Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Siemens, ту-ту: «Сапсаны» и «Ласточки» улетели в Германию

Россия останется без немецкой электротехники, придётся покупать китайские аналоги

16370
Siemens, ту-ту: «Сапсаны» и «Ласточки» улетели в Германию
Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Немецкий концерн Siemens полностью прекращает работу на российском рынке: сворачиваются поставки всех товаров, прекращается обслуживание оборудования, закроются совместные предприятия. Высокоскоростные поезда вскоре встанут на прикол, аналогичная судьба постигнет и многочисленную сложную электротехнику, требующую проведения регулярных ТО и наладки. А всем нам придётся забыть про немецкую бытовую технику,

«Siemens уйдет с российского рынка… Компания начала процедуру прекращения своей деловой и всей производственной деятельности», — говорится в официальном заявлении компании.

Собственно, «неофициальный» уход начался ещё в конце марта 2022 года, когда концерн аннулировал контракт на поставку РЖД поездов «Сапсан». Тогда же, как говорят оптовые торговцы, начались и проблемы с поставками крупных партий электротехники. Как бытовой, так и промышленной. То, что имелось у немцев на российском складе, они исправно отгружали, но новые заказы по тем или иным причинам принимать отказывались. И вот последовало объяснение. Впрочем, вполне ожидаемое.

Читайте также
«Азовсталь»: Украина ищет виновных - кто подсказал русским ходы в туннелях? «Азовсталь»: Украина ищет виновных — кто подсказал русским ходы в туннелях? «Зе-команда» делает из нацистов «Азова» * и сотен наемников «сакральную жертву»

Без России Siemens прекрасно проживёт: на долю нашей страны приходится всего около 1% торгового оборота компании. То есть пустяк. На первый взгляд. Но в нынешних сложных экономических условиях, когда спрос в целом по миру падает, и они играют роль. Лучше немцам от этого точно не станет. И, скорее всего, поставки пойдут по иным каналам — неофициальным.

Но пока будем исходить из того, что продукции Siemens в России больше не будет. Что мы теряем? На бытовом уровне немного. Кухонная и иная техника, конечно, хорошая, но уже давно не немецкая. При «немецкой» цене. В основном сделано в «третьих странах», преимущественно в КНР. И уровень качества, конечно, сильно упал.

«Я чиню кухонные комбайны, кофемолки и прочую подобную технику. Специализируюсь как раз на продукции Bosch-Siemens. Лет 20−30 назад покупать её имело смысл — она была надёжной, практически вечной. Да и сейчас эти изделия исправно работают, им нет сноса. Приносят редко, причём всегда крайне неухоженные. А сегодня брать эту продукцию смысла нет. Во-первых, сделано в КНР и иных странах, не в Германии, как раньше. Во-вторых, в плане надёжности и ресурса конструкция предельно упрощена, приборы, по сути, одноразовые. Проще купить откровенный Китай. Прослужит столько же, но цена в несколько раз меньше», — рассказывает мастер одного мультибрендового сервисного центра.

С электротехникой, даже бытовой, всё хуже. Несмотря на свою цену те же автоматические выключатели Siemens, хоть они тоже не немецкие, имеют ряд преимуществ. Прежде всего, в плане надёжности. Плюс имеется ряд удобных опций, таковые есть не у всех производителей. В общем, хороший товар. Но стоимость… Увы, исходя из соотношения цена-качество большинство потребителей делает выбор в пользу других производителей.

Решения для производства более интересны, хотя тоже очень дороги. Но дороги они уже практически у всех, посему продукция Siemens вполне конкурентоспособна и интересна. Плюс сервисное обслуживание, гарантия, регулярное обновление программного обеспечения. Увы, но все эти конкурентные преимущества уже в прошлом. Почти. Бросать своих постоянных клиентов концерн явно не намерен, некий «малый объём сервисных работ» производится будет. То есть и поставки запчастей и расходников тоже будут. «Фуксом», судя по всему, и небольшие. Типа только для своих…

В целом же хорошего мало, предприятиям придётся переходить на китайскую электрику. В КНР производство различной электрики быстро развивается, поэтому без питания станки и цеха в целом не останутся.

И по бытовой электрике, и по промышленной — не особо сложной — можно довольно быстро подтянуть пресловутое «импортозамещение». Так, очень даже неплохие «автоматы» делает Курский электроаппаратный завод. Но в рознице они представлены очень слабо, купить их продукцию непросто. У торгашей нет никаких стимулов продавать отечественную продукцию, хотя как раз это нынче стоит стимулировать. Условно говоря, продал единицу импортного товара — минус рубль с прибыли. Продал российское изделие — вот тебе кусочек налоговой льготы. Будет работать!

Читайте также
«Адские санкции»: Россия наносит ответный удар «Адские санкции»: Россия наносит ответный удар Что потеряют Америка, Европа, а главное — Германия, когда поставки из РФ прекратятся

Вот с поездами всё неважно. Даже очень. «Сапсанов» (они же Siemens Velaro RUS) больше не будет. СП «Уральские локомотивы», где собирают «Ласточки» (Siemens Desiro), в ближайшее время закроется. То есть высокоскоростных поездов у нас больше не будет. Есть чем заменить?

С 1984-го до 2008 года по маршрута Москва — Санкт-Петербург ходили советские скоростные поезда ЭР-200, которые бегали ненамного медленней «Сапсанов». Но от них решили отказаться в пользу немецких изделий. Потому, что с развалом СССР производство отечественных изделий развалили, а проект «Сокол-250» провалился. При Ельцине был проект РАО «ВСМ» — типичная финансовая афера тех стрёмных лет. Типа понастроим по всей стране быстрых железных дорог. Выпустили кучу облигаций по типу ГКО/ОФЗ, начали активно «пилить» деньги. И всё прикарманили. На оставшиеся крохи на скорую руку сколхозили некоего страхолюдного ублюдка, который не ехал, не тормозил и не управлялся. По салонам гулял ветер, воняло дешёвым пластиком и смазкой, да и сами вагоны ещё на испытаниях начали разваливаться. Проект тихо свернули.

Вся проектная документация по ЭР-200 сохранилась и поныне. Да, это не «Сапсан», по уровню комфорта поезда и рядом не стояли. Автор имел возможность покататься и на том, и на другом. Однако советский экспресс ехал более чем шустро и славился надёжностью. В принципе, после некоторого «тюнинга» он мог бы заменить «Сапсаны». Но именно что в принципе. Производство многих узлов придётся восстанавливать, причём подчас с нуля. Хотя задача вполне решаемая. И РЖД структура очень богатая — если захотят, то осилят. Аналогично с «Ласточкой» — и тут есть варианты. Нужно просто заняться делом, то есть производством.

«Россия сегодня оказалась в ситуации, которая очень похожа на ту, которая возникла около века назад. Тогдашняя советская Россия оказалась под жесткой блокадой своих бывших союзников по Антанте. Коллективный Запад начал душить Россию для того, чтобы вернуть ее в свое лоно в качестве сырьевого придатка и полуколонии. Вот тогда и родилась в СССР идея индустриализации, которая начала реализовываться с конца 1920-х годов. Именно на рубеже 20−30-х годов произошла радикальная смена экономической модели — переход от модели либерально-рыночной (НЭП) к модели мобилизационной экономики. Именно сегодня и нам нужен такой переход», — говорит доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.

Читайте также
На Украине поняли, когда и как закончится спецоперация На Украине поняли, когда и как закончится спецоперация Почему разведка США сообщила о патовой ситуации на фронтах, когда в «незалежной» рушатся тылы

Уход Siemens неприятен, но не критичен. Только вот подобная неприятность может повторяться вновь и вновь. Каналы «параллельного импорта» закроют, и нам придётся вернуться на уровень 50-х годов ХХ века, если не хуже. Без быстрых поездов, электрики-электроники, мясорубок и компьютеров. Долго просуществует такая страна в современном высокотехнологичном мире? Советские ракеты с советскими же «ядрёнбатонами», к сожалению, не вечны, а новых мы делать уже не умеем. Анонсированный несколько лет назад проект новых «атомных поездов» взамен уничтоженных в ходе «разрядки» провалился. Нет ни ракет, ни соответствующего специального подвижного состава. Нужно всё строить заново. А чиновники не хотят.

Пока подвижек по реиндустриализации нет. Это слово вообще исчезло из лексикона наших властей. Как обрезало. Разговоры лишь о каких-то там точечных акциях — вроде помощи тому или иному проекту. Причём отнюдь не стратегического значения. Так, раздёргивание бюджета по мелочам с нулевым результатом.

Отмена таможенных пошлин на ввоз промышленного оборудования даже не обсуждается, налоговые льготы для обрабатывающих производств — тоже. Никаких системных подвижек не видно в принципе. Отраслевым специалистам давно понятно, что и как нужно развивать, в частности, для замены продукции Siemens. Но чиновникам всё равно. Неужели, с надеждой ждут, когда сюда придут их американские хозяева?

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня