Обсуждаемое западными странами ограничение цен на российскую нефть еще сильнее повлияет на поставки энергоносителей. Недавно японский премьер-министр Фумио Кисида признался, что страны «Большой семерки» (G7) собираются установить «потолок цены на российскую нефть». Хотят сделать себе пятьдесят процентов от нынешней стоимости под видом того, что мир столкнулся с ситуацией, когда рушатся основы.
Евросоюз только мечтает быстро найти альтернативу российской нефти, а это оказалось трудно. Москва, поискав, тут же нашла новых покупателей. А в ближайшее время может открыть себе новые рынки сбыта, заявил изданию «Хуаньцю шибао» декан Китайского исследовательского института энергетической политики Линь Боцян. Об этом сообщает РИА «Новости».
Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов не верит в перспективность нынешнего западного подхода к ценообразованию:
— Посмотрите какая у них логика: сначала они говорят, что вообще не будут покупать российскую нефть и нефтепродукты. Одно лишь это намерение привело к росту цен на нефть — как же иначе, это очевидно. Теперь европейцы уточняют, что да, покупать нашу нефть они вскоре не будут, хотя срок для этого еще не пришел, поставки в Европу лишь сокращаются.
А вот индийцы с китайцами покупают российскую нефть со скидкой. Европа при этом получает нефть подорожавшую — нехорошо! Кто-то, мол, «в шоколаде», а мы страдаем, наше население недовольно ростом цен на нефтепродукты. Раз китайцы и индусы довольны, то давайте скажем, что и мы тоже готовы покупать российскую нефть, но со скидкой. Вот какие мы умные!
Но Россия отвечает, что как поставщик сама намерена выбирать — нужно ли ей продавать нефть со скидкой. Скорее всего, российское правительство ответит: «недружественным странам со скидкой не продаем». В результате Запад не добьется ничего, их потребители продолжат страдать, а правительства — биться в истерике со словами: опять Россия неправильно себя ведет, все ужасно! Вот к чему это все приведет.
Мне кажется, они сами понимают всю бесперспективность этих авантюр и должны «изобрести» что-то другое.
«СП»: — Последние тенденции в большой политике Запада — отнюдь не добиваться положительных результатов, лишь что-то изображать. Собрались руководители, поговорили, обсудили, а результатов — ноль.
— Ну почему ноль? Не ноль, а наоборот — рост цен в их же странах.
«СП»: — При этом мы еще не забыли те времена, когда цена на нефть была невысокой, но при этом Россия ее прилежно продавала. Быть может, и сейчас наши согласятся на требования Запада? Ведь Китаю с Индией продаем со скидкой. Быть может, и Западу продадим подешевле, даже в ответ на их такие невежливые требования? На вежливые просьбы наверняка согласимся, например, если они прекратят поставки оружия на Украину.
— Об этом же вообще речи нет — никаких уступок в этом вопросе Запад делать не намерен. Речь о том, что Азия пользуется преференциями, и Европа — тоже хочет.
Россия, конечно, может снизить цены на нефть — в обмен на что-то. Например, в ответ на отмену санкций, или на отмену заморозки наших золотовалютных резервов. Но ничего такого не предлагается. Принцип такой: мы вам — экономические санкции, а вы нам нефть подешевле. Сомневаюсь, что такой подход у нас будет воспринят «на ура».
«СП»: — Аналитики одного из крупнейших банков мира, с центром управления в Нью-Йорке, JPMorgan Chase & Co, считают, что Россия способна уменьшить добычу нефти на пять миллионов баррелей в сутки без серьезного ущерба для собственной экономики. В результате ЕС и США неминуемо придется иметь дело с повышением цен на нефть.
— Пока, за период жестких западных санкций, мы видим, что произошло сокращение поставок в Европу и рост поставок в Азию. Общая российская добыча сохранилась на прежнем уровне — никакого существенного снижения нет. Оно было, в самом начале, когда ввели санкции, пришлось менять логистические схемы, но к лету логистику перенастроили и все работает нормально.
«СП»: — Значит, у Запада опять ничего не получится?
— Или получится что-то плохое для них самих. Хорошее вряд ли получится, а плохое — наверняка. Им сложно помешать делать себе плохо…
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что у Запада может получится надавить на Россию лишь в том случае, если абсолютно все, включая потенциальных покупателей российской нефти присоединятся к требованиям Запада:
— Тогда Россия не сможет продавать нефть по рыночной цене. Но не понятно, как договариваться с Индией и Китаем? Да и все остальные покупатели понимают принципиальные риски: на одной чаше весов у них возможность покупать российскую нефть со скидкой. А на другой чаше весов — риски.
