Страны Европейского Союза после долгих обсуждений и споров ночью 30 мая все-таки согласовали эмбарго на поставки российской нефти в рамках шестого пакета санкций против РФ. Правда, не полное, а частичное. Оно касается только морских поставок, но пока не затрагивает трубопроводный импорт по системе «Дружба». Венгрия, Чехия и Словакия, которые не могут получать нефть по морю из альтернативных источников, продолжат пользоваться «Дружбой», Германия и Польша должны отказаться от этих поставок к концу текущего года.
«Соглашение о запрете экспорта российской нефти в ЕС покрывает более двух третьих импорта нефти из России, сокращая огромный источник финансирования ее военной машины. Это максимальное давление на Россию с целью прекращения войны», — написал глава Евросовета Шарль Мишель в Twitter (цитата по ТАСС).
Он добавил, что руководство ЕС намерено как можно скорее «устранить это временное исключение и убедиться, что сможет нацелиться на всю российскую нефть». По его словам, 75% импорта российской нефти в ЕС будет немедленно запрещено, а к концу года этот показатель возрастет до 90%, когда Германия и Польша полностью откажутся от поставок. Мишель назвал эти меры «выдающимся достижением», которые показывают, что европейцы могут быть «сильными, твердыми и жесткими».
Правда, для кого эмбарго станет большим ударом — для России или самой Европы — большой вопрос. Глава Еврокомиссии Усрула фон дер Ляйен заявила, что европейские страны договорились о значительном наращивании инвестиций в альтернативную энергетику, чтобы компенсировать потерю российской нефти, но понятно, что за несколько недель или месяцев такое замещение не произойдет.
Сейчас западные СМИ и политики пытаются убедить общество в том, что Россия от этих жестких мер понесет колоссальные потери. Так, издание Bloomberg подсчитало, что от запрета на экспорт нефти в Европу морским путем Россия потеряет около 10 млрд. долларов в год. Прекращение поставок по трубопроводу через северную ветку нефтепровода «Дружба» в Польшу и Германию сократит доходы РФ еще на 12 млрд. долларов в год. Дополнительным фактором ущерба станет то, что в Азии Россия продает свою нефть с большим дисконтом — скидка достигает 34 долларов за баррель к цене эталонной марки нефти Brent.
Но все эти стройные расчеты держатся на том, что нефть, которая шла в Европу, не поступит на альтернативные рынки, а, как показывает практика, это совсем не так. Интересно, что та же фон дер Ляйен буквально несколько дней назад говорила, что если Евросоюз откажется от российской нефти, это просто приведет к тому, что цены на энергоносители вырастут, и Россия заработает еще больше, продавая свое сырье в Азии.
В недавнем интервью вице-канцлер Германии Роберт Хабек тоже рассказал, что эффект от запрета США на импорт нефти из РФ пока не дал желаемого эффекта. Он указал на то, что эмбарго повысило цены на мировых рынках, так что Россия «получает больше денег, продавая меньше нефти».
Но, видимо, все эти аргументы и доводы рассудка оказались бессильны перед желанием сделать очередной широкий политический жест. Как рассказал «СП» президент научного фонда «Основание», эксперт по энергетике Алексей Анпилогов, даже с учетом скидки на альтернативных рынках Россия потеряет от эмбарго гораздо меньше, чем Европа, особенно на фоне роста цен, которые после объявления ЕС уже достигали 122 доллара за баррель.
— Оценки российских потерь чрезвычайно завышены. Bloomberg считает, что вся эта нефть у России просто пропадет и не будет продана. Но это не так, о чем наглядно свидетельствует динамика поставок российской нефти в Европу, начиная с 24 февраля. В 2020 году Российская Федерация суммарно поставляла в Европейский Союз около 2,75 млн баррелей нефти в сутки. В 2021 на фоне ковида произошло падение до 2,6 млн. барр/сут., в 2002 году до 24 февраля ежедневные поставки составляли 2,4−2,5 млн. барр. Важно отметить, что было разделение этих поставок: 800 тыс. барр. шло по трубам, еще 1,5−1,6 млн. барр. — морским путем.
Фактически сейчас эмбарго касается только морских поставок, это, в лучшем случае, 1,6 млн. барр. исходя из того, что было в начале года. Но на самом деле с 24 февраля еще до принятия эмбарго экспорт российской нефти по морю в Европу уже сократился более чем на 1 млн. барр.
