Компания Siemens Energy назвала политическим решение Канады вернуть недостающую турбину для работы газопровода «Северный поток», сообщает Reuters.
«Это политическое решение об отправке является необходимым и важным первым шагом для доставки турбины. В настоящее время наши специалисты интенсивно работают над всеми дальнейшими согласованиями и логистикой», — заявили в компании.
После того, как турбину доставят на газопровод, ее планируют передать «Газпрому». Отмечается, что в настоящее время немецкие специалисты работают над разрешением логистических вопросов для ее поставки.
Сообщается также, что канцлер Германии Олаф Шольц поблагодарил власти Канады за решение вернуть недостающую турбину для работы «Северного потока».
В середине июня «Газпром» заявил о технических проблемах с трубопроводом «Северный поток», поскольку газоперекачивающие агрегаты бренда Siemens находятся в ремонте в Канаде и не могут быть возвращены из-за санкций. После этого начались переговоры Берлина и Оттавы о возвращении турбины. Берлин заверял, что вернуть агрегат следует в Германию, а не в Россию, что не будет нарушением санкционного режима.
При этом украинские власти просят не отдавать турбину. В Минэнерго Украины настаивают, что санкции запрещают передачу России любого оборудования, связанного с газом. Там считают возможное решение по возврату турбины России необоснованным нарушением санкционного режима.
Агентство Reuters со ссылкой на анонимного собеседника в министерстве энергетики Украины сообщило, что ведомство связывалось с канадцами и просило не отдавать турбину. При этом немецкий посол Сабина Шпарвассер выразила мнение, что Оттава находилась под давлением Украины и поэтому не могла вернуть турбину для газопровода.
Так что же произошло?
— Производителем газоперекачивающих агрегатов являлся канадский завод «Роллс-Ройс», — поясняет заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Позже это производство было выкуплено компанией «Сименс». Поэтому немцы обслуживают турбины в Канаде — по месту изготовления.
Газ по «Северному потоку» прокачивается компрессорной станцией «Портовая». На ней установлены восемь газоперекачивающих агрегатов. Как раз один из них стал предметом споров Германии и Канады.
При этом турбины принадлежат «Газпрому», он их заказал в 2007 году у «Роллс-Ройса»
Представьте, что в «Роллс-Ройсе» не один двигатель, а восемь, но работают они как один. И обслуживать их можно только на официальном сервисе.
«СП»: — Насколько важна эта турбина? Без нее трубопровод не работает? Заменить ее нечем?
— ГПА нельзя заменить. Во всяком случае оперативно. А вывод из эксплуатации агрегата — это пропорциональное снижение мощности прокачки.
«СП»: — Для чего, по-вашему, вообще все это затевалось, и кто был инициатором? Цель была в ом, чтобы перекрыть СП-1 или вынудить «Газпром» больше прокачивать через Украину?
— Не надо искать хитрый план там, где все можно объяснить глупостью. Немцы и канадцы не согласовывали свои санкционные ограничения ни друг с другом, ни с компаниями, интересы которых могут быть этими санкционными ограничениями затронуты. «Северный поток» просто что первым ярким примером этой несогласованности.
«СП»: — Если бы Канада турбину не вернула, что тогда? Чтобы делали немцы и «Газпром»?
— «Газпром» в текущих обстоятельствах все устраивает: Берлин и Оттава спорят, цены на газ растут, а Россия не имеет к этому ни малейшего отношения.
Немцы могли бы упросить Украину снять ограничения с ГИС «Сохрановка» или упросить Польшу поступиться частью санкций, чтобы заработал газопровод Ямал — Европа. Ну, или они могли бы дать разрешение на временную эксплуатацию «Северного потока — 2».
Но всё это маловероятно. Скорее всего они бы печально смотрели за разрастающимся дефицитом и рассказывали бы друг другу, что в этом виновата Россия.
«СП»: — Чего это Канада пошла на компромисс? Угроза остановки СП-1 и оставления Европы без газа подействовала на Оттаву?
— Даже такие профессионалы, как министр иностранных дел Германии, способны донести свои проблемы до союзников за неполный месяц. Ещё раз замечу, что во всей этой ситуации не было хитрого плана, только непродуманность. Вот теперь приходится разбираться с подводными камнями.
— Сначала о том, почему Канада поначалу намеревалась так демонстративно игнорировать интересы Германии, которой газ, поставляемый по «Северному потоку», жизненно необходим, — говорит политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
— Этот вопрос ведь мог быть решен без большого шума. Но серьезную роль сыграла, конечно, украинская диаспора, которая в Канаде достаточно влиятельна. Когда пропагандистский эффект от канадского демарша был исчерпан, включились другие механизмы, и договоренность была достигнута.
«СП»: — Угроза остановки СП-1 и оставления Европы без газа подействовала на Оттаву?
— И это тоже сыграло роль. Канада играет исключительно на стороне Украины. Проблемы Германии и в целом Европы для нее вторичны.
«СП»: — Решение названо политическим, чтобы Канада могла не нарушить санкций. По-вашему, можно ли считать это прецедентом? Будут ли другие страны искать способы нарушать санкции, не нарушая их формально?
— Не этот прецедент, а ситуация в энергетике ЕС, которая сложится к осени, заставит и другие страны Евросоюза действовать более адекватно.
«СП»: — Просьбы Киева не услышали? Он так настаивал, чтобы Канада не возвращала турбину. Его голос тут вообще кого-то интересовал?
— Как я уже сказал, в Канаде к мнению Украины прислушиваются, потому что страна после Второй мировой войны стала местом сбора бандеровского отребья. В Германии на ситуацию смотрят, конечно, по-иному, но и там до последнего времени украинская диаспора успешно вела свою политическую игру.
Отношение к украинцам стало меняться, когда немцам на фоне ковидного экономического кризиса пришлось столкнуться еще и с волной беженцев с Украины. Разрыв отношений с Россией еще более усугубил экономические проблемы Германии. Пришлось поступать в ущерб навязываемому общеевропейскому единству с Украиной.
«СП»: — Для немцев это победа? По-вашему, эта история их чему-то научит?
— Для немцев это прагматичное решение строго в немецком духе. А вот научит ли их эта история чему-то, трудно прогнозировать. Думаете, случайно вдруг стало известно о закрытой вечеринке с участием Шольца, на которой девушкам подмешивали «наркотики для изнасилования»?