Транзит российского газа в Европу 12 мая сократилась примерно на 30% до 53,2 млн куб. м. в сутки после того, как Украина днем ранее прекратила прием для транзита газа через ГИС «Сохрановка», сославшись на то, что она находится под контролем российских сил на территории ЛНР. В результате для прокачки голубого топлива в Европу остался только один вход — ГИС «Суджа». В «Газпроме» заявили, что перенос всех объемов на этот вход технологически невозможен, а все услуги транзита полностью оплачены и расписаны в транзитном договоре.
Украинские власти, препятствуя транзиту российского газа, действуют в интересах США и стремятся устроить газовую блокаду европейских стран, заявил депутат Госдумы от крымского региона Михаил Шеремет.
«Они занимаются откровенным шантажом европейцев. Для всех становится очевидным, что гарантий безопасности транзита газа через Украину больше нет. Там сегодня у власти засели непредсказуемые заядлые русофобы и оголтелые националисты. Поэтому мы предлагаем европейским странам перестать рассчитывать на украинских шантажистов и в срочном порядке рассмотреть альтернативный вариант поставок газа», — заявил Шеремет.
По его словам, единственным спасением для испытывающих высокий дефицит газа стран ЕС стала бы немедленная реанимация проекта «Северный поток-2», который так и не запустили в работу, но об этом никто из европейцев пока даже не упоминает.
Эксперты норвежской аналитической компании Rystad Energy заявили, что решение Украины о приостановке прокачки части российского топлива нарушило транзит газа в Европу, что затруднит планы европейских стран по заполнению подземных хранилищ. А если учесть, что они и так были пустыми, а цены на газ на бирже остаются высокими (это более 1100 долларов а тысячу кубометров), предстоящая зима для европейцев выглядит все более угрожающе.
Президент фонда «Основание», эксперт по энергетике Алексей Анпилогов считает, что Киев начал ставить под угрозу транзит газа по указке Вашингтона, чтобы окончательно разорвать экономические связи между Россией и ЕС. Кроме того, речь, как и сказал Шеремет, уже идет об откровенном шантаже, например, чтобы заставить европейцев еще больше увеличить финансовую поддержку и максимально быстро принять Украину в Евросоюз, как требует Киев.
— Все это делается для того, чтобы в очередной раз представить Россию, ЛНР и ДНР недоговороспособными. Это основная задача киевского режима. Понятно, что никто эту станцию не выводил из строя и не останавливал. Как ни странно, там остается весь персонал, который подотчетен киевским властям, хотя станция находится за линией фронта. Никто не просит их покинуть станцию, принимать российское гражданство или совершать другие действия.
Приостановка транзита — чисто инициатива «Нафтогаза», точнее, отдельной структуры, которая является оператором ГТС. Ее представители сейчас находятся на газоизмерительной станции с украинской стороны и могут спокойно продолжать осуществлять свою деятельность. Такая же ситуация, кстати, была на Чернобыльской станции, когда туда заходили российские войска, сейчас такая же ситуация на Запорожской АЭС. Везде работает украинский персонал, который выполняет свои должностные инструкции, следит за безопасностью, за коммерческой стороной вопроса.
На станции «Сохрановка» ведется учет поступления газа, производятся сверки, подписываются акты. Это все странно, но это происходит даже сейчас. «Газпром» вместе с оператором украинской ГТС в феврале, марте, апреле подписывал акты передачи и приемки газа по транзитной магистрали, несмотря на то, что идет специальная военная операция. Существуют вот такие ограничения применения военной силы.
Через эту станцию качалось порядка 25% транзита в Европу. Понятно, что в его срыве заинтересована не Европа и не Россия. Интересанты — это Киев и Вашингтон, который прекрасно понимает, что в ситуации с Евросоюзом для них нынче «чем хуже, тем лучше». Они используют Украину, как абсолютно управляемый элемент. Страна в полной зависимости, и они рассматривают ее, как исполнителя своей воли.
«СП»: — Но для чего сейчас нужно давить на ЕС, он ведь и так идет в русле санкционной политики Запада? Или это связано с шестым пакетом санкций и эмбарго на российскую нефть?
— Несмотря ни на что, европейцы пытаются сопротивляться. Дальнейшим санкциям противостоит Германия, ряд других стран, которые стараются отстаивать свои интересы. Но США заинтересованы в том, чтобы абсолютно все экономические связи Евросоюза и России были разорваны максимально быстро. Даже быстрее, чем они рвутся сейчас. Украинский газовый демарш служит этой задаче. И, на мой взгляд, таким нехитрым образом эта задача выполняется вполне успешно.
«СП»: — К чему снижение транзита приведет для Европы?
— У европейцев возникнут большие проблемы с заполнением газовых хранилищ. Они и так были пустые, и европейцы хотели воспользоваться весенним падением цены на газ для того, чтобы более активно закачивать в ПГХ сырье. Когда газ скакнул в цене выше 1000 долларов за тысячу кубов, это казалось очень высокой ценой. Сейчас уже «нормальная» стоимость газа составляет 1500 долларов, все кусают локти, что они не закачали газ в прошлом сезоне, в октябре-ноябре.
Теперь европейские планы по закачке будут сорваны. Возможно, будет даже поднят вопрос о временном запуске «Северного потока-2». Очень интересно, пойдет ли Россия навстречу в таком явно временном решении или будет настаивать на том, чтобы газопровод полностью прошел процедуру сертификации и был признан, как газопровод, использующийся для обеспечения энергетической безопасности Европы. «Газпром» уже заявлял, что наземная часть будет использоваться для газоснабжения российских потребителей, но открыт вопрос с морской частью. Мы не знаем, будет ли она когда-то использоваться или останется мертвым грузом на дне.
«СП»: — Может ли Украина и дальше сокращать транзит?
— Мы живем в очень быстро меняющемся мире. Даже станция «Суджа», которая сегодня обеспечивает большую часть перекачки, тоже находится вблизи территории проведения спецоперации. Киев точно так же может объявить ее небезопасной или недействующей. Кроме того, в ходе СВО всегда есть объективные риски, которые в самом деле являются форс-мажорами.
«СП»: — Чего конкретно хотят добиться в Киеве этими действиями? Или это просто дальнейшая дискредитация России?
— На самом деле, у европейцев в данной ситуации не осталось каких-то рычагов воздействия на Киев, которые они еще не задействовали. Сейчас украинские власти, Владимир Зеленский и Дмитрий Кулеба открытым текстом требуют членства в Европейской союзе. Я не уверен, что его так легко им дадут, но транзит — весомый аргумент. Что еще Европа может предложить сейчас Украине? Киев в основном просит денег, преференций, но объем помощи и так является максимальный. Поэтому если украинские власти и дальше будут вести такую политику, это, скорее всего, действительно будет политикой открытого шантажа. Мне кажется, что это европейцы будут воспринимать с меньшей степенью энтузиазма.