Страны Запада посредством санкций пытаются нарушить российско-турецкое авиасообщение, заявил директор четвертого Европейского департамента МИД России Юрий Пилипсон в интервью ТАСС. Такие попытки особенно чувствительны на фоне и без того многочисленных ограничений на путешествия и могут поставить под угрозу летний отдых для миллионов россиян, не говоря уже о других проблемах.
«Приходится учитывать, что западные санкции среди прочего преследуют цель нарушить российско-турецкое авиационное сообщение. Поэтому профильные ведомства двух стран интенсивно работают, чтобы исключить любые риски и неудобства, которые могут возникнуть у наших туристов, отправляющихся в Турцию», — сказал Пилипсон.
По словам Пилипсона, несмотря на жесткий внешний натиск, Турция продолжает сотрудничать с Россией в двусторонних отношениях, в первую очередь в сфере туризма, который «остается в двусторонних делах одним из наиболее значимых и заметных направлений».
«В целом удовлетворены обещаниями Анкары создать для россиян в Турции все условия для полноценного и безопасного отдыха, держим вопрос на приоритетном контроле», — пообещал дипломат.
Тем не менее, проблемы в транспортном сообщении между Россией и Турцией существуют даже сейчас.
Так, 9 июня в Ассоциации туроператоров России (АТОР) заявили, что из-за нехватки авиарейсов в Анталье туристический поток из России по сравнению с допандемийным 2019 годом в текущем году упадет на 45% и составит 2,9−3 млн. россиян. В первую неделю июня, по данным организации, из РФ в Анталью прибыло 452 рейса. Но в прошлом июне число рейсов, даже несмотря на «ковидные» ограничения, достигало 160 в день.
Дело в том, что из-за санкций в авиаотрасли возможности российских авиакомпаний совершать международные перелеты крайне ограничены. Турецкие же перевозчики не могут полностью обеспечить необходимый объем, к тому же им согласовали 450 рейсов в неделю как максимум.
В то же время, даже сократившееся число российских туристов вносит серьезный вклад в ВВП Турции. В мае глава Федерации отельеров Турции Сурури Чорабатыр рассказал, что средний доход с одного российского туриста вырос до 840 долларов, и они планируют довести эту цифру и до тысячи. То есть даже с трех миллионов российских туристов Турция получит минимум 2,5 млрд. долл., и понятно, что страна не собирается просто так терять этот заработок (это не говоря о прочих статьях экономического взаимодействия с Россией и бонусов, которые Анкара получает после ухода западных компаний с российского рынка).
Не случайно с самого начала конфликта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что страна не будет вводить ограничения против России, несмотря на санкционную кампанию западных государств. Также ведется работа по расширению использования карт российской платежной системы МИР в Турции.
Координатор ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков считает, что российским туристам ничего не угрожает и Запад в отношении Турции не пойдет дальше угроз.
— Турция — серьезный авиахаб, через нее проходят огромные пассажиропотоки, и ей выгодно поддерживать этот статус. А сегодня Турция хочет стать еще и, если можно так сказать, эксклюзивным поставщиком авиауслуг для России. Не думаю, что угроза санкционного давления может заставить ее отказаться от этого.
Запад, конечно, будет пытаться всячески ограничить авиасообщение между Россией и Турцией, но, как мне кажется, будет заниматься тем, что можно назвать «мелкие пакости» — различные предупреждения, невыдача разрешений и так далее. Что касается серьезных санкций, не думаю, что Запад, особенно европейцы, на них пойдут. Любые ограничения против турецкий авиакомпаний или авиаотрасли Турции мгновенно приведут к удорожанию перелетов в целом, а они и так стали намного более затратными из-за закрытия российского воздушного пространства.
Поэтому на уровне политического нарратива призывы к отказу от сотрудничества с Россией в адрес Турции будут раздаваться, но вряд ли они приведут к чему-то конкретному.
«СП»: — Может ли это быть давление в рамках НАТО?