Но это не значит, что всю эту нефть Россия никому не продавала. Это сырье направилось на альтернативные рынки. Основные объемы забрали Индия (600 тыс. барр./сут.), Китай (300 тыс. барр./сут.), и еще ряд стран, на которые приходится около 200 тыс. барр. Как говорится, свято место пусто не бывает. Это же фактически подтвердила Урсула фон дер Ляйен, которая в недавнем интервью сказала, что эмбарго на поставки российской нефти приведет к тому, что Евросоюз будет платить больше, а Россия получит от экспорта своих энергоресурсов столько же, или даже больше за счет общего роста цен на нефть.
«СП»: — К чему приведет частично эмбарго на поставки нефти в Европу, и не возникнет ли дефицита в самом ЕС?
— Нужно понимать, что полный запрет поставок российской нефти в Европу — это химия или бухгалтерская «липа». В танкерах ведь можно возить нефть из разных источников, поэтому большинство перешли на так называемые латвийские смеси — это 49% российской нефти и 51% - сырья из других источников. По таможенным правилам ЕС это уже не считается российской нефтью. На такие смеси по данным сайта Vessel Tracking приходится около 350 тыс. баррелей. Вроде как российская нефть в Европу не попала, но на самом деле была поставлена туда под видом латвийской, литовской и эстонской нефти, то есть сырья этих «крупных» нефтедобывающих стран.
Уже сейчас мы видим рекордные цены на нефть в Европе. 110−114 евро за баррель — это безумие. Когда в 2008—2012 годах нефть вырастала до 90−95 евро за баррель — это уже было огромной проблемой для ЕС, сегодня на фоне эмбарго стоимость нефти будет еще выше, и для Евросоюза это станет катастрофой.
В то же время страны, которые перехватили российскую нефть, будут получать ее со скидкой от возросшей рыночной цены. В итоге у Европы будут болезненные потери, Индия и Китай за счет скидки получат ощутимое конкурентное преимущество, а Россия благодаря общему уровню возросших цен, даже несмотря на скидку, заработает столько же или даже немного больше. Поэтому я совершенно не согласен с оценками Bloomberg. Потери России, о которых пишет агентство, будут виртуальными. Да, России придется немного «поделиться» с новыми покупателями своим дополнительным заработком. Но я уверен, что значительная часть этой ценовой премии останется в российской бюджете.
Уже сегодня благодаря росту цен российский бюджет получает больше. Это несколько скрадывается укреплением рубля. Но с другой стороны, сейчас каждый рубль стоит дороже, идет и удешевление импорта, и масса других моментов, связанных с соотношением курсов. После решения об эмбарго цена на энергоносители продолжит расти, при этом себестоимость нефти останется прежней, значит, Российская Федерация получит даже дополнительную премию за поставки на альтернативные рынки.
«СП»: — Какие проблемы могут быть у европейских стран из-за эмбарго? Например, некоторые НПЗ в Восточной Германии были настроены специально под российскую нефть, смогут ли их быстро переоборудовать?
— Германия, Польша, Франция, ряд других стран, которые получали российскую нефть по морю, к концу года должны окончательно отказаться от этих поставок. Для них это приведет только к подорожанию сырья на собственных рынках. РФ эти оставшиеся 600 тыс. баррелей, которые пока попадают в Европу морским транспортом, просто перераспределит на очень мощные рынки Юго-Восточной Азии, где потребление растет огромными темпами.
Российские сорта нефти дают больший выход дизельного топлива, а это всегда приятно. Легкие сорта нефти легче перерабатывать, но прибыльность этой переработки гораздо меньше. Российская сернистая нефть Urals за счет более низкой цены по сравнению с арабскими сортами и большего содержания тяжелых фракций всегда была выгодна для переработки. Если будет происходить отказ от Urals, нефтепереработка Германии даже при формальном сохранении объемов будет терять рентабельность.
Конечно, полной остановки производства ни в Германии, ни в Европе не произойдет. Часть российской нефти продолжит поступать на эти рынки под видом «прибалтийских смесей». Часть нефти они заместят из других источников. Условно говоря, китайцы будут покупать нефть у России со скидкой, а европейцы вынуждены будут искать дополнительные объемы у арабских шейхов или даже у Венесуэлы, с которой они тоже поссорились. Естественно, с дополнительной переплатой. Поэтому, на мой взгляд, картинка от эмбарго получается безрадостной, в первую очередь, для самих европейцев, а не для России.