9 мая 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по выработке новых механизмов в сфере валютного регулирования и международных расчетов. Подобное решение назрело и даже перезрело. Хотелось бы верить, что «лед тронулся». Ведь два с половиной месяца назад для России возникла совершенно новая ситуация в сфере валютных отношений и расчетов с другими государствами. Новая ситуация порождена началом мощной санкционной войны коллективного Запада против России.
Были заблокированы операции многих российских банков, проходивших через систему СВИФТ, закрыт доступ к корсчетам в иностранных банках, заморожены валютные резервы Российской Федерации на сумму свыше 300 млрд. долл., начались аресты зарубежных счетов российских банков и компаний, заблокированы банковские карты российских физических лиц в зарубежных кредитных организациях и др.
Подобные санкции затрудняют или дальнейшую деятельность Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, создают риск повторных заморозок поступающих от экспорта валютных средств. Старые механизмы в новых условиях не работают. Создание новых надо было начинать еще с конца февраля. Или даже с 2014 года, когда против нашей страны коллективный Запад стал вводить первые санкции. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Распоряжение от 9 мая включает Положение о межведомственной рабочей группе и список членов этой группы. По сути, рабочая группа является координационным центром, обеспечивающим взаимодействие разных государственных ведомств по решению задач, связанных с созданием новой системы валютных отношений и расчетов России с другими государствами. В рабочую группы включены министр экономического развития, министр финансов, главы Росфинмониторинга, Федеральной таможенной и налоговой служб, председатель Банка России, чиновники Минпромторга, Минэнерго и Минсельхоза и МИДа, представители «Рособоронэкспорта» и администрации президента.
Возглавил группу помощник главы государства Максим Орешкин. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы и контроль за ее деятельностью возложены на Экспертное управление президента РФ.
Самое главное в распоряжении — пункт 3 Положения о рабочей группе, где сформулированы основные ее задачи. Всего 10 подпунктов. В несколько сокращенном и агрегированном виде представлю некоторые из них:
— разработка плана формирования инфраструктуры международных расчетов с торговыми партнерами из дружественных стран и территорий — в том числе в рублях и нацвалютах;
— разработка подобного же плана, но в отношении государств и территорий, включенных в список недружественных стран;
— контроль за реализацией указанных планов;
— определение порядка расчетов в рублях или нацвалютах с партнерами из списков дружественных стран и порядка расчетов с партнерами из списка недружественных стран;
— подготовка предложений президенту и главе его администрации;
— формирование позиции России на международных переговорах по вопросам механизмов расчетов с иностранными государствами.
Выполнение каких-то из упомянутых задач придется начинать почти с нуля. Выполнение других задач началось еще с 2014 года, но осуществлялось крайне вяло. Например, в 2016 году Банк России объявил о создании отечественной альтернативы системе СВИФТ, получившей название СПФС (Система передачи финансовых сообщений). Однако СПФС использовалась крайне слабо (в основном для валютных транзакций между российскими банками и компаниями, для международных по-прежнему использовалась система СВИФТ).
До начала санкционной войны среди участников СПФС был всего лишь десяток иностранных банков и организаций. На конец апреля нынешнего года их число перевалило уже за шесть десятков. Но этого еще крайне недостаточно, чтобы обходиться без системы СВИФТ. Можно надеяться, что в рабочей группе будут подготовлены предложения, которые позволят более активно задействовать СПФС и другие альтернативы СВИФТ.
Хочу обратить внимание на два подпункта из пункта 3, я их воспроизвожу полностью:
«д) выработка мер валютного регулирования в целях обеспечения баланса спроса и предложения при совершении операций на валютном рынке;
е) выработка мер государственной политики, направленных:
на снижение рисков, связанных с приостановлением операций с иностранными активами Российской Федерации;
на обеспечение соответствия структуры платежного баланса Российской Федерации целям стабильного экономического развития".
Как я понимаю, в подпункте (д) «обеспечение баланса спроса и предложения» валюты не является самоцелью. С помощью такого баланса, вероятно, преследуется более важная цель — обеспечение стабильности валютного курса рубля. Полагаю, что такая цель должна стать краеугольным камнем выстраивания новой валютной системы России.
Без стабильности валютного курса рубля мы не сможем убедить наших торговых партнеров (как из недружественных, так и даже дружественных стран) переходить на расчеты в российской валюте. Неустойчивость валютного курса рубля также станет серьезным препятствием для решения внутренних задач экономического развития страны. Закупки машин и оборудования для российских компаний даже в иностранной валюте будут рискованными. Регулирование спроса и предложения валюты на внутреннем рынке может быть более или менее успешным лишь при установлении жесткого контроля над трансграничным движением капитала.
В начале марта вроде бы были введены такие меры (как временные), но это не спасло российский рубль от невероятных кульбитов: сначала курс рубля начал падать, достигнув 10 марта планки 113 рублей за 1 доллар США. А потом качели пошли в другую сторону, и российский рубль достиг в начале мая рекордно высокого курса — менее 70 рублей за доллар США. Банк России уже посчитал, что российский рубль стабилизировался и начал ослаблять валютные ограничения. Но это опасно. Есть признаки того, что через несколько месяцев качели опять пойдут в сторону ослабления рубля.
Меня также смущает, что подпункт (д) предусматривает продолжение операций на внутреннем валютном рынке. Банк России, как известно, иностранную валюту с конца февраля — начала марта уже не продает и не покупает. На валютном рынке действуют российские коммерческие банки, которые на своих счетах аккумулируют «токсичную» валюту — доллары США, евро, британские фунты стерлингов, японские иены и др. В любой момент коллективный Запад может синхронно нажать кнопки и обнулить все эти валютные счета российских банков. Неужели не понятно, что иностранную валюту на внутреннем рынке России надо запретить?
В России должен обращаться лишь российский рубль, как это предписано статьей 75 Конституции РФ. И если кому-то этой статьи Конституции РФ недостаточно, то следует дополнить нынешний Уголовный кодекс РФ статьей о запрете на использование иностранной валюты подобно той, которая была в свое время в советском кодексе (УК РСФСР).
И если указанное условие будет выполнено, тогда иностранная валюта будет использоваться исключительно для обеспечения внешнеэкономических операций. Валютный курс рубль по отношению к другим валютам можно было бы зафиксировать на определенном уровне. Может быть, на первых порах применять несколько курсов для разного рода операций и разных категорий участников операций. А курс рубля к другим валютам пересматривать лишь иногда, с учетом возможных значительных изменений покупательной способности других валют. Можно было бы вместо прямой привязки российского рубля к доллару и другим валютам привязать его к золоту (золотой паритет рубля), а курс рубля по отношению к другим валютам отслеживать через цены золота в долларах США, евро, британских фунтах, японских иенах и др.
Очень актуален подпункт (е). Упоминаемое в нем «снижение рисков, связанных с приостановлением операций с иностранными активами Российской Федерации» — ничто иное, как избежание возможных повторных заморозок валютных резервов РФ. Самый простой способ снижения таких рисков — минимизация величины валютных резервов РФ. Иностранная валюта, получаемая Россией от экспорта товаров, не должна накапливаться в запасах и резервах. Она должна двигаться (кстати, по-английски валюта — currency, что в буквальном переводе означает нечто «движущееся, текущее»).
Вспомним, что в СССР международные резервы состояли почти исключительно из золота (которое нельзя «заморозить», арестовать или конфисковать), а иностранная валюта, поступающая от экспорта, тут же, «с колес», направлялась на импортные закупки. В том числе закупки машин и оборудования, необходимых для строительства новых и модернизации действующих промышленных объектов.
В советской плановой экономике осуществлялась тесная координация и состыковка во времени экспортных и импортных операций, а импортные операции, в свою очередь, состыковались с планами развития народного хозяйства СССР. Советское экономическое планирование было очень многогранным, включало в себя планы: экспорта, импорта, валютный, капитальных вложений и др.
В пункте (е) формулируется такая задача, как «обеспечение соответствия структуры платежного баланса Российской Федерации целям стабильного экономического развития». А ведь если ее последовательно решать, то мы неизбежно придем к признанию необходимости координации внешнеэкономической деятельности РФ и деятельности по развитию внутренней экономики. А такая координация немыслима без планирования того и другого.
Одним словом, Россия сегодня оказалась в ситуации, которая очень похожа на ту, которая возникла около века назад. Тогдашняя советская Россия оказалась под жесткой блокадой своих бывших союзников по Антанте. Коллективный Запад начал душить Россию для того, чтобы вернуть ее в свое лоно в качестве сырьевого придатка и полуколонии. Вот тогда и родилась в СССР идея индустриализации. Которая, начала реализовываться с конца 1920-х годов. Именно на рубеже 20−30-х годов произошла радикальная смена экономической модели — переход от модели либерально-рыночной (НЭП) к модели мобилизационной экономики. Именно сегодня и нам нужен такой переход.
Если исходить из советского опыта, то новая экономическая модель в части, касающейся валютной сферы, должна в себя включать следующие элементы:
— использование государственной монополии внешней торговли;
— использование государственной валютной монополии;
— планы экспортных и импортных операций и их увязка с планированием развития внутренней экономики;
— формирование международных резервов исключительно с помощью монетарного золота;
— установление фиксированного курса рубля по отношению к иностранным валютам;
— запрет на использование рубля за пределами национальной юрисдикции;
— использование валютных клирингов для расчетов с торговыми партнерами;
— применение наднациональной валютной единицы (типа переводного рубля, который был введен в 1964 году в рамках Совета Экономической Взаимопомощи) для расчетов с дружественными государствами и др.
Желающие более подробно познакомиться с тем, как была устроена советская система валютных отношений и расчетов, могут обратиться к моей книге: «Россия и Запад в ХХ веке. Опыт экономического противостояния и сосуществования» (М.: Институт русской цивилизации, 2015).