Единодушие западных государств по поводу антироссийских санкций все чаще дает сбой — в очередной, седьмой по счету, пакет Еврокомиссия (ЕК) рекомендовала запретить импорт золота, но не вводить ограничения на сельхозпродукцию, пишет «Коммерсант».
В пресс-релизе ЕК говорится, что принимаемые меры воздействия «никоим образом не направлены на торговлю сельскохозяйственной продукцией между третьими странами и Россией». Ранее принятые рестрикции будут продлены на полгода, в январе 2023-го они будут обсуждаться снова.
Также в рамках очередного пакета предполагается ввести санкции в отношении более чем 50 физических и юридических лиц, сообщает агентство Bloomberg. Впрочем, не исключено, что в отношении некоторых деятелей персональные санкции ЕС будут ослаблены и даже сняты (хотя вероятность такого поворота событий не слишком велика). Во всяком случае в судах рассматриваются иски Алишера Усманова, Алексея Мордашова, Андрея Мельниченко и его супруги Александры Мельниченко — всего около физических 30 лиц. Также планируется более жестко контролировать поставки передовых технологий.
Запланированные меры будут обсуждены руководителями внешнеполитических ведомств стран ЕС на плановой встрече 18 июля в Брюсселе. Интересно, что ранее источник агентства Reuters в Еврокомиссии рекомендовал считать очередной комплекс мер не седьмым, а «шестым с половиной» пакетом из-за его малого объема.
Что касается вывода из-под санкций аграрной продукции, то в данном случае ЕК приняла решение уточнить положение дел с украинским зерном, которое заблокировано в портах из-за начала боевых действий. Ранее украинский президент Владимир Зеленский заявлял, что объем не вывезенного зерна составляет 20−25 млн. тонн, по словам же Владимира Путина в портах скопилось 5−6 млн. тонн пшеницы и 7 млн. тонн кукурузы, напоминает РБК.
Также известно, что в Стамбуле состоялись переговоры между делегациями России, ООН, Турции и Украины по зерновому вопросу. Предложения российской стороны были рассмотрены и во многом поддержаны большинством участников встречи, правда, до конкретного соглашения дело пока не дошло.
Экономист, руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников считает, что ослабление санкционной удавки в отношении России вызвано угрозой мирового продовольственного кризиса.
— Понятно, что переговоры в Стамбуле имеют большое значение и они могут привести к соглашению. Но до реализации соглашений пройдет немало времени, а до тех пор ситуация остается неопределенной. К тому же непонятно, сколько там зерна в портах «зависло» — называются различные данные. Но даже если ситуация разрешится благополучно, это не избавит от других проблем мирового продовольственного рынка.
«СП»: — Каких?
— Например, подорожание логистики. Ее стоимость стала расти еще в период пандемии коронавируса. К тому же ее призрак снова замаячил на горизонте. Так, в Китае снова отмечены ее вспышки и введение соответствующих ограничений. Да и ВОЗ предупредила о новой ковидной волне. Все это привело к тому, что подорожание фрахта — за полгода почти на 60% — оказалось одним из факторов роста продовольственных цен. К тому же не исключено, что наш экспорт тоже окажется меньше ожидаемого, хотя он рос в последние годы.
«СП»: — Больше причин нет?
— Есть опасения, что нынешнее лето у некоторых странах — ведущих европейских аграрных производителей окажется слишком засушливым, такие прогнозы есть, и урожай будет меньше ожидаемого. Поэтому экспорт сырья из России и Украины является крайне важным. Вообще, проблему мирового продовольственного кризиса уже поднимают на своих площадках МВФ, Всемирный Банк, страны «Большой двадцатки». Возможно, будут создаваться резервные фонды продовольствия на случаи подобных кризисов.
«СП»: — Аграрное производство в Европе покрывает ее потребности?
— В целом — покрывает. Но, как я уже заметил, возможны сложности в связи погодными условиями. Главное их опасение — нехватка продовольствия вызовет очередной приток беженцев из стран третьего мира и, как следствие рост социально-экономических проблем. Поэтому в данном контексте ослабление санкций в отношении российского продовольствия выглядит вполне логичным. Но и нам расслабляться не стоит — допуская послабление в одном направлении, западные страны непременно нарастят давление в другом. Это касается и ограничений на импорт нашего золота и попытки установить предельную стоимость нефти, о чем было объявлено.
«СП»: — Этот предел могут установить?
— Очень может быть, что такие попытки ни к чему не приведут. Но они говорят, что давить на нас будут пытаться по многим направлениям. И к этому следует быть готовыми.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин замечает, что в реальности официальных ограничений на поставку российского зерна не было и ранее.
— Можно сказать, что реально ничего и не снимали. Просто выпустили детальные разъяснения для банков, страховых и логистических компаний, которые под страхом возможных вторичных санкций отказывались обслуживать контракты, связанные с поставками российского зерна. Это уже вторая лицензия, но только теперь более детализированная. Сам факт выпуска лицензии и официальных разъяснений не снимает проблем с невидимыми барьерами, но позволит российским экспортерам более аргументированно отстаивать свои права на мировом рынке зерна.
Мы рассчитываем, что и другие страны, участвующие в санкционной эскалации, выпустят аналогичные разъяснения, что позволит российским экспортерам беспрепятственно снабжать зерном народы нуждающихся стран.
Экономист Андрей Бунич убежден, что в настоящее время западные страны просто ведут дело к отмене невыгодных для них санкций, отсюда и снятие ограничений на поставки аграрной продукции.- Не нужно думать, что их действительно заботит положение в странах Африки и вообще «третьего мира» и они решили из гуманистических соображений снять с нас ограничения. На самом деле, введенные ранее санкции были рассчитаны на то, чтобы шокировать нас, запугать и заставить пойти на уступки.
Потому что с экономической точки зрения они были совершенно не просчитаны. Их последствия Запад понял, но ему нужен был благовидный повод для начала отмены ограничений. И такой предлог найден, поэтому наши оппоненты будут потихонечку «отползать», так как их первоначальный наскок не сработал.
— Те, что для них не выгодны. Но это не значит, что давление на Россию прекратится. Нет, конечно. Это как в боксе — если не получилось «задавить» противника мощной одной мощной атакой, нужно пытаться одолеть его постепенно, вести позиционный бой. Так и западные страны будут делать. Впрочем, некоторые меры ранее отменили те же американцы. Они вообще сделали хитро — на европейцев оказывали давление для соблюдения мер давления, а сами некоторые барьеры убирали. Более того, они даже разработали пути обхода введенных ограничений, которые использовали.
Так что, давить на нас продолжат, но более хитро, постепенно, здесь они большие мастера. В каком-то плане ситуация напоминает 1970-е годы. Тогда рухнул доллар, левые силы на Западе были очень сильны, существовал мощный социалистический блок. Запад понял, что одним напором нас не победить и сменил тактику. Нанес решающий удар в 1980—1990-е годы. В общем, нам не следует забывать уроков истории.