— Давление на Турцию в рамках НАТО, скорее, ведется в плане попыток заставить Анкару отказаться от сотрудничества с Россией в военно-технической сфере, но мы видим, что Турция этому сопротивляется и настаивает на своем суверенном праве выбирать поставщиков вооружений самостоятельно.
Руководитель и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров также сомневается, что Запад пойдет с Турцией на открытый конфликт из-за авиаперелетов, но признает, что рычаги давления и возможности для санкций у него есть.
— Первый инструмент давления, который распространяется не только на Турцию, но и на все страны мира — это запрет на полеты самолетов российских авиакомпаний иностранного производства, которые до этого были зарегистрированы в иностранных реестрах, то есть находятся в лизинге. На этих самолетах мы практически никуда летать не можем, даже в Турцию и Китай, поскольку им грозят арестами и санкциями по авиационной линии.
Если говорить именно о Турции, речь может идти о вторичных санкциях. Запад угрожает третьим странам ограничениями, если они в принципе будут обслуживать любые самолеты наших авиакомпаний, даже российского производства. С точки зрения международного права это абсолютно неправомерно. Пусть Евросоюз и США ввели санкции, это их внутреннее дело. Турция — независимая и суверенная страна, почему они указывают ей, самолеты каких авиакомпаний она имеет право обслуживать, а какие — нет? Это полное нарушение международного права, но мы видим, что сегодня оно вообще не действует. Санкции могут ввести по любому, даже надуманному поводу, и в отношении любой страны.
«СП»: — Значит, для наших туристов все же есть реальная угроза остаться без авиасообщения с Турцией?
— Думаю, что вводить санкции в отношении Турции они не рискнут. С Анкарой у ЕС и США и так непростые отношения — это член НАТО, кандидат на вступление в Евросоюз уже много десятилетий. Введение таких санкций было бы практически равносильно объявлению войны. Турция всегда резко реагирует на любые выпады в ее сторону, и авиасообщение с Россией — это для Запада не тот повод, чтобы окончательно рассориться с турками.
Политолог, эксперт по международным конфликтам Евгений Михайлов считает, что ответ Турции в случае усиления санкционного давления может быть жестким.
— На Азербайджан Запад воздействовал тем, что не будет страховать их самолеты, которые преимущественно застрахованы в британских компаниях, после чего Баку сдал назад по определенным направлениям. То же самое могут попробовать сделать с Турцией. Но Турция — страна НАТО, да и в целом она помощнее, поэтому с ней так просто поступить не получится.
Запад пока делает заявления по поводу того, чтобы нарушить авиасообщение с Россией. Но Турция кровно заинтересована в российском турпотоке. Это миллиарды долларов, и она найдет, чем ответить западным партнерам.
«СП»: — Чем, например?
— Если Запад начнет предпринимать серьезные санкции в этом направлении, это будет означать полный разрыв отношений. Это не та страна, на которую можно давить. Сегодня Турция пользуется тем, что происходит, она не участвует в санкционном давлении на Россию, имеет свои дивиденды. У нас всегда были особые отношения. Даже если наши интересы жестко пересекались, в открытую конфронтацию мы не вступали. Сейчас Запад теряет от разрыва отношения с Россией и санкций, Турция же, напротив, многое приобретает.
Если начнется игра с этими транспортными хабами, Турции есть, чем ответить. Например, сейчас идут разговоры о том, чтобы запустить зангезурский коридор на спорных для Армении и Азербайджана территориях (проект транспортного коридора длиной около 40 км через территорию Сюникской области Армении, рассматривающийся в качестве возможного средства транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и его эксклавом Нахичеванской Автономной Республикой, — прим. ред.)
На фоне заявления президента Казахстана Токаева, который сказал, что они с Россией друзья, но будут придерживаться санкций, вырисовывается перспектива зангезурского коридора, в котором заинтересованы Иран, Турция, Россия и Азербайджан. Думаю, мы найдем выходы из любой ситуации.