Но уже сейчас у них есть возможность — пожалуйста, договаривайтесь с российскими компаниями. Нынешняя скидка примерно 30$ за баррель. Если нефть сейчас на рынке стоит 100−110$, то российский Urals —марка экспортной нефтяной смеси продается по 70−80$ за баррель — можно покупать, а это огромный дисконт.
Однако если попробуют платить еще меньше, присоединившись к инициативе создания «потолка» на российскую нефть, то в ответ есть риск получить запрет на поставку нефти в те страны, которые пытаются это делать. И тогда они останутся без российских поставок, а мировой рынок — столкнется с дефицитом нефти. В итоге вся остальная нефть подорожает радикально, до 150−200$ за баррель.
Никто ведь не дает гарантии, что Россия согласится на продажу по фиксированной цене. Наоборот, наша страна показывала неоднократно, что подобное давление — не приемлемо, на такое будет ответ.
Например, в газовой сфере, как только в Германии арестовали дочерние компании «Газпрома», Россия ввела санкции против них. Так что, если, например, в Японии введут потолок цен, предлагая продавать им по 40$ за баррель, то Россия может вообще не поставлять туда нефть.
«СП»: — Такое возможно?
— Эффект будет двоякий. Россия может запретить поставлять тем, кто хочет фиксированную цену. Если эти объемы перераспределятся на другие рынки — в страны, которые не присоединились к этим, по сути, новым санкциям против России, то на мировом рынке цены существенно не поднимутся.
А если Россия сократит на этот же объем добычу и экспорт, тогда это породит увеличение цен. И чем больше стран будут включатся в подобную борьбу, тем выше будет цена. И не только на российскую нефть. Дефицит будет усугубляться.
«СП»: — Почему больше всех волнуются в Японии?
— Потому что сраны G7 — уже собрались отказываться от российской нефти с 2023 года. Так что о какой фиксированной цене для них вообще может идти речь? Канада — сама экспортер нефти, ее это не касается. Кому они вообще собираются навязывать фиксированную цену? Одним только бедным японцам. Все это — очень странно выглядит на уровне G7. Тогда давайте уж заменять эмбарго на российскую нефть на потолок цены и это обсуждать.
Данная идея изначально была именно такая — вместо эмбарго, а не дополнительно к эмбарго. Ее высказала министр финансов США Джанет Йеллен. В экономике США начались проблемы — нефти не хватает. Когда вводили санкции против России, наша страна сокращала экспорт, дефицит усугублялся, и цена подрастала.
Первоначальная идея была проста: сделать так, чтобы Россия экспортировала максимальные объемы нефти. Тогда, в итоге мировой рынок насытится, и цена на нефть — снизится. Джанет Йеллен предлагала сделать так, чтобы никто не мешал России экспортировать максимальные объемы.
США могут не покупать российскую нефть, главное, чтобы Россия экспортировала по максимуму. Тогда и любая другая нефть подешевеет. Логично было бы убрать эмбарго в Европе. Но его не отменяют. Они хотят и то, и другое.
«СП»: — Это похоже взаимоисключающие вещи, некий «перебор» в карточной игре. Но Байден скоро хочет поехать в Саудовской Аравию и просить арабов всемерно нарастить добычу нефти вместо России. Получится у Америки таким образом снизить цену на нефть?
— Здесь вопрос упирается в сохранении сделки ОПЕК+. Сейчас саудиты добывают по максиму из того, что им положено по квотам ОПЕК+. И тут, по сути, если идет речь идет о радикальном увеличении добычи Саудовской Аравией, то придется нарушить соглашение для гарантированного насыщения рынка.
Саудиты пока не видят в этом смысла. Что они получат взамен, какие-такие бонусы которых у них еще нет? Ведь у них и так есть деньги, поскольку они продают свою нефть дорого. У них есть американские базы «для защиты» своих богатств. Есть американское оружие. Разве что кто-то начнет угрожать им дестабилизацией и свержением режима? Но они и так главный союзник Америки на Ближнем Востоке! Поэтому ради чего им стараться?
А вот если они разрушат соглашение ОПЕК+, то в следующий раз им уже не договориться с Россией. Наша страна никогда не пойдет на вторую такую сделку.
Если были бы у американцев существовали какие-то весомые аргументы, то США Саудовскую Аравию давно бы убедили. Но мы этих аргументов не слышим.
На самом деле у этих стран политически — очень напряженные отношения. Саудиты эти противоречия прекрасно видят. Но главное Саудовская Аравия вывалила на рынок довольно большие объемы своей нефти. И не только за счет добычи, но и за счет продажи нефти из своих хранилищ. Так что держаться на максимуме добычи им будет очень сложно.