В ОПЕК беспокоятся, что санкции, наложенные коллективным Западом на Россию, негативно скажутся на её потенциале в плане нефтедобычи, полагает The Wall Street Journal (WSJ), ссылаясь на анонимные источники. И эта обеспокоенность якобы привела к тому, что некоторые участники картеля начали прорабатывать вопрос о возможной приостановке участия России в сделке ОПЕК+.
Анонимные источники WSJ высказывают мнение, что эмбарго и другие санкции уже «подрывают способность Москвы добывать больше нефти». И на основании этого предположения газета выдаёт прогноз: добыча нефти в России в 2022 году в итоге сократится примерно на 8%.
При этом издание отмечает, что никаких конкретных шагов по увеличению добычи сверх запланированного ранее или по исключению России из сделки карателем не предпринималось.
Напомним, Россия, один из трех крупнейших производителей нефти в мире, в 2021 году договорилась с ОПЕК и девятью странами, в эту организацию не входящими, о контролируемом совместном увеличении добычи сырой нефти. На фоне антироссийских санкций США и некоторые другие западные страны уже призывали страны-экспортёры увеличить нефтедобычу для того, чтобы не допустить дефицита «чёрного золота». Однако пока участники ОПЕК+ отказывались от подобных действий. Неужто передумали?
Востоковед и политолог Станислав Тарасов в этом сильно сомневается:
-В последнее время пошли атаки США на страны ОПЕК, сначала они насели на принца Салмана (Мохаммед бен Салман, наследный принц КСА, фактически, именно он правит страной — ред.). Но принц их атаки отбил. Теперь они пытаются надавить на других членов ОПЕК, чтобы расколоть их позицию, но, по всей видимости, безрезультатно. Мы ждём следующего заседания этого картеля, которое состоится 2 июня. Уже опубликована повестка. Изменений в неё не вносилось. Так что, по всей видимости, эта организация намерена действовать в рамках прежних договорённостей.
Вот тут невозможно удержаться от того, чтобы припомнить, из-за чего принц Салман начал фрондёрствовать. Помните, в 2018 году был скандал с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги? Который зашёл в посольство КСА в Стамбуле, и больше его живым никто не видел. Так вот, при Байдене США обнародовали информацию, якобы доказывающую причастность к убийству журналиста принца Салмана. Наследник престола оскорбился и свёл отношения с Белым домом к необходимому минимуму. В частности, когда президент Байден в марте этого года пытался с принцем Салманом и шейхом ОАЭ Мохаммедом бен Заид аль Нахайяном (об этом сообщила WSJ, ссылаясь на свои источники), то разговаривать с ним не стали. А до этого Саудовская Аравия отказалось увеличивать объемы добычи нефти, о чём США настоятельно просили. Ко всему прочему, саудиты общались с президентом России Владимиром Путиным и заверили его, что будут выполнять договорённости ОПЕК+. Так что можно быть уверенными: пока в президентском кресле сидит Байден, КСА будет демонстративно игнорировать просьбы Большого Брата. Это касается и деятельности в рамках ОПЕК.
К тому же, если говорить о перспективах каких либо ограничений действий России эти картелем, то WSJ, похоже, выдаёт желаемое за действительное, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
— Видел я эту статью. Информация в ней очень расплывчатая. Подтвердить или опровергнуть её я не могу. Но то, что ОПЕК+ крайне заинтересована в соблюдении всех ранее достигнутых договорённостей — это факт. Один раз эти соглашения уже нарушились, было это в 2020 году. И все помнят, к чему это привело. Произошло единоразовое сокращение цен на 20%. То есть рынок отреагировал на это крайне негативно. Но вот если кто-то из членов ОПЕК не увеличивает квоты, в той мере, как это предусмотрено, то в этом ничего страшного нет. И я не думаю, что Россия вдруг решит выйти из ОПЕК, или кто-то попросит её это сделать. Потому что Россия и Саудовская Аравия — это две страны, которые являются хребтом, основой всех соглашений. Не будет одной из них — соглашения развалятся, что немедленно негативно скажется на рынке, в чём никто из членов ОПЕК не заинтересован. А вот нынешнее положение всех устраивает.
Что касается ограничений для России, то они все — искусственные. И она показывает, что очень быстро восстанавливает нефтедобычу. И те, кто вводил санкции, сами в шоке от того, что они не срабатывают так, как ожидалось. Полагаю, что через два-три месяца они убедятся, что санкции вводить бесполезно, потому что они гораздо сильнее бьют по их собственным потребителям.
«СП»: — То, что Россия в апреле снизила добычу нефти на 9%, с чем связано?
— Логистика нарушена. Её нужно заново отстраивать. Мы ведь сейчас больше продаём в Индию и Азию, чем в Европу, а раньше ситуация была обратная. Сейчас мы активно над этим работаем, это не займёт много времени. Вопрос если не недель, то нескольких месяцев. Уверен, что до конца года мы выйдем на нормальный уровень добычи. 500 миллионов тонн в год — это реальная цифра, на которую вполне можно выйти. Так что мы вполне готовы играть по новым правилам, хотя они пишутся без нас.
Эксперт полагает, что нефть, скорее всего, придётся продавать со скидкой. Но, с учётом того, что коллективный Запад делает всё для того, чтобы их вздуть повыше, мы всё равно останемся в плюсе.
И действительно, если посмотреть на динамику цен на нефть в мае, то в глаза бросается их уверенный рост едва ли не каждый день: процент, полпроцента, полтора процента.
Так, 1 мая баррель нефти марки Brent стоил 107,1 доллара, а 31 мая — уже 122,8 доллара.
Как говорится, почувствуйте разницу!
— Предполагаю, что в среднем по году цена будет выше 100 долларов. И это при том, что в Китае еще есть ограничения, связанные с пандемией. Как только он выйдет из пандемии, спрос еще больше увеличится, и это скажется на цене. Рынок сейчас смотрит вверх, убеждён эксперт.