Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале написал, что запрет для России выплачивать внешний долг в долларах — «не самое плохое решение». Так он прокомментировал очередные попытки властей США ввести санкции против российского долга.
«Во-первых, всем понятно, что это политический дефолт, а не финансовый. Россия способна погашать любые свои обязательства в любой валюте, если не создавать ей искусственных проблем. Поэтому он никак не скажется на реальной финансовой репутации нашей страны. Следует также помнить, что подобные действия США, создающие технические помехи для исполнения обязательств, должны рассматриваться судом или как форс-мажор, или как виновное поведение кредитора», — приводят слова Медведева информагентства.
Что касается «во-вторых», «наши деньги в этом случае не получат и сами американские держатели долговых бумаг. Причём по вине своей же страны. Сильный ход Байдена, укрепляющий доверие к своей финансовой системе на фоне инфляции и энергетического кризиса», — отметил экс-премьер.
Кроме того, он предположил, что Россия может исполнять свои долговые обязательства в рублях или «не платить вовсе», а неистраченные деньги использовать именно на те цели, «которые очень не понравятся американским маразматикам». Завершил свой пост Медведев поговоркой «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» на английском языке.
Напомним, что глава минфина США Джанет Йеллен заявила 18 мая, что власти страны рассматривают возможность не продлять действие генеральной лицензии, которая позволяла России обслуживать госдолг с использованием замороженной из-за западных санкций валюты.
Западные страны с начала спеоцперации на Украине заморозили около половины золотовалютных резервов Центрального банка России, что составляет около 300 млрд. долларов. Американские власти заявляли, что их цель — «заставить Москву выбирать между „дефолтом“ и истощением долларовых резервов».
Однако после этого Минфин России несколько раз совершал выплаты по внешнему долгу за счет выданной генеральной лицензии — эти средства списывались с замороженных счетов ЦБ в американских финансовых институтах. Также в финансовом ведомстве говорили о том, что готовы осуществлять выплаты по внешнему долгу в рублях, если это будет невозможно сделать в долларах или евро.
Стоит отметить, что и в отношении замороженных резервов Вашингтон пока не определился. Украинские власти и некоторые западные политики призывают передать их Украине, но, как сказала, глава Минфина США Джанет Йеллен, «это не то, что разрешено законом в Соединенных Штатах».
Кандидат экономических наук, глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич убежден, что хотя Украине эти деньги не достанутся, Москве также не следует рассчитывать на их возврат. Что касается госдолга, по мнению экономиста, разумнее всего было бы сразу отказаться выплачивать его, пока Запад не разблокирует активы, так как дефолт рано или поздно все равно неизбежен.
— Непонятно, в каком конкретно суде Дмитрий Анатольевич собирается судиться и предъявлять иски. В американском? Можно представить себе результат этого разбирательства. Суд в Гааге? Он может рассматривать разве что уголовные иски против России, но уж точно не иски Российской Федерации по ее заблокированным резервам. Остальные международные институты фактически парализованы, а решение наших судов Запад, понятное дело, исполнять не будет. Эти деньги заблокировали для того, чтобы давить на Россию, чтобы она признала поражение. Так что суды — это разговоры ни о чем, нужно забыть об этом и исходить из того, что нам эти деньги никогда не отдадут. По крайней мере, до тех пор, пока не будет создана новая международная система.
Точно так же почти наверняка в конечном счете Запад объявит дефолт России, чтобы окончательно удалить ее с мировых финансовых рынков. Технический или нет, все бумаги, так или иначе связанные с Россией после этого уйдут с международного рынка. На самом деле, никакого особого значения это для нас не имеет. Мы уже потеряли золотовалютные резервы, которые больше, чем то, что можно потерять в результате дефолта, поэтому непонятно, из-за чего нам так долго посыпать голову пеплом.
«СП»: — Почему вы уверены в том, что дефолт будет?
— По идее, американцы должны бы радоваться, что им продолжают платить после того, как они ограбили Россию. Но у них есть цель — использовать это, как прикрытие грядущего обвала мирового финансового рынка, который был заложен еще после кризиса 2008−2009 годов. Российским «дефолтом» они объяснят собственный провал.
На нас это не особо повлияет. Мы и так уже изгои в мировой финансовой системе, от которой нас почти отрезали, наша доля в ней — полпроцента. На долговом рынке наша доля еще более ничтожна. Наоборот, мы были донорами этой системы.
«СП»: — Почему бы тогда не отказаться от выплат по международным обязательствам уже сейчас, зачем ждать, пока нам заблокируют возможность платить в долларах?
— Мое личное объяснение в том, что Минфин рвется платить по госдолгу в интересах определенных олигархических групп. Мы с самого начала могли отказаться платить и заявить, что пока наши резервы не разблокируют, ни одной выплаты они от нас не получат, и это было бы самым правильным вариантом. Разумная уступка с нашей стороны — платить в рублях, тем более что есть дружественные нам кредиторы, которые на это согласятся. Но мы стали платить в валюте из резервов, прогнувшись перед западными кредиторами, а теперь они грозят 25 мая вообще не продлить лицензию на дальнейшую оплату.
Дело в том, что российские олигархические группы ведут свою деятельность на международной арене. Мы могли бы отказаться отдавать их долги, и это компенсировало бы заблокированные резервы. Но многие олигархи понаделали на Западе множество неофициальных дочерних предприятий, которые стали вести финансовые операции под залог поставок и даже акций основных компаний. Сумма взятых ими кредитов сопоставима с официальной задолженностью корпоративных структур и золотовалютных резервов. Наши бизнесмены все это нагородили при помощи транснациональны корпораций вроде Goldman Sachs и JP Morgan и вели неофициальную деятельность под залог основной.
В этом я вижу главную проблему. Официальный долг регулируется, и в случае дефолта мы ничего не теряем. Но то, что они там нагородили, не подпадает под это регулирование, отсюда и эта волна арестов на Западе. Западные банки, которые создавали им все эти финансовые структуры, прекрасно знают, где, что и как, и могут все заблокировать. Поэтому в марте и возникла паника среди олигархов, которые поняли, что «все, что нажито непосильным трудом», у них отбирают.
Думаю, чтобы оттянуть эту ситуацию, а в случае дефолта и кросс-дефолта все активы, связанные с Россией будут заблокированы, они и пытаются платить как можно дольше. Ведь если эти активы будут заблокированы, это повлечет блокировку собственности на территории России, под которую и брались все кредиты. В этом случае у российских властей не будет иного выхода, как перевести их в государственную собственность, чтобы они не перешли Западу.
Вот за это время олигархи надеются спрятать эти деньги и активы, перевести в другую юрисдикцию. Может быть, кто-то переводит их даже в Россию, потому что это лучше, чем точно их потерять, хотя пока мы такого не видим.
«СП»: — Почему же Запад тянет с этим?
— Поскольку западные банки тоже участвовали в создании этого непонятного богатства, они заинтересованы в том, чтобы какая-то часть активов осталась нетронутой, поэтому затягивают ситуацию. Они ведь зарабатывали огромные деньги на нашем финансовом рынке, в том числе за счет инсайдерской информации. Кроме того, неопределенность с резервами используется для давления на российскую власть. Понятно, что Украине эти деньги никто отдавать и не собирается.
Возможно, олигархам за это время удастся вытащить примерно половину своих активов, 100−150 миллиардов долларов. Это и есть главная причина российского желания выплачивать долги. Все это понимают, поэтому американцы себя так нагло ведут и заявляют, что все равно закончат этот процесс и приведут нас к дефолту. Но это касается не самых важных для нас активов.
Поэтому нужно заканчивать эту историю, платить долги только дружественным держателям, а остальные пусть берут их из наших заблокированных активов. И если они хотят объявлять дефолт, пусть объявляют, пострадают только вороватые олигархи, так не нужно было выводить активы на Запад. Им же говорил Путин: «Замучаетесь пыль глотать», вот пусть теперь расплачиваются.
Нам нужно заниматься ответными шагами. Все эти офшорные олигархи находятся в иностранных юрисдикциях, таким образом оформлено до 90% ключевых активов. Нужно принимать решение по ним. Это не значит, что нужно сразу все изъять, но подход должен быть понятен. Он удержит Запад от экспроприаций. А историю с долгами нужно заканчивать и держаться от них подальше. Учитывая, что мы выходим из их банкротной финансовой системы, может выясниться, что это еще и не такая большая плата за независимость. Нам нужно создать собственный финансовый рынок и жить дальше.