китайцев это сделают.
Чем сильнее американцы машут наотмашь финансовой шашкой, тем больше могут всех распугать от самих себя.
Юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова:
— Еще в 2016 году в Америке был принят очень резонансный законопроект под названием JASTA (Justice Against Sponsors of Terrorism Act — закон о «Правосудии против спонсоров терроризма» — ред.), за который очень критиковали Барака Обаму. Документ был связан с возможностью обращаться напрямую в американские суды с тем, чтобы искать справедливость по тематике 11 сентября 2001 года. Это сильно поставило под удар отношения США и саудитов, и даже принц Саудовской Аравии приезжал и пытался выяснять отношения.
Все, что привязывает международные способы взаимодействия к национальной юрисдикции без хотя бы каких-то проблесков международного арбитража, это в целом плохо. Всегда, когда заканчивается судебный процесс, естественно, скорее всего, не в пользу государства, против которого подается иск, возникает вопрос — что дальше? Как вы будете привлекать это государство, предположим члена ОПЕК, к ответственности? Возникает только один ответ — посредством санкций.
Конечно, надо довести историю с законопроектом до конца. Насколько мне известно, аналогичный законопроект пытались вносить уже несколько раз, в частности, в прошлом году. Безуспешно, но глобальная линия ясна — это война в планетарном масштабе между производителями сланцевого газа и между классическими нефтедобывающими государствами в формате ОПЕК и ОПЕК+. Если мы берем формат ОПЕК, то это 2/3 всех разведанных запасов нефти и почти 40% мирового экспорта нефти.
Сланцевый газ, который имеет кучу побочек, противопоказаний, сложностей в производстве и транспортировке, будет бороться за свое место под солнцем, поэтому Америка будет эту тему сейчас всячески продвигать. Этот законопроект — это одна из подобных историй.
«СП»: — То есть на газ этот документ также распространяется?
— Да, со временем это будут связанные темы. Сланцевый газ, сланцевая нефть как альтернативный способ добычи энергоресурсов через гидроразрыв пласта.
«СП»: — Сейчас со многими странами ОПЕК отношения у США сложные. Какую реакцию стоит ожидать от нефтедобывающих стран, подчинятся ли они?
— Реакция, естественно, будет негативная. Будет сказано, что они отказываются признавать юрисдикцию американских судов. А чего другого ожидать в подобной ситуации? Мы же понимаем, что при подобном раскладе это можно экстраполировать на любую страну. Каждое государство будет самостоятельно судить всех, все страны будут принимать какие-то судебные постановления, потом санкционно пытаться имплементировать.
Это параллельная реальность со сложившейся системой классического международного права. Это мало кому понравится, потому что санкционное давление такой силы, как, например, американская, мало кто себе может позволить. Будет очень сильное сопротивление.
«СП»: — А ОПЕК?
— В любом формате (и ОПЕК — 13 классических стран), и ОПЕК+ - это пестрая компания, проблема которой, как мне кажется, в том, что нет единой спаивающей субстанции. Их ничего не объединяет, кроме цены на нефть и нефтедобычи. Эти государства очень разобщены, в этом их проблема. Это мешает выступить единым фронтом против сланцевиков. Возможно, общая беда, которая может прийти из США, их сблизит.
«СП»: — К большой войне такие действия США не приведут? Они ведь пытаются фактически подчинить себе огромную часть мира.
— Они пытаются противопоставить, но при этом дать какую-то альтернативу — более дорогостоящую, выгодную себе. В глобальных масштабах это передел рынка энергоносителей, что сейчас суперактуально. Не думаю, что одобрение законопроекта Юридическим комитетом — это серьезная угроза международным отношениям. Скорее, наметка общего тренда.