Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

РЖД проложат БАМ-2 на Калимантане

Владимир Путин и Джоко Видодо договорились запустить «русскую матрешку» в индонезийские джунгли

6379
РЖД проложат БАМ-2 на Калимантане
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Сначала РЖД проложит железнодорожную магистраль сквозь пока неизведанные джунгли, мимо болот и вулканов. Затем московские строители помогут построить новый, более развитый столичный мегаполис на сравнительно малонаселенном индонезийском острове. По ходу этого на Калимантан должны еще подтянуться российские предприниматели различного формата и профиля.

«Имеются хорошие перспективы для деловых контактов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры. В частности, компания РЖД могла бы подключиться к реализации масштабной инициативы руководства Индонезии о переносе столицы страны на остров Калимантан. В этой работе, масштабной безусловно, могла бы принять (участие — „Интерфакс“) и российская столица Москва, которая демонстрирует очень хорошие темпы и качество собственного развития», — заявил президент РФ Владимир Путин на днях по итогам российско-индонезийских переговоров.

В чем заключаются эти «хорошие перспективы», в первую очередь для РФ и российских компаний? Каковы риски для «русской матрешки»: землетрясения, цунами, особенности внутренней политической ситуации, различные препоны со стороны недружественных РФ стран и др. И чего здесь больше — политики или бизнеса? Эксперты полагают, что хватает и того, и другого.

— Мне кажется вполне логичным, что Россия, теряя свои прежние рынки продуктов и капитала, вынуждена двигаться в Азию, — считает политолог Евгений Минченко:

— Индонезия — большая, в первую очередь по количеству жителей, страна — с большими запросами. Представляет собой развивающийся рынок. Поэтому российское продвижение там — вполне нормальная история. Печальный опыт СССР? Но сейчас же речь идет о зарабатывании денег, но не о выдаче каких-то безвозвратных кредитов и тому подобном — в обмен на идеологическую поддержку. Нас же не волнует, какая там идеология в данной ситуации, нас волнует, можно ли там денег заработать. Здесь доминируют экономические интересы.

Читайте также
Золото, серебро, медь: У России дошли руки до добычи в Арктике Золото, серебро, медь: У России дошли руки до добычи в Арктике Электричество для горнопромышленных кластеров дадут плавучие АЭС

— Думаю, процесс намеченного взаимодействия будет не быстрым, но неизбежным, потому что Индонезии это объективно необходимо, — считает президент научного Фонда «Основание» Алексей Анпилогов:

— РЖД уже почти восемь лет пытается зайти на индонезийский рынок. Это был проект строительства и грузовой железной дороги на Калимантане, и потом был проект скоростной железной дороги… То есть это давно обсуждается, и, я думаю, мы еще долго будем находиться в процессе согласования и обсуждения технико-экономического обоснования такого рода проектов там.

Сложным будет проектирование, поскольку железная дорога — это порт, это гораздо более сложный объект. А в случае с Индонезией строительство ж/д будет осуществляться в сложных климатических условиях, потому что большая часть этой страны, в частности, направление от Калимантана, где планируется строительство, это джунгли. Причем, часто девственные, толком не исследованные.

Там, соответственно, прокладка любой дороги будет начинаться с топографической съемки местности, которая не велась в объемах, необходимых для строительства железной дороги. Но в целом надо понимать, что Индонезии сейчас очень важно улучшить свою инфраструктуру. Потому что до этого была ставка на морской транспорт, но это понятно — Индонезия, условно говоря, страна тысячи островов, население жило, в основном вдоль побережий. Два самых густонаселенных острова — это Ява и Суматра, а Калимантан, кстати, менее населен.

Поэтому транспортная специфика была основана на морском транспорте. А перевозки между портами осуществлялись на каботажном транспорте. Но построение такой транспортной сети уже не устраивает эту страну — численность населения растет высокими темпами, уже под 300 миллионов человек: страна мусульманская, соответственно, рождаемость очень высокая, а смертность уже низкая.

Также, старая транспортная сеть осложняет разведку и добычу полезных ископаемых. Индонезия только в 50-х годах освободилась от колониального правления, до этого голландцы особо не вкладывались в инфраструктуру. В силу ряда причин страна оказалась не развитой и не успела развить железнодорожную сеть, а сейчас старается наверстать упущенное время.

