Развязанная Западом санкционная война против России аукается уже всей планете. Многие страны столкнулись с небывалым топливным и продовольственным кризисом. В Шри-Ланке — революция, в Ливане — угроза голода, в Чили — массовые протесты. Всему виной «американская дубинка», которая бьет по российской экономике.
Project Syndicate: Байден превратил санкции в оружие массового поражения
Американские президенты используют экономические санкции как оружие массового поражения, пишет экономический аналитик Рагурам Раджан в колонке для издания Project Syndicate.
«Санкции не могут разрушать здания и мосты, но они разрушают фирмы, финансовые учреждения, средства к существованию и даже жизни людей. Подобно оружию массового поражения, они причиняют боль без разбора, поражая как виновных, так и невиновных», — жестоко клеймит экономист администрацию Джо Байдена.
Уже сейчас американцы используют санкции против стран, которые чем-то кажутся им неугодными. И через несколько лет Вашингтон вполне захочет «наказать» жестокими санкциями страны из-за позиции ее правительства, скажем, в отношении абортов, изменения климата или прав ЛГБТ. Вашингтон может придумывать любые причины и поводы — предела фантазии «вашингтонских мудрецов» нет, констатирует Рагурам Раджан.
Экономист пишет, что Вашингтон использует санкционное оружие без разбору — и тем самым лишь дестабилизирует мировую экономическую систему. Так, сейчас, после введения санкций против российского Центробанка и крупнейших госбанков, Москва решила активнее развивать «Систему передачи финансовых сообщений» (СПФС), Китай — CIPS, Индия — SFMS.
Таким образом, когда под политическим давлением американцев те или иные страны отключают от глобальной сети обмена финансовыми сообщениями SWIFT, это потенциально может привести к фрагментации глобальной платежной системы.
Помимо законных санкций Вашингтон ведет еще и двойную игру, подчеркивает Рагурам Раджан. Это неприкрытое давление на корпорации с целью прекращения ведения бизнеса в некоторых «неугодных» странах.
Все это тоже пагубно влияет на мировую экономику. Боясь заморозки международных резервов, страны начнут урезать их. Рухнет трансграничное корпоративное заимствование. Частные фирмы, даже самые крупные, не захотят быть посредниками в инвестициях или торговле между странами.
В итоге волюнтаризм Вашингтона приведет к такому чудовищному экономическому кризису, который и представить нереально. Открытые границы, глобализация, инвестиции уступят место всеобщей закрытости и панике.
VOX: американские президенты изобретают санкции на коленке
Вашингтон наращивает количество экономических санкций в геометрической прогрессии. Американский экономист Джонатан Гайер приводит поразительные цифры: начиная с 2000 года, число американских санкций в отношении разных стран выросло почти в 10 раз. Причем одинаково часто использовали их и президенты-демократы, и президенты-республиканцы.
Экономические санкции оказались «заменой военным методам утверждения власти США за рубежом», констатирует Гайер. И подтверждает это цифрами: администрация Барака Обамы во время второго президентского срока ввела 2350 санкций, а администрация Дональда Трампа — 3800 санкций.
Причем каждый следующий президент расширял свои полномочия по введению санкций. И сейчас эти полномочия уже почти неограничены. Именно таким образом Вашингтон пытался экономически уничтожить Венесуэлу, Иран, Никарагуа, Мьянму и многие другие страны. Причем, как особо подчеркивает Джонатан Гайер, все санкции вводились при крайне незначительном контроле Конгресса и безо всякого публичного раскрытия их реальных последствий.
Гайер в колонке для VOX цитирует неназванного экс-чиновника Госказначейства в годы президентства Дональда Трампа.
Обсуждение новых санкций проходило так. В кабинете собирались чиновники федерального правительства. Госдепартамент не хотел ничего делать, Министерство обороны не хотело ничего делать. Поэтому все за столом поворачивались к сотрудникам Казначейства и начинали возмущенно кричать: «Ну, сделайте же что-нибудь!»
Так рождались новые санкции в отношении все новых и новых государств и политиков…
Но подобная система работала в отношении небольших стран вроде Мьянмы или Никарагуа. Россия же — это большая экономика, крупнейший экспортер энергоносителей, металлов, зерна. И в истории просто никогда прежде не было попыток экономического давления на такие крупные страны.
Поэтому и те американские методы, которые худо-бедно работали против Венесуэлы или Никарагуа, против России почти бессильны. Да еще и отражаются в первую очередь на самой западной экономике, подчеркивает Джонатан Гайер.
Он иллюстрирует этот вывод многочисленными примерами. Некоторые страны Ближнего Востока, Африки и Азии столкнулись с перебоями поставок зерна, что может спровоцировать массовые протесты. Мировые цены на продовольствие с начала года скакнули вверх почти на четверть. Европейская промышленность испытывает перебои с комплектующими, Иран — с поставками лекарств… всему виной санкции.
Вашингтон останавливаться не намерен, констатирует Гайер. Более того, вдоволь оттоптавшись на России, американцы переключат внимание на Китай. Только вот сломить его экономическими методами окажется еще сложнее, нежели Россию.