Кроме того, в этой стране есть проблемы с энергетикой, сейчас она угольная, потому что Индонезия была исторически крупным производителем нефти, ныне мультинациональная, а ранее голландская компания Shell изначально вела там разведку. Но уже лет пятнадцать, как Индонезия не может больше экспортировать нефть, которая вся потребляется внутри страны, а энергетика все больше и больше переходит на уголь.

Недавно Индонезия ввела эмбарго на экспорт угля — из-за роста населения и промышленности его не хватает. И поэтому освоение таких менее населенных островов, как Калимантан, является стратегически важным для Индонезии, потому что там угольные запасы, а основные потребители на Яве и Суматре. Соответственно, уголь надо вывозить в порты и перебрасывать к электростанциям. Поэтому, я думаю, у РЖД есть там определенные перспективы.

Конечно, работа нашей компании будет осложнена еще и санкционными режимами, которые пытаются ввести западные страны. Индонезии, судя по всему придется выбирать некий «срединный» путь, то есть, не примыкать полностью к западным санкциям, но все-таки к ним прислушиваться. Это видно по поведения президента Индонезии, который как раз принимает саммит G-20. И президент РФ Владимир Путин будет присутствовать на этом саммите удаленно, потому что определенные трения между Индонезией и Россией по поводу санкций все-таки присутствуют.

— Риски, связанные с природными факторами и изменениями во внутренней политике Индонезии, конечно, исключать нельзя. Однако, с учетом многолетнего сотрудничества, которое в реальности доказало надежность российско-индонезийских отношений, серьезных поводов для беспокойства не предвидится, — считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:

— Индонезия выступает постоянным, надежным и многолетним партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ на конец 2021 года товарооборот между Россией и Индонезией составил около 3,3 миллиарда долларов, то есть, увеличение по сравнению в 2020 годом составило более 40 процентов. Среди показателей экспорта России в азиатские страны Индонезия определенно лидер, не считая Китая и Индии, конечно.

Это хорошая новость для наших экспортеров, занимающихся химической промышленностью и металлами, так как в топе по экспорту в Индонезию как раз эти направления. В свою очередь, партнеры из Индонезии смогут обеспечить замещение товаров, из-за санкционного давления более не представляемых Европой — сельскохозяйственное сырье, например.

Динамика развития Москвы, признанного мировыми рейтингами города с показательной инфраструктурой и комфортностью для жизни, может послужить примером выстраивания инфраструктуры для Калимантана. Кроме всего прочего, тесное сотрудничество столиц в вопросах реализации такой амбициозной задачи не только усилит внешнеэкономические связи, но и станет важным историческим шагом как в истории Индонезии, так и России.

Читайте также
Японцы обещают состряпать атомную бомбу за пару дней Японцы обещают состряпать атомную бомбу за пару дней Токио готово отказаться от безъядерного статуса, так как американский «ядерный зонтик» более не внушает доверия

Взаимодействие с Индонезией может послужить прекрасным примером эффективной реализации программы «Поворот на Восток».

— РЖД может поучаствовать в проекте переноса столицы Индонезии разными способами, — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

— Во-первых, она может перевозить необходимые строительные материалы и оборудование, экспортируемые из РФ, по привлекательным ценам, что ускорит их поставки в Индонезию, а значит, и сам проект строительства новой столицы. Кроме того, компания может взяться за создание в новой столице системы рельсового транспорта, которая обеспечит потребности города, причём, не только текущие, но и на перспективу.

Также РЖД может начать строительство новых железных дорог на полуострове, соединение их с существующей сетью железных дорог страны. Конечно, компания может организовать продвижение на местный рынок отечественного подвижного состава, как грузового, так и пассажирского, а также различных локомотивов. Деятельность отечественной компании в Индонезии может этим не ограничиваться.

Например, она может помочь в решении транспортных проблем в стране в целом, в том числе в нынешней столице. У РЖД есть опыт создания Московского центрального кольца, не исключено, что и для Джакарты компания может предложить нечто подобное. Конечно, если компания начнет работать в Индонезии, то будет учитывать все факторы риска, как она делает при осуществлении проектов в других странах.

В случае с Индонезией это высокая сейсмическая активность, сложный климат (высокая температура, влажность, большое количество осадков, риски цунами и извержений), геополитические условия и многое другое. Все это будет принято в расчет, что позволит реализовать все проекты в срок с высоким качеством.